← Негабаритные и опасные грузы

Как на Нововоронежской АЭС-2 монтировали уникальный транспортный шлюз

Как на Нововоронежской АЭС-2 монтировали уникальный транспортный шлюз

Транспортный шлюз прибыл в Нововоронеж из Волгодонска водным путём. Иначе, как на грузовой барже, доставить целиком столь крупногабаритный груз, который весит 228 тонн, было бы просто невозможно. Такое оборудование на российской АЭС монтируется впервые. За беспрецедентной операцией наблюдал корреспондент "Коммуны". Казалось бы, всё просчитано, продумано до мелочей. Однако, несмотря на это, на лицах всех тех, кто задействован в уникальной операции, можно было прочитать волнение.
- Это последнее тяжеловесное оборудование, которое открывает нам прямую дорогу к конструктивному завершению всего здания реактора первого энергоблока, - отметил управляющий Нововоронежским филиалом ОАО "Атомэнергопроект" Александр Пендюрин.
Он рассказал журналистам, что вес корпуса шлюза на подъёме увеличился. Один только гак крана весит 9,5 тонны плюс такелажные приспособления. И на выходе получается, что поднять на высоту девятиэтажного дома предстоит все 250 тонн.
Доверили это сделать гусеничному крану немецкого производства "Demag". Его грузоподъемность - 1250 тонн, а высота 110 метров. Это самый мощный кран в России. Кран впечатляет не только своими размерами, но и техническими возможностями. Кабина крановщика, в буквальном смысле слова, напичкана "умными" приборами, техническими приспособлениями.
Потребовалось около полутора часов, чтобы "Demag" поднял 250 тонн на высоту девятиэтажного дома.
Главные действующие лица в сложнейшей технологической операции - специалисты МСУ-4 ОАО "Энергоспецмонтаж" (входит в контур управления ОАО "Атомэнергопроект"). Они уже выполняли работы по монтажу корпуса реактора, парогенераторов и другого оборудования реакторного отделения.
Люди, техника застыли в ожидании команды, но её всё еще нет. Холодный, осенний ветер пробирает до костей.
- А почему не поднимают? - не удержавшись, спросил кто-то из журналистов Александра Пендюрина.
- На данный момент бортовой компьютер крана тестирует в автоматическом режиме все его системы, - пояснил он. - Как только главный механик доложит о готовности грузоподъёмной техники, так сразу начнём.
Как оказалось,
существуют и ограничения при подъёме такого крупногабаритного оборудования. В частности, сила ветра не должна превышать 14 метров.
Начинаем судорожно гадать: а какой же сейчас силы ветер? Никому не хотелось возвращаться в редакцию, не увидев до конца весь процесс.
Затянувшуюся паузу прервал звонок мобильного телефона. Начальник стройки, выслушав доклад, даёт добро на подъём шлюза:
- Всё нормально: все системы крана в исправном состоянии, ветер до 10 метров, порывистый. Можно начинать.
"Немец", не напрягаясь, словно там и не было этих сумасшедших тонн веса, снял стальную капсулу с подставки. Оченьмедленно корпус шлюза поплыл вверх. А внизу рабочие канатами старались удержать многотонную бочку в нужном направлении. Потребовалось около полутора часов, чтобы Demag бережно "поднёс" ценный груз к транспортному порталу, где на 26-метровой высоте установлена специальная тележка и смонтирован рельсовый путь, ведущий внутрь здания реактора первого энергоблока.
Это лишь первый, видимый этап, который завершится перемещением корпуса между наружной и внутренней защитными оболочками здания реактора. Установка шлюза в проектное положение позволит приступить к последней операции: натяжению системы преднапряжения, которая представляет собой специальные металлические тросы, многократно усиливающие прочность гермооболочки.
Операция прошла успешно. Корпус шлюза аккуратно уложили на тележку. Директор МСУ-4 ОАО "Энергоспецмонтаж" Юрий Абраменко работой своих людей доволен:
-Квалификация специалистов была доказана на монтаже корпуса реактора, парогенераторов. Люди знают своё дело - это профессионалы. Достаточно много времени ушло на подготовку этой операции.
Энергоблоки с реакторами ВВЭР-1200, которые здесь устанавливаются, - головные, многое делается впервые, да и само оборудование уникальное.
Шлюз играет важную роль в системе безопасности. Недаром его ещё называют транспортным коридором. Именно через шлюз в ходе планово-предупредительного ремонта и во время замены ядерного топлива в реакторный зал осуществляется доставка грузов.
При перемещении грузовой платформы по рельсовому пути поочередно - как в отсеках космического корабля - открываются и закрываются ворота шлюза. Таким образом, обеспечивая герметичность реакторного отделения, шлюз защищает персонал станции и окружающую среду от радиоактивного воздействия.
Кстати, на российской АЭС транспортный шлюз такой конструкции используется впервые. Это обусловлено инновационной компоновкой и дизайном НВ АЭС-2. Ранее аналогичное оборудование, разработанное специально для энергоблоков нового поколения, было установлено на АЭС "Бушер" (Иран) и АЭС "Куданкулам" (Индия), построенных по российским проектам.
...Ещё один важный этап в строительстве атомной станции позади. Сегодня здесь счёт идёт на часы, минуты и даже секунды. В штабе сооружения Нововоронежской АЭС-2 установлен монитор, показывающий обратный отсчёт времени до пуска первого энергоблока, который запланирован на 22 декабря 2014 года. В тот день, когда поднимали транспортный шлюз, табло напоминало, что до завершающего события остаётся 390 дней.
Фото: Валерий Казанов
Коммуна