Среди товаров первой необходимости есть такие, которые требуют особого подхода к условиям транспортировки. Это продукты питания, медикаменты и химические грузы. Перевозят их с помощью авторефрижератора. По какой классификации они делятся, и на шасси каких транспортных средств устанавливаются - расскажем в нашем материале.
Устройство авторефрижераторов
В отличие от изотермического контейнера, имеющего только теплоизолированный кузов, рефрижератор дополнительно оснащен холодильной установкой для автоматической поддержки определенной температуры и влажности. Этот диапазон варьируется от +12°C до -20 °C. Система сама выдерживает заданные параметры хранения при транспортировке. Причем, может обеспечивать выбранный режим без вмешательства человека не менее 12 часов согласно европейским правилам перевозки скоропортящихся грузов (АТР Europe).
Сам рефрижератор представляет собой фургон, плюс прицеп или полуприцеп. Корпус контейнера изнутри теплоизолирован, что уже само по себе помогает долгое время сохранять продукт с той температурой, с которой он был помещен внутрь. Задача же холодильного агрегата - фиксировать любые изменения в атмосфере рефрижератора и выравнивать температурно-влажностные характеристики согласно ранее установленным настройкам. Однако в функции автохолодильника не входит заморозка перевозимого продукта. По нормам транспортировки соответствующих грузов они должны быть заморожены до загрузки в машину.
Особую актуальность авторефрижераторы имеют при необходимости дальней доставки. Для выполнения этой, а также других задач АТР Europe была разработана специальная классификация подобных транспортных средств. Отталкиваясь от максимальных значений наружной температуры (от +30 °C до -30 °C), при которой рефрижератор работает в штатном режиме, она включает в себя 6 классов:
Основные
Класс A (от +12 °C до 0 °C)
Класс B (от +12 °C до -10 °C)
Класс C (от +12 °C до -20 °C)
Специальные
Класс D (менее или равно +2 °C)
Класс E (менее или равно -10 °C)
Класс F (менее или равно -20 °C)
Обзор рефрижераторных фургонов на различных шасси
Все рефрижераторные фургоны относятся к транспортным средствам специального назначения и не являются серийными. В большинстве случаев данные автофургоны собираются индивидуально и на шасси того автомобиля, который требуется заказчику. Тем не менее существует ряд базовых марок, чаще всего используемых для установки на них рефрижераторов. Из импортных это: Hyundai, ISUZU, Mitsubishi, Mercedes Benz, Hino, MAN и Fuso. Отечественные: КАМАЗ, ГАЗ и СЗАП.
Из корейских моделей Hyundai наиболее популярны HD 72, HD 78 и HD 120. На них устанавливаются фургоны, отделанные изнутри специальными пластиковыми сэндвич-панелями. Это обеспечивает сборщикам простоту их монтажа. Причем, легкость конструкции не снижает её прочности и делает такой рефрижераторный фургон даже экономичнее по сравнению с моделями, собранными "по старинке". Автофургоны Hyundai отличаются, таким образом, большей грузоподъемностью и находят широкое применение в коммерческой перевозке пищевых продуктов.
Модели оснащаются высокоэффективными морозильными установками "Вьюга-максима" или Global freeze 5100 (крышный вариант). К слову, последний агрегат прошел испытания в спецлаборатории и зарекомендовал себя очень надежным. Отлично подойдет для использования в различных климатических условиях. А наличие в конструкциифургона перегородок даст возможность устанавливать разные температурные режимы внутри грузовых отсеков. Грузоподъемность рефрижераторов на шасси Hyundai - до 5,5 тонн.
Не меньшим спросом у предпринимателей и транспортных компаний пользуются рефрижераторы на шасси японских грузовиков ISUZU. Базовыми моделями являются NQR75R и NQR75P. Обычно, на них устанавливают холодильные установки Global freeze 5100 или более мощные Global freeze 5900. Грузоподъемность у этих фургонов несколько меньше, чем у Hyundai - до 3800 кг. Однако универсальность рамы японских автомобилей дает большую вариативность при монтаже на них различных видов кузовов и навесного оборудования (например, гидроборта Zepro RZ 10-135 S).
Среди отечественных марок, наиболее подходящих для установки рефрижераторных фургонов, вне конкуренции ГАЗ. А именно, шасси моделей 3302, 33104 "Валдай", A21R32 NEXT и 3309. В некоторых случаях по желанию заказчика стандартная рама дополнительно удлиняется. Короб автофургона, обычно, выполняется из прочного пластика. Что касается монтажа холодильных агрегатов, то самый распространенный вариант - отечественная "Вьюга-стандарт" или Global freeze GF35. Грузоподъемность ГАЗелей, правда, ещё ниже чем у "корейцев" и "японцев" - всего 3,4 тонны. Но от них больше и не требуется. Основная область применения рефрижераторов на шасси ГАЗа - внутригородские перевозки.
Несколько разнообразнее возможности авторефрижераторов на базе другого отечественного автомобиля КАМАЗ. Для установки на него термокороба используются шасси следующих моделей: 4308, 4308 Euro3, 65115, 65117 и 43118. В данном случае, гораздо больший выбор и монтируемых на них холодильных установок: Thermo King V500, Thermo King V700, Global freeze 5100, Global freeze 5900, "Вьюга-максима", а также автономное холодильное оборудование ZANOTTI DFZ 430. Грузоподъемность рефрижераторов на базе КАМАЗ - более 9000 кг. Эти машины задействованы в основном на дальних перевозках особых грузов.
Фото: equipnet.ru