Переоценка подмосковных земель в 2011 году увеличила объем сбора налога на землю, но при этом не обошлось без накладок. Так, техническая ошибка при определении кадастровой стоимости участков стала причиной налоговых долгов электростальских грузоперевозчиков.
В 2011 году в Подмосковье по заказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проводилась массовая переоценка земель. Одной из главных ее целей было увеличение поступлений налога на землю в местные бюджеты, посколькув соответствии со ст. 61 Бюджетного кодекса РФ земельный налог относится к местным, и его получателем является бюджет муниципального образования. К слову, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет, и основные факторы, влияющие на кадастровую стоимость земельного участка, - вид разрешенного использования и размер удельного показателя кадастровой стоимости.
Отвечало за переоценку ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". В конце 2011 года Министерство экологии Московской области утвердило результаты новой оценки земель, и они стали основанием для расчета налога на землю за 2012, 2013 и последующие годы - вплоть до следующей переоценки. Для многих землевладельцев новая кадастровая стоимость земли явилась полной неожиданностью. Они в большинстве своем узнали о результатах переоценки только из налоговых уведомлений, пришедших значительно позже.
В августе прошлого года "Российская газета" констатировала, что в Арбитражном суде Московской области на тот момент рассматривалось более сотни дел по жалобам граждан и организаций на необоснованно завышенную кадастровую стоимость земельных участков. Эксперты издания тогда предположили, что методика оценки не учитывала уникальные характеристики конкретных объектов, и именно этим объяснялись огромные разрывы между кадастровой и реальной рыночной стоимостью земли.
Именно подобные ошибки чиновников стали первопричиной проблем ОАО "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие". Проблем, которые не решены и по сей день. В частности, в ходе переоценки земