Крупнейшие ритейлеры, включая «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана про» и Hoff, отправили письмо премьеру Михаилу Мишустину с предложением ввести ряд ограничений для маркетплейсов. Об этом сообщил «Коммерсантъ», который ознакомился с обращением. Авторы письма подтвердили газете его отправку, а близкий к правительству источник — получение. В кабмине на запрос издания не ответили.
Что не нравится рознице? «Коммерсантъ» пишет, что офлайн-ритейлеры фактически поддержали «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, Т-банк и Совкомбанк, которые ранее предложили запретить маркетплейсам прямые скидки и бонусные программы. В письме торговые сети указали, что онлайн-платформы навязывают потребителям и продавцам услуги своих банков. Ритейлеры считают нужным перенять опыт США, Китая и Турции, где власти обязали маркетплейсы «вывести финансовые сервисы в отдельный регулируемый периметр либо запретили владение кэптивными финансовыми структурами».
Скидки — самая большая проблема. Больше всего традиционную розницу не устраивает агрессивное снижение цен на маркетплейсах — это делается за счет продавцов, для которых повышаются размеры комиссий и штрафов, отмечают авторы обращения. При этом публично онлайн-платформы «объясняют свои инвестиции в снижение стоимости товаров необходимостью поддержания привлекательных низких цен». Для решения этой проблемы торговые сети предложили определить предельный объем средств, который доминирующие маркетплейсы могут применять для снижения цен за свой счет.
Субсидии и скидки на маркетплейсах приводят к «уничтожению других каналов продаж», говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. С ним согласился гендиректор «М.Видео-Эльдорадо» Феликс Либ, отметивший, что «скидки должны оставаться нормальным коммерческим инструментом, а не механизмом вытеснения конкурентов за счет кросс-субсидирования».
В ноябре крупнейшие банки направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с предложением запретить маркетплейсам снижать цены как напрямую, так и через косвенные механизмы финансирования: бонусные системы, возвраты средств и маркетинговые субсидии. Кредитные организации считают, что исключение можно сделать для собственных товаров платформ и социально значимой продукции, однако любые скидки, акции и привилегии не должны зависеть от способа оплаты или банка-эмитента карты.
В Wildberries заявляли Frank Media, что расценивают инициативу банков как попытку «нерыночным путем ограничить развитие банков маркетплейсов и самих платформ». В Ozon говорили, что предложение кредитных организаций «станет причиной повышения цен для 85 млн покупателей платформ, прежде всего в малых городах и селах, где живут более 50 млн человек».
