← Негабаритные и опасные грузы

Ставка фрахта нефтяных танкеров останется высокой до середины 2026 года - прогноз

Стоимость аренды крупнейших нефтяных танкеров (VLCC) сохранится на высоком уровне как минимум до первой половины 2026 года из-за старения мирового флота и западных санкции, которые выводят многие суда из легального оборота, пишет Reuters. Однако во второй половине 2026 года цены могут начать снижение.

В последнее время цена перевозки нефти на таких судах-гигантах выросла примерно до $130 тыс. в день. Это вызвано высоким спросом со стороны стран ОПЕК+ и одновременно сокращением числа доступных танкеров. Многие суда попали под санкции за перевозку нефти из Ирана, России и Венесуэлы. Дополнительные сложности создают атаки в Красном море, из-за которых маршруты становятся длиннее.

Ожидается, что в 2026 году загрузка флота VLCC достигнет 92% — максимума с 2019 года (для сравнения, в 2025 году ожидается 89,5%). Ситуацию усугубляет возраст судов: почти 44% всех VLCC в мире старше 15 лет, и их реже используют из-за снижения безопасности и эффективности. При этом почти 18% супертанкеров в этом классе уже находятся под санкциями.

На рынке также активно работает «теневой флот» для перевозки санкционной нефти. По данным Lloyd's List Intelligence, под санкциями США, Великобритании или ЕС находится 921 танкер из 1423, работающих с российской, иранской и венесуэльской нефтью. Всего же в мире около 9 тысяч танкеров, не затронутых санкциями.

Первое ощутимое снижение ставок возможно во второй половине 2026 года, когда судоходные компании начнут получать новые танкеры, поставки которых запланированы на этот период. Однако ситуация может быстро измениться, если, например, суда снова начнут активно ходить через Красное море.

«НиК» отмечает, что главные драйверы высоких цен на фрахт танкеров — санкции и старение флота, а не только рыночный спрос на нефть. Санкции искусственно сократили предложение на рынке морских перевозок и подняли цены для всех участников, включая тех, кто санкции не нарушает. «Теневой флот» только усугубляет ситуацию, «оттягивая» себе часть судов.

К слову, «Коммерсант» пишет, что на прошлой неделе ставки фрахта для танкеров с нефтью РФ стали уменьшаться после максимумов в начале месяца. По направлению на Турцию они снизились на 5,0-5,1%, по направлению на Индию — на 1,9-2,0%.