← Коммерческий транспорт

КАМАЗ показал свой первый грузовик с "троллейбусным режимом"

В Челнах открылся новый производственный корпус "ЦФ КАМА" - совместного предприятия КАМАЗа и немецкого концерна Zahnrad Fabrik по производству коробок передач и их деталей. Тем временем внимание журналистов и приехавших на мероприятие высоких гостей было приковано не к ним, а к новому грузовику модели "КАМАЗ-65206", который сегодня показали впервые. Это первый в истории челнинского автогиганта гибридный автомобиль, который может ездить как на дизтопливе, так и на электричестве.

Маневрировать на электротяге грузовик может пока лишь 5 км, но дает при этом расчетную экономию топлива до 17% за счет рекуперации энергии торможения. Впрочем, опрошенные "БИЗНЕС Online" эксперты в ближайшие годы хороших перспектив для таких грузовиков не наблюдают.
"Производственные мощности возрастут в 2,5 раза"
Президент РТ Рустам Минниханов и глава Ростеха Сергей Чемезов открыли в Набережных Челнах новый производственный корпус "ЦФ КАМА" - совместного предприятия КАМАЗа и немецкого концерна ZF (Zahnrad Fabrik). Участниками церемонии также стали глава концерна ZF Friedrichshafen AG Штефан Зоммер, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, мэр автограда Василь Шайхразиев, вице-премьер - министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.
Благодаря открытию нового корпуса СП получит собственное термическое производство, а также сможет расширить номенклатуру моделей коробок передач и их деталей. До 2016 года инвестиции в совместное предприятие составят около 90 млн. евро, а его производственные мощности возрастут в 2,5 раза. С конвейеров "ЦФ КАМА" будет сходить до 50 тыс. коробок передач Ecosplit и Ecomid в год. Они будут поставляться не только на КАМАЗ, но и на ряд других предприятий, в том числе на МАЗ.
СП "ЦФ КАМА" - первое производство, созданное на КАМАЗе с участием иностранной компании и выпускающее продукцию под ее торговой маркой.
Открытие нового корпуса общей площадью более 22 тыс. кв. м позволит СП расширить номенклатуру локализованных моделей коробок передач и их деталей. На сегодня этот показатель составляет 47%, планируется довести его в будущем до 95%.
Сергей Когогин надеятся, что сотрудничество КАМАЗа с немецкой компанией получит дальнейшее развитие и не только по коробкам передач, но и по другим продуктам компании ZF
"Потребность в коробках ZF резко возрастает"
Выступая с приветственным словом, Минниханов прежде всего поздравил всех присутствующих с победой команды "КАМАЗ-Мастер" на "Дакаре-2014", отметив, что это победа принадлежит всем камазовцам, татарстанцам. Также он упомянул, что на гоночных грузовиках стоит коробка передач ZF, которая прекрасно служит.
- Сегодня мы открываем уже расширенное производство на территории 22 тысяч квадратных метров. Создано 350 высокотехнологичных рабочих мест, - сказал президент РТ. Чемезов же в своем выступлении дополнил Минниханова, уточнив, что в будущем количество рабочих мест на данном предприятии увеличится до 500.
- Сегодня здесь производится продукция, которая по своему качеству нисколько не уступает той, что производится в Германии и других странах, - заявил глава Ростеха. - Привлечение высокотехнологичных производств в Россию позволяет приобретать новые возможности для наших предприятий. Ростех и в дальнейшем будет помогать КАМАЗу развиваться, ведь укрепление связей с мировыми промышленными лидерами - одно из стратегических приоритетов Ростеха.
Поздравляя заводчан, Когогин выразил уверенность в том, что сотрудничество КАМАЗа с немецкой компанией получит дальнейшее развитие и не только по коробкам передач, но и по другим продуктам компании ZF. "Самое главное - наступил период "Евро-4", и потребность в коробках ZF резко возрастает. Мы очень рады тому, что совместными усилиями смогли подготовить это производство на растущие потребности нашей компании. Это первенец по передаче технологий, привлечению партнеров по производству автокомпонентов не только для КАМАЗа, а в целом в России", - сказал Когогин. Зоммер в свою очередь подчеркнул, что благодаря расширению производства создается еще больше возможностей для выпуска новой продукции.
"Будущее наступит не завтра, а послезавтра"
Затем для высоких гостей была организована экскурсия по предприятию. Она завершилась возле двух разных моделей "КАМАЗов", одним из которых особо заинтересовался президент РТ. Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" главный конструктор научно-технического центра КАМАЗа по агрегатам и спецтехнике Андрей Савенков, это базовая модель "КАМАЗ-65206" - гибридный автомобиль, который может ездить как на дизтопливе, так и на электричестве.
-Здесь стоит коробка передач ZF с гибридным модулем. Инверторы-накопители позволяют производить зарядку. Здесь также имеется электропривод передних колес, который тоже работает на электричестве, и независимая передняя подвеска.
Такую независимую переднюю подвеску на таких грузовиках на сегодня имеет только Volvo.
Если коротко, то это машина, которая при торможении позволяет рекуперировать энергию (рекуперация энергии - превращение механической энергии движущихся на спусках автомобилей в электроэнергию - прим. ред.). Основная задача - экономия топлива, а не автономное движение на электричестве. Предусмотрена возможность маневрирования на чистой электрической энергии до 5 километров, допустим, внутри заводов, чтобы не было шума и выхлопов, - рассказал Савенков.
Как уточнил руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, проблема гибридных грузовых автомобилей заключается в том, что им не хватает мощности заряда аккумулятора.
- Никто еще не создал гибридный грузовик, потому что не хватает мощности. А мы нашли интересное решение, когда есть и обычная тяга, и электрическая.
Расчетная экономия топлива составляет до 17 процентов,
- поделился Афанасьев.
Савенков добавил, что это первый опытный автомобиль, однако сейчас на КАМАЗе собирают еще 8 таких же для проведениякомплексных испытаний. Причем из них два будут иметь еще и газовый двигатель, что даст дополнительную экономию.
Позднее, уже уезжая с предприятия, Минниханов похвалил главного конструктора КАМАЗа Даниса Валеева:
- Молодцы, молодцы! Я когда увидел... - вместо слов у президента были одни эмоции - он удивленно покачал головой.
Давая характеристику новой модели по просьбе корреспондента "БИЗНЕС Online", Когогин сказал:
- Это гибрид, в который мы верим. За ним будущее. Оно не завтра, а послезавтра, но наступит точно!
Гибридный грузовик
Ростех инвестирует в КАМАЗ 60 млрд. рублей
В конце мероприятия каждый из VIP-персон ответил на один вопрос журналистов. Корреспондент газеты "БИЗНЕС Online" поинтересовался у Чемезова, стоит ли ждать в 2014 году содействия со стороны Ростеха в привлечении инвестиций для КАМАЗа и других предприятий Татарстана.
- У нас много предприятий на территории Татарстана, - сказал Чемезов. - Это и КАМАЗ, в который мы вкладываем немало средств. Поскольку мы являемся основными акционерами, то те деньги, которые мы, по сути, должны получать в качестве дивидендов, до недавнего времени направляли в развитие КАМАЗа. Кроме того,у нас в республике есть ряд предприятий, входящих в состав концерна "Радиоэлектронные технологии", Казанский электротехнический завод, ряд других предприятий. Естественно, мы будем вкладывать средства в расширение и модернизацию производства. Пока рано говорить о том, что в этом году будут привлечены зарубежные партнеры, но в то же время наша основная задача - привлекать сюда современных производителей, лидеров в своем направлении. На КАМАЗе, например, функционируют уже 7 совместных предприятий. Поэтому, конечно же, будем искать инвесторов, в том числе и иностранных.
Позднее руководитель службы коммуникаций Ростеха Василий Бровко уточнил, что планируемый объем инвестиций в КАМАЗ в ближайшие несколько лет составит 60 млрд. рублей. Они будут направлены на широкомасштабную модернизацию производства и обновление модельного ряда. "В Татарстане функционируют 14 предприятий госкорпорации, большинство из которых находятся в хорошем финансовом состоянии, и в их развитие мы будем продолжать вкладывать средства", - сказал Бровко.
Отвечая на вопрос о том, что получил КАМАЗ благодаря сотрудничеству с ZF, Когогин подчеркнул, что это в первую очередь высочайшее качество производимой продукции.
- Мы получили новейшую конструкцию. Компания ZF впервые вынесла за пределы Германии производство такой коробки к нам в Россию. Мы работаем с технологическим лидером. Мы получили себестоимость, высочайшее качество, и нам нет необходимости рисковать и заниматься инвестициями в эту область. У нас много и других инвестиционных задач, - отметил рулевой КАМАЗа.
Он также высказался по поводу решения правительства РФ о предоставлении из федерального бюджета субсидий автопроизводителям, которые позволят компенсировать до 70% совокупных затрат отечественных автозаводов на утилизационный сбор, введенный для них под давлением ВТО.
- Механизмы по поддержке инвестиционной деятельности автопрома в стране созданы, они, с моей точки зрения, прекрасно функционируют. Для нас опубликование этого решения не было новостью, мы занимались его продвижением. Конечно, мы участвуем в этой программе и рассчитываем на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам в большем размере, как так в этом году стартует наша большая инвестиционная программа, - сказал Когогин.
"Никакой альтернативы дизелю нет"
Газета "БИЗНЕС Online" поинтересовалась мнением экспертов о том, будет ли новая гибридная модель КАМАЗа востребована сегодня и в будущем? В чем плюсы и минусы такого автомобиля?
Николай Мордовцев - заместитель главного редактора журнала "Рейс" (Москва):
- Мне такие машины знакомы, во время презентаций в Европе я ездил на Volvo и на Mercedes-Benz с аналогичными установками. В принципе, это дело перспективное, но для России пока такие автомобили мало актуальны. Проблема еще и в том, что аккумуляторы, сами установки - они очень дорогие.
Сложно сказать, когда такая машина станет востребована. Я в середине 1980-х заканчивал Московский автомобильно-дорожный институт, и уже тогда мы, студенты, спрашивали у своих профессоров, когда у нас все будет на электричестве, когда будем ездить на атомной энергии и тому подобное. И 30 лет назад профессора нам отвечали: "Никакой альтернативы дизелю на сегодня и в обозримой перспективе нет". Я присоединяюсь к мнению своих профессоров и добавлю, что не так перспективны электромобили, как автомобили на газе. Это ближайшая перспектива - думаю, в ближайшие 10 - 15 лет большая часть автопарка будет работать на газе.
КАМАЗ в свое время был лидером в производстве автомобилей с газобаллонными установками, применялся газодизельный цикл. Это тоже было в конце 1980-х годов. Так что у КАМАЗа большой опыт, да и вообще в России опыт по части газобаллонных автомобилей большой. Перевозчики сегодня сами переводят машины на газ, это хорошо видно на примере "Газелей".
Что касается электродвигателей, это перспектива не ближайших 10 лет, тем более для России с нашими запасами нефти и газа. КАМАЗ просто лишний раз демонстрирует свой инженерный потенциал, и ему это удается. Тем более у Zahnrad Fabrik есть опыт в этом плане, потому что они свои коробки уже адаптировали для электромотора, для DAF и для Iveco в частности.
Юрий Стуков - директор ООО "КАМАЗАвтоМаркет" (ведущий дилер КАМАЗа в Уральском регионе):
- Насколько я понимаю, это демонстрация перспективных разработок. Говорить о сиюсекундной востребованности такого рода автомобилей нельзя, они достаточно дороги. Да и перспектива в 5 - 10 лет для нашей страны... Территории, где автомобили такой комплектации сегодня широкоиспользуются, можно пересчитать по пальцам. Это в основном страны или города, которые в свое время принимали масштабные международные мероприятия, например Олимпийские игры, как мы сегодня. Под эти задачи буквально стаскивался подвижной состав, для которого ключевым параметром являлась экологичность и, как следствие, экономичность. Так что нельзя сказать, что в мире наблюдается выраженный тренд подобного характера.
В то же время данное направление прорабатывается сегодня во всем мире. Но пока такие машины делают для того, чтобы показать - мы стремимся к производству экологичных и экономичных автомобилей. Более того, фактически готовы обеспечивать тот технический уровень, который соответствует мировым параметрам. То есть это имиджевая машина, демонстрация уровня и потенциала фирмы.
Фото: business-gazeta.ru
БИЗНЕС Online