← Автосервис, запчасти, шины

Ремонт дизельных форсунок Common Rail

Современный рынок форсунок Common Rail  делят между собой 4 крупных компании: Bosch, Delphi, Denso  и  Siemens (она же - Continental). В последние годы доля дизельных моторов, которые оборудованы именно этой топливной системой на российском рынке, резко увеличилась, что вызвало заметное увеличение спроса на услуги по диагностике и ремонту топливных инжекторов Common Rail. В то же время рынок этих услуг пока не в полной мере удовлетворяет этот спрос. Наиболее явно этот тренд заметен за Уралом. Редакция журнала "Проавтобизнес.рф" попыталась разобраться в причинах этой ситуации.

Основные проблемы этого рынка таковы: обменные программы по продаже восстановленных инжекторов взамен дефектных в регионах не работают; срок ожидания некоторых запасных частей составляет от 3 рабочих дней до недели. В чем причины?
Начать этот  разговор стоит с официальной политики производителей топливных инжекторов Common Rail в области независимого ремонта этих деталей. У каждого она своя и это очень сильно влияет на ремонтопригодность форсунок.
Политика ремонтопригодности
Начнем с бренда, доля которого на российском рынке наиболее высока - это  Bosch. К счастью, именно Bosch одним из первых вышел на рынок России с вполне работающей официальной программой развития технических центров по ремонту топливных инжекторов Common Rail. Это произошло ещё в те годы, когда сам термин Common Rail для подавляющего большинства "дизелистов" был своеобразной страшилкой. Сегодня у Bosch на территории России есть довольно разветвленная сеть официальных дизель-сервисов, которые восстанавливают инжекторы Common Rail  в строгом соответствии с технологиями этой компании. Это подтверждают и непосредственные участники рынка на местах.
"Инжекторы Bosch первого и второго поколения - ремонтопригодны на 100%. Производитель предлагает полноценную технологию их восстановления и полный перечень необходимых запасных частей, которые позволяют восстановить ресурс форсунок практически до первоначального состояния,  - рассказывает директор компании "ЛСВ-Транс", Александр Зубрицкий. - Инжекторы третьего поколения с пьезоэлементами  не ремонтируются. Что касается инжекторов Bosch четвертого поколения, то по ним в скором времени появится база запасных частей и это позволит ремонтировать и такие форсунки".
Впрочем, в последние годы ситуация выглядит не такой гладкой, как раньше. Вот что рассказал нам директор компании "Дизель-Техник" Юрий Федорищев:
"Инжекторы Common Rail от компании Bosch, действительно, практически все ремонтопригодны, с одной оговоркой - если это не форсунки для внутреннего рынка Китая  и  Японии.
По этим форсункам отсутствуют параметры для проверки и ремонта,  что не позволяет выполнить полноценный ремонт. Это относится не ко всем китайским форсункам, но определенная доля таких инжекторов всё же есть. К нам уже не однократно обращались владельцы техники, которые оснащены такими инжекторами. В некоторых случаях нам удавалось их отремонтировать, но трудозатраты и временные затраты на такой ремонт несоизмеримо выше, чем при ремонте европейских форсунок Bosch".
Вообще, близость китайских заводов по производству топливной аппаратуры не самым лучшим образом отражается на развитии инфраструктуры по восстановлению форсунок Common Rail. Эта проблема затрагивает не только продукцию Bosch, но о ней мы поговорим позднее.
Второй популярный производитель инжекторов Common Rail на российском рынке - компания Delphi. Политика этого бренда относительно восстановления форсунок также довольно понятна и дружелюбна по отношению к независимым центрам, которые хотели бы получить авторизацию и зарабатывать на ремонте данных компонентов.
"Все запасные части для ремонта инжекторов Delphi у нас  есть. Многие запчасти есть в наличии. Мы стараемся держать на складе по несколько ремонтных комплектов на форсунки, поскольку потребности с каждым годом увеличиваются, -- отмечает Юрий Федорищев. При этом он добавляет: - Проблем с поставками запчастей нет у тех центров, которые имеют статус официального сервисного центра. Как только производитель инжекторов начинает предлагать детали для ремонта инжекторов, они появляются у дилеров".
