← Автосервис, запчасти, шины

Бронхи для автомобиля

Чистый воздух способствует долголетию, причем не только человека. Пыль, поступающая из атмосферы в работающий автомобильный двигатель, обладает абразивными свойствами и вызывает износ деталей цилиндро-поршневой группы. Только тщательная фильтрация воздуха, которая поступает в воздушную систему ДВС, предотвращает снижение его ресурса и откладывает неизбежность капитального ремонта. Дело за малым - качественные фильтрующие элементы и своевременная замена.

Из всех разновидностей фильтрующих элементов в системах очистки воздуха (инерционных, инерционно-масляных, бумажных, пониженного сопротивления) в дизельных двигателях грузовых автомобилей используются сменные бумажные элементы - картриджи, которые размещаются в жестком корпусе воздухофильтра. По конструкции они могут быть цилиндрические, панельные или бескаркасные.
Пески Аризонщины
Фильтрующие элементы изготавливаются из специальной фильтровальной пористой бумаги, структура волокон которой позволяет задерживать частички пыли (1-10 микрон), но пропускать воздух. Чтобы воздуха было достаточно, площадь элемента увеличивают: бумажная лента укладывается гармошкой и уплотняется. Скажем, фильтрующий элемент к Mercedes 1838 содержит около 15 кв. м бумаги.
Эксплуатационный свойства воздушных фильтров можно оценить по характеристикам. Нам, потребителям, при покупке следует обратить внимание на то, какой у продукта коэффициент пропускания пыли (количество пропущенной пыли, в %) или коэффициент очистки воздуха (количество задержанной пыли, в %), насколько велика пропускная способность - сколько воздуха пропускает через себя чистый элемент, присутствует ли на упаковке фильтра лейбл стандарта ISO 9001-2000, 16949-2002) либо вообще какого-то стандарта.
Кстати, при испытаниях воздушных фильтров на соответствие ISO производители должны использовать песок пустыни Аризона - таковы правила. Песка, понятно, жителям США не жалко, особенно когда за него платят, но у нас, например, тратить деньги на то, чего и у себя хватает, не готовы. Поэтому Россия, как обычно, пошла своим путем: использует отечественный ГОСТ, где сказано, что для испытаний нужно применять отечественный литейный кварцевый песок, пропущенный через вибромельницу.
Умерла так умерла
В некоторых моделях автобусов (MERCEDES BENZ 0303), грузовых автомобилей (SCANIA G92, P92; VOLVO F12) используются два воздушных фильтра, встроенных один внутрь другого. Тот, что внутри, является "предохранителем" и работает как запасной парашют в случае выхода из строя (в основном из-за разрыва) основного. Предосторожность не лишняя: всасывающей мощности дизеля в 300-400 лошадиных сил вполне хватает, чтобы разорвать изношенный промасленный фильтрующий слой бумаги. На внутреннем фильтре можно дотянуть до сервиса, но не более, поскольку его эффективность очистки составляет примерно 70%.
Да и вообще, любой воздушный фильтр имеет ограниченный срок службы, в большинстве случаев соответствующий межсервисным интервалам. Соблюдать их необходимо, потому что с течением времени фильтр забивается и теряет свои фильтрующие способности, что вызывает снижение мощности двигателя, увеличивает расход топлива, а самое страшное - может привести к разрыву фильтрующего элемента, что однозначно вызовет резкий рост износа цилиндро-поршневой группы двигателя. В нашем случае вредит пыль - настоящий абразив, до 20 кг которого за пробег в 100 000 км может всосать через разорванный фильтр дизель грузовика объемом 16 л. Между тем, по результатам исследований компании Cummins Inc., для вывода дизеля из строя достаточно всего одного грамма пыли в расчете на лошадиную силу. Так что тянуть с заменой фильтрующих элементов, доводя до "разрыва", снижения мощности и других прелестей, которые могут сделать "незабываемым и увлекательным" очередной длительный рейс, право, не стоит.
Также стоит учитывать, что
межсервисный интервал - это период замены фильтра, работающего в стандартных европейских условиях, где грузовики ездят по твердому непыльному покрытию. Если же брать дороги России, то нагрузка на очиститель воздуха значительно возрастает. Поэтому менять фильтр лучше почаще.
Распространена практика "донашивать" полузабитый фильтрующий элемент, периодически продувая его сжатым воздухом. Идея не самая лучшая. Одно дело, если пройден солидный участок пыльной дороги или бездорожья (украинские степи, пустыня Кара-Кум), заменить его пока нечем, а ехать надо. Тогда продуть можно. Только под давлением не более двух атмосфер, и не снаружи, а изнутри. После продувки обязательно проверить отсутствие повреждений (мелкие отверстия, трещины). Для этого достаточно включить внутри фильтра электрический фонарик - в местах дефекта будут видны лучи света. Но при первой возможности нужно поставить новый фильтрующий элемент. Если же сложные условия эксплуатации постоянны, или вы чувствуете, что воздуха движку не хватает, не надо пытаться реанимировать фильтр. Дешевле будет уменьшить интервалы замены.
Наилучший вариант - специальный датчик загрязненности воздушного фильтра, например Filter Minder от компании Fleetguard, который покажет, что настало время обновить очиститель. Если такой датчик не поставлен, то остается опираться только на рекомендованные производителем сроки замены, делать поправку на условия эксплуатации и следить за поведением двигателя.
