← Коммерческий транспорт

Как КАМАЗ пожертвовал на новую кабину половину прибыли

Акции КАМАЗа на российском фондовом рынке попытались отыграть затяжное падение минувшей недели, подорожав почти на 10%. Тем временем очевидных объективных поводов для оптимизма у инвесторов не так уж и много - помимо грозящей миллиардными убытками истории с захватом камазовского имущества на Украине негатива добавила опубликованная отчетность автогиганта. Как выяснил аналитический центр "БИЗНЕС Online", по итогам прошлого года КАМАЗ потерял 3,2% выручки и 4,7% продаж, однако все равно усилил свое присутствие на просевшем еще сильнее российском грузовом авторынке.

Отчетность испортила настроение инвесторов
На днях акции ОАО "КАМАЗ" на российском фондовом рынке выбились в лидеры роста на фоне общего позитивного течения торгов. Вопреки ожиданиям экспертов биржи встретили новости о результатах референдума в Крыму не падением, а ростом котировок. Впрочем, 35 рублей для КАМАЗа - ниже даже уровня конца2012 года, когда акции автогиганта стоили 37,45 рубля, не говоря уж о 52,23 рубля на 31 декабря 2013 года...
Не сумели подавить рост котировок негативные новости с Украины, которые добавили дополнительные подробности к беспрецедентной для современной России и Татарстана  истории с захватом камазовской техники. Напомним, вооруженные люди в камуфляже, примерно 60 человек, на таможенном складе в Черниговской области Украины захватили 50 грузовиков "КАМАЗ", принадлежащих челнинскому автогиганту. Из-за прекращения продаж на Украине их планировалось вывезти для продажи в Казахстан. В Челнах опасаются за судьбу собственности компании, а это около 150 автомобилей, более полусотни прицепов, здание камазовского сервисного центра, и за безопасность сотрудников КАМАЗа и их семей. Как сообщил "БИЗНЕС Online" пресс-службы челнинского автогиганта Олег Афанасьев, сумма ущерба при потере техники составил до 600 млн. рублей, а в случае потери и другого имущества, принадлежащего КАМАЗу, превысит миллиард (!) рублей.
Но затем опубликованная годовая бухгалтерская отчетность производителя грузовиков несколько поубавила оптимизма инвесторов.
Захватить половину падающего рынка
Согласно опубликованному годовому бухгалтерскому отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО "КАМАЗ" снизилась на 3,2% - со 110,7 млрд. рублей в 2012 году до 107,2 млрд. рублей в 2013 году. Посткризисный рекорд остается за 2012 годом, а абсолютный максимум - за 2008 годом. Реализация КАМАЗа на рынке РФ также снизилась на 4,7% - с 40192 автомобилей и комплектов в 2012 году до 38304 автомобилей и комплектов в 2013 году.
Однако
совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн просел аж на 28,5% - до 84 тыс. штук по итогам 2013 года.
В результате потерявшему былые темпы КАМАЗу удалось даже увеличить (!) свою долю на нем. Если по итогам 2012 года челнинский автогигант контролировал треть российского рынка крупнотоннажной грузовой техники, то по итогам минувшего года - уже 44,8%, то есть почти половину отрасли. Впрочем, заслугой КАМАЗа на короткой дистанции это достижение назвать нельзя - такое явление характерно для падающего рынка, когда покупатели сокращают объемы и горизонты инвестирования, отдавая предпочтения доступной, быстроокупаемой и понятной технике.
kmz1.jpg
Минус 4 тысячи работников
Тем временем радикально снизить себестоимость по итогам прошлого года КАМАЗу не удалось - она уменьшилась всего на 1,2% до 93,9 млрд. рублей. В итоге предприятие зафиксировало падение валовой прибыли на 15,3% до 13,28 млрд. рублей по итогам 2013 года. И это несмотря на довольно большую оптимизацию персонала: среднесписочная численность персонала КАМАЗа снизилась более чем на 4 тыс. (!) человек или 10% - с 42145 человек за 2012 год до 38035 человек за 2013 год.
Выросли и накладные расходы предприятия. Коммерческие расходы (реклама, транспорт, склад) выросли на 15% - с 5,48 млрд. рублей в 2012 году до 6,3 млрд. рублей в 2013 году. Также на одну пятую до 4,3 млрд. рублей подросли управленческие расходы. А кредитный портфель увеличился на 10,2% - с 14,53 млрд. рублей за 2012 год до 16 млрд. рублей за 2013 год. При этом увеличилась доля коротких, то есть более дорогих для предприятия, денег.
Однако усилий по инвестиционным и прочим статьям оказалось недостаточно. Слабый контроль основных издержек и необоснованный рост коммерческих расходов привели к резкому ухудшению итогового результата.
Чистая прибыль КАМАЗа сократилась в 2 (!) раза - с 4,15 млрд. рублей по итогам 2012 года до 2,06 млрд. рублей по итогам 2013 года.
Поскольку именно прибыль по РСБУ будет учтена для расчета дивидендных выплат, то акционеры общества могут рассчитывать на дивиденды вдвое более скромные, чем годом ранее. Как рассказал "БИЗНЕС Online" Афанасьев, снижение чистой прибыли связано с инвестициями КАМАЗа в модернизацию производства - в первую очередь эпохальный (для самого завода, разумеется) запуск производства нового магистрального тягача с обновленной кабиной.
kmz2.jpg
Фото: business-gazeta.ru
БИЗНЕС Online