Кстати, по словам Александра Зубрицкого
компания Delphi сегодня является одной из первых, кто готов предложить рынку официальную технологию ремонта форсунок с пьезоэлементами. Ни Bosch, ни Siemens пока к этому не готовы.
Что же касается Delphi, то запасные части для ремонта их форсунок с пьезоэлементами на рынок уже поставляются. До последнего времени не было лишь программного обеспечения для стендов, которое позволяет проверять и регулировать такие форсунки. Но как раз в эти дни (15.03.2014) в Париже проходит конференция дилеров Delphi, где возможно будет объявлено о разработке такого ПО.
Абcолютно противоположную ситуацию мы наблюдаем в сегменте форсунок Common Rail для японских автомобилей, который практически полностью закрывается продукцией компании Denso. Компания пока что явно не выражает большой заинтересованности в том, чтобы развивать сеть технических центров по ремонту этих деталей.
"С ремонтом этих инжекторов действительно могут возникнуть сложности. - подтверждает Александр Зубрицкий, - Во--первых, в регионах России (за пределами двух столиц) найти официальных технический центр очень сложно - лишь очень небольшое количество станций имеет для этого официальное оборудование и программное обеспечение".
Добавим к этому ещё и проблему с оригинальными запасными частями. Их на рынке практически нет, а
использовать "дубликаты" в столь тонкой отрасли, как ремонт инжекторов Common Rail  опытные специалисты не рискуют - себе дороже.
Похожую картину мы видим и в сегменте Siemens (Continental). Официально заявлено, что из форсунок Siemens ремонтопригодны лишь инжекторы первого поколения. На них производитель позволяет менять распылитель. Все остальные инжекторы не ремонтопригодны. Запасных частей для их ремонта нет. Впрочем, доля этих форсунок на нашем рынке пока уступает даже Denso, поэтому уральские и сибирские специалисты не спешат осваивать данный сегмент рынка.
"Наша компания выполняет диагностику топливных инжекторов этой марки на специализированном стенде с выдачей официального заключения. Если инжектора в результате диагностики будут признаны неисправными, то всё, что мы можем предложить клиентам - это замену. Ремонт форсунок Siemens (Continental) у нас пока  не освоен, возможна только  проверка", - отметил Юрий Федорищев.
Почему не работает обмен?
Но даже в тех сегментах и брендах, которые, по словам наших экспертов, изучены и освоены достаточно хорошо, региональный сервисный рынок сильно отстает по своему развитию от московского (и уж тем более от европейского). К примеру, как выглядит процесс ремонта инжекторов Common Rail в Москве или Санкт-Петербурге? Владелец автомобиля заезжает на технический центр на диагностику. Если в ходе диагностики обнаруживается проблема с инжекторами, ему предлагается на выбор - заменить форсунку на новую, либо на уже восстановленную в условиях данного сервисного центра. Его форсунки по символической цене автоцентр выкупает, чтобы использовать для восстановления.
В Новосибирске такую программу предлагает пока только компания "Дизель Техник". На складе компании, по словам Юрия Федорищева,  всегда есть обменный фонд форсунок на автомобили с европейского рынка (MAN, Iveco, Renault), Корейские  -  KIA, SsangYong,  а также на российские автомобили МАЗ, КАМАЗ, УАЗ Патриот с двигателем Iveco, что позволяет ремонтировать автомобили - день в день.
"В Москве и Санкт-Петербурге такие программы обмена великолепно работают. - рассказывает Александр Зубрицкий, - - Мы сами, когда работали в Москве с этого начинали.
Обменные программы взаимовыгодны и для технического центра и для потребителя. Что мешает организовать такую программу всем сервисам на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока для меня, если честно, загадка.