Счет на десятые
Стоимость сменных фильтрующих элементов колеблется от одной до трех тысяч рублей. При этом на фильтры к одному автомобилю, но от разных производителей, цена может различаться на тысячу и больше. Например, фильтр воздушный на DAF XF95. Если хотите приобрести продукт, произведенный фирмой DIESEL TECHNIC, в рознице потратите 2995 руб., то есть практически три тысячи. А польский аналог от компании FILTRON обойдется всего в 1680 руб. Примерно посередине располагается продукт российского бренда CITRON (между прочим, бывший завод радиодеталей в Краснодарском крае, с 2007 года начавший вдруг производить высококачественные автомобильные воздушные фильтры и успешно конкурировать с производителями вроде Baldwin Filters, известной в мире с 1936 года).
Так, может, разница в качестве? Конечно, сомневаться в продукции известных мировых брендов, таких как Diesel Technic, Baldwin Filters, Donaldson, MANN FILTER, не приходится. Но и подвергать критике качество более дешевых фильтров от отечественных, китайских, турецких и других производителей без железных аргументов также нет резона. Ведь не во всех регионах нашей страны можно вдруг и сразу купить тот же Donaldson, так что в корпуса воздухофильтров грузового транспорта ставятся и успешно "ходят" фильтрующие элементы фирмы WAX  из китайской провинции Гуадун, компании "Кан да Тянь Чэн" г. Урумчи, нашего CITRON:
Но все же разница между дорогим и дешевым должна быть, и она есть. Если ориентироваться на бережную эксплуатацию грузового транспорта, не злоупотребляя без причины ресурсом ДВС, то ее надо знать. Главная характеристика фильтрующих элементов - это эффективность фильтрации, и вот почему. В настоящее время качественные  воздушные фильтры для грузовиков имеют эффективность фильтрации от 99,0 до 99,9%. Что дают десятые доли процента, можно увидеть из таблицы.
табл2_27-03-14.jpg
То есть фильтры с эффективностью фильтрации 99,0% пропускают в двигатель в два раза больше пыли по сравнению с теми, чья эффективность фильтрации 99,5%, и в десять раз больше, чем фильтры с показателем 99,9%. При этом в продажу наверняка поступают товары с эффективностью фильтрации и ниже 99,0%, поскольку даже в европейских странах, к примеру, в Польше, установленный стандарт этого показателя "не менее 96%". Вот тут и понадобится информация о наличии сертификации ISO или соответствии ГОСТ.
Заслуживает внимания еще один маркетинговый прием, который на деле является "разводом". Бывает, что продавец (менеджер) - частный предприниматель, реализующий расходники, предлагает "по демократичной цене" купить воздушный фильтр от другой марки автомобиля, но: "сто пудов - подойдет и на вашу". Скажем, фильтры на грузовики Mercedes-Benz, MAN, IVECO имеют схожие габариты и вроде бы могут быть взаимозаменяемыми. Правда, есть одна тонкость: вес фильтров разный (3,5 кг - Mercedes-Benz,2,6 кг - MAN, 3,2 кг - IVECO). За счет чего? Правильно, разное количество фильтрующего элемента. Отсюда и разница в цене. Стоит ли с целью экономии приобретать на Mercedes фильтр от MAN, если он гарантированно прослужит меньше? Возможно, и стоит. Если автомобиль готовится на продажу. Тогда новый хозяин авто, может, и вспомнит о вас тихим недобрым словом.
Что такое хорошо
Итак, для бережной эксплуатации автомобиля, рассчитанной на максимальный пробег между капитальными ремонтами ДВС, целесообразно:
- использовать сменные воздушные фильтры, рассчитанные именно на вашу модель автомобиля;
- выбирать фильтр с учетом производителя и фильтрующих характеристик (изделие известного бренда с коэффициентом фильтрации 99,9% уже не редкость);
- периодически производить замену фильтрующего элемента (при нормальных условиях - при плановом сервисном обслуживании, вместе с заменой масла и масляного фильтра, при тяжелых - чаще, по мере необходимости).
Чего делать не нужно
- Мочить бумажный фильтрующий элемент маслом. Качество очистки не улучшится.
Специальное масло используется в "спортивных" фильтрах для смачивания фильтрующих элементов приводит к забиванию пор и многократному возрастанию сопротивления воздушному потоку. Результатом будет обогащение топливной смеси, рост расхода горючего и повышение токсичности выхлопных газов.
- Мыть бумажный фильтр для повторного использования.
Фильтрующий элемент - расходник одноразовый и не предусматривает восстановления.  Если пыль с поверхности бумаги смыть еще можно (хотя эффективнее продуть), то во внутренних порах пыль и грязь останется в любом случае.
- Убирать "лишнюю" начинку фильтра для увеличения мощности двигателя.
Мощность возрастет, но очистительные свойства снизятся. А пропорционально этому значительно снизится и ресурс двигателя.
К сожалению, бережное отношение к коммерческому автотранспорту в России встречается далеко не сплошь и рядом. Именно поэтому на прилавках магазинов имеются и пользуются спросом фильтры совершенно иного качества. Автомобиль от этого сразу не ломается, разве что пробегает меньше. А если повезет, то его успевают продать. Причем покупатель получает не только автомобиль б/у, но и дорогостоящий капитальный ремонт двигателя ранее срока, предусмотренного производителем.
Фото: tc-komplekt.ru
Автозапчасти и цены