Надо решить только одну проблему: сбора изношенных инжекторов. А решается это очень просто. Покупатель новой, либо восстановленной форсунки должен получать скидку, если он сдает вам свои форсунки. Всё остальное - это уже вопрос правильной организации труда. Как только у механика появляется свободное время, он восстанавливает данные форсунки и отправляет их на склад.  При тех же самых трудозатратах, доход от продажи ребилдинговых (восстановленных)  форсунок Common Rail намного выше, чем от ремонта, поскольку клиент готов заплатить немного дороже, но не ждать пока ему отремонтируют его форсунки. Если речь идет о коммерческой технике, то один день простоя может стоить владельцу намного дороже, чем небольшая переплата за уже восстановленную форсунку".
Александр Зубрицкий допускает, что одной из причин низкого уровня сервиса в этой области авторемонта является как раз близость китайского и корейского рынков, которые в последние годы буквально заполонили российскийрынок дешевыми форсунками Common Rail. Из Кореи к нам везут восстановленные форсунки, которые по цене оказываются иногда даже дешевле, чем ремонт форсунок в российских условиях, а китайцы предлагают практически по то же цене - новые изделия. Правда и ребилдинговые корейские и новые китайские запчасти, при более внимательном осмотре могут вас очень сильно удивить.
"Были примеры, когда нам под видом ребилдинга из Кореи предлагали помытые и заново покрашенные б/у инжекторы. Без какого--либо восстановления. Мы этой продукцией торговать отказались, потому что с этими инжекторами неизбежно возникли бы проблемы" - говорит директор компании "ЛСВ Транс".
Но, к сожалению, не все продавцы запасных частей столь чистоплотны в выборе поставщиков. Некоторые продают подобные детали, просто потому что не догадываются об их истинном состоянии. Другие знают, что тем самым они обманывают своих клиентов.
Что же касается качества китайских топливных инжекторов, то тут ситуация весьма неоднозначная. Нельзя огульно мазать черной краской все инжекторы китайского производства. В Китае, как известно, работают заводы практически всех производителей топливных инжекторов Comon Rail. Но, к сожалению, помимо этих заводов, там есть немало мелких фабрик и предприятий, которые располагаются поблизости и пытаются производить ту же самую продукцию. Внешне изделия очень похоже, по качеству - небо и земля. Мы уже отмечали выше о том, что
даже у очень опытных мастеров по ремонту топливных инжекторов возникают сложности с ремонтом китайских форсунок.
По словам Юрия Федорищева,  мы неоднократно сталкивались с неоригинальными форсунками Bosch, которые по внешним признакам трудно отличить от оригинала. Именно с такими изделиями чаще всего и возникают сложности.
"Большинство таких форсунок не проходят проверку, и если клиент просит их всё же отрегулировать, то нашим специалистам приходится использовать всё свое мастерство, чтобы такой инжектор заработал, как положено. Был не один случай, когда форсунки, купленные  по 6500 рублей за штуку,  при  проверке на испытательном стенде не прошли испытания. Нам удалось их отрегулировать, но на это ушло такое количество времени, что можно было два комплекта отремонтировать", -- вспоминает директор компании "Дизель Техник".
Каковы перспективы?
Так стоит ли сегодня осваивать данный сегмент автосервисных услуг? Вопрос не простой. Очень многое зависит от того, какими ресурсами вы располагаете. Не только финансовыми, но и временными, и человеческими. Однозначно можно сказать только одно. Выходить на этот рынок можно только с качественным бизнес-планом, в котором будут прописаны источники финансирования не только на период покупки оборудования и обучения специалистов, но и на ближайшие несколько месяцев, когда ваш пункт ремонта форсунок Common Rail будет генерировать убытки. А в том, что это будет именно так - вы можете не сомневаться. Но если вам удастся преодолеть этот период, то данное направление сможет стать одним из наиболее выгодных для вашего сервиса. Как мы уже отметили в самом начале,
конкуренция в этом сегменте автосервисных услуг за Уралом довольно низкая.
Обменные программы не развиты. Сроки ожидания составляют порой по нескольку рабочих дней. Так что если вы готовы не только качественно ремонтировать топливные инжекторы Common Rail, но и работать над улучшением качества предоставления услуг. Если у вас на это есть силы и средства, то успех вам обеспечен.
Что нужно для старта? Не так уж и мало. Потребуются довольно большие инвестиции. Для выполнения ремонтных работ в соответствии с требованиями заводов изготовителей топливных инжекторов требуется довольно серьезный набор оборудования. Основная доля расходов придется на стенды диагностики и регулировки.
"Для инжекторов Bosch требуется оригинальный стенд компании, если вы хотите выдавать официальные заключения о состоянии инжекторов. Все остальные производители топливных инжекторов  модернизировали  для этих целей стенды компании Hartrige, - делится опытом Юрий Федорищев ("Дизель-Техник"). -- Есть на рынке и другие мультибрендовые стенды,  для проверки инжекторов, к примеру один из них  C-MAX 300. Это вполне работоспособные стенды. Однако их использование не позволяет выдавать официальных заключений. Впрочем, многие начинающие технические центры используют в качестве стартовой площадки именно эти стенды, а затем уже переходят на оригинальное оборудование".
Второй пункт - обучение специалистов. Не надейтесь найти готового мастера по ремонту инжекторов Common Rail. Свободных подготовленных специалистов в этой отрасли нет. Если вы будетеначинать с нуля, то конкурировать с действующими техническими центрами по заработной плате и условиям труда будет очень непросто, поэтому единственно верный способ - это обучение  своего   специалиста. Желательно, чтобы этот человек был максимально лоялен к руководству автосервиса. Оптимальный вариант - технический директор. Обучать вчерашнего выпускника технического колледжа - это выбрасывать деньги на ветер. Работать в данной отрасли сможет только тот, кто уже имеет за плечами некоторый опыт и желает развиваться дальше.
Не последнее место в рентабельности данного бизнеса имеет и выбор правильной ниши. Как уже было сказано выше, на рынке представлено множество недорогих форсунок из Китая и Кореи, но это касается только сегмента легковых автомобилей и LCV.  
В сегменте тяжелой техники новые и восстановленные форсунки даже из Кореи и Китая по-прежнему стоят намного дороже, чем ремонт этих изделий на месте.
Конечно, парк тяжелых грузовиков и спецтехники очень широк. С ним тяжелее работать. Некоторые производители держат в секрете технологии ремонта, но при этом и рентабельность ремонта каждой такой форсунки намного выше.
Комментарии экспертов
Дмитрий Козловский, продукт-менеджер Bosch по системам дизельного впрыска
Алишер Худайбердиев, региональный директор Delphi Products & Service Solutions (DPSS) в России
- Какова ситуация с ремонтопригодностью форсунок Common Rail вашего производства, бренда?
Д.К., Bosch: - Комплексно представляя концепции для автобизнеса, компания Bosch не только разрабатывает и поставляет дизельные системы на конвейер, но также поставляет запасные части к ним, развивает сеть специализированных мастерских Бош Дизель Центр/Бош Дизель Сервис и проводит образовательные программы Учебно-консультационного центра Bosch для специалистов по дизельному впрыску. Всё это удобно как для потребителей, гарантируя им качество продукта и сервисного обслуживания, так и для специалистов отрасли, позволяя им получать запчасти, сервисное оборудование и информацию от производителя систем.
Квалифицированное обслуживание систем дизельного впрыска производится сетью специализированных мастерских Бош Дизель Центр (БДЦ) и Бош Дизель Сервис (БДС). Станции, которые стали партнёрами Bosch по ремонту дизельных систем, могут оказывать услуги, связанные с эксплуатацией любых систем дизельного впрыска, в том числе Common Rail.
Сейчас в России действует 14 БДЦ и 50 БДС.
И с каждым годом число сервисных партнёров Bosch увеличивается.
Для проведения ремонта инжекторов систем дизельного впрыска Common Rail разработано специализированное оборудование. Представленная технология позволяет осуществлять полный цикл ремонта, включая прецизионную сборку электро-магнитных инжекторов непосредственно в условиях дизельной мастерской. Подготовку специалистов по дизельному впрыску осуществляет Учебно--консультационный Центр Bosch, который предлагает ряд обучающих курсов по системам дизельного впрыска Common Rail.
Выполненный по технологии производителя, на соответствующем оборудовании, такой ремонт позволит обеспечить ресурс отремонтированного инжектора, сопоставимый с работой нового. При этом, несмотря на относительно высокие трудозатраты, общая экономия может составить более 30%, что в промышленных масштабах может выражаться значительными суммами.
А. Х., Delphi:  - Ремонтопригодность систем Delphi Common Rail превосходная. Данное утверждение подтверждается отзывами российских клиентов, которые сравнивают Delphi Common Rail с аналогичными продуктами двух главных конкурентов.
Специалисты сети центров Delphi Diesel диагностируют и ремонтируют самые современные и прогрессивные дизельные системы. Все работы проводятся строго по заводским стандартам. Авторизированные техцентры Delphi Diesel располагают оборудованием и высококвалифицированным персоналом, необходимыми для генерирования новых кодов для отремонтированных форсунок, позволяя гарантировать великолепную топливную экономичность и высокие эксплуатационные качества.
- Какие детали инжекторов Common Rail наиболее подвержены износу?
Д.К., Bosch: - Основные неисправности:
- разрушение (вымывание) места посадки шарика клапанной группы;
- износ сопряжения штока клапана с клапаном;
- разрушение кольца высокого давления;
- размывание отверстий в распылителе;
- износ и деформация иглы распылителя.
Симптомы:
- затруднение или невозможность запуска двигателя;  
-  аварийный режим работы двигателя;
-  увеличенный расход топлива;
-  повышение шумности;
- снижение мощности двигателя;
- "черный" дым;
- неравномерность подач топлива;
А. Х., Delphi: - Высокоточные компоненты дизельных двигателей особенно подвержены повреждениям от жидких и твердых загрязнителей содержащихся в топливе.
Даже небольшое количество грязи или воды могут привести к проблемам в современных двигателях, где давление топлива достигает 2000 бар, а допуски инжекторов измеряются в микронах.
Например, твердая частица размером от двух до пяти микрон, может нанести непоправимый ущерб системе впрыска топлива.
Вода или различные загрязнители могут наносить микроскопические поверхностные повреждения, которые усиливают высокие давление и потоки топлива, что в свою очередь приводит к серьезному износу форсунок. Наибольшему износуподвержены клапан и распылитель,что приводитк снижению мощности двигателя, проблемам с его запуском, высокому расходу топлива, а иногда и к полному выходу из строя.
- Как обстоят дела с поставками запасных частей для ремонта данных форсунок в России?
Д.К., Bosch: - Компания Bosch предлагает полный спектр оригинальных запасных частей для капитального ремонта инжекторов системы Common Rail (за исключением пьезоэлектрических) и успешно реализует их на территории РФ через дилерскую сеть Bosch. Подбор компонентов для ремонта может производиться с помощью программного обеспечения Bosch ESI.
Delphi: - На российский рынок продукты Delphi Diesel Center поставляют два крупнейших дистрибьютора - Дизель Маркет и Дунфан. Они предлагают полный спектр компонентов для ремонта и весь набор необходимого оборудования.
- Имеется ли рынок восстановленных форсунок Common Rail вашего бренда?
Д.К., Bosch: - Кроме собственной сети специализированных станций по ремонту дизельной аппаратуры и решений для ремонта инжекторов по технологии производителя, для основных типов дизельных ДВС легковых и грузовых автомобилей Bosch также предлагает форсунки, восстановленные на заводах компании в производственных условиях. По сравнению с новыми изделиями, восстановленные предлагаются с более доступным ценовым позиционированием и отличаются специальной маркировкой. Продвижение данной продукции сейчас находится в активной фазе.
А. Х., Delphi: - Если речь идет о форсунках, которые восстанавливаются за границей, а потом поставляются в Россию, то такой практики мы не используем. Ремонт дизельных запчастей необходимо проводить в России, на сегодняшний день ремонт можно выполнить в авторизованных Delphi Diesel Centers.  Это своеобразный тренд рынка, который позволяет осуществить ремонт в короткие сроки, в удобном для потребителя месте, во многом благодаря наличию необходимых запчастей для ремонта в авторизованном сервисе. В случае с ремонтом за рубежом, процесс займет намного больше времени.
Фото: проавтобизнес.рф
Проавтобизнес.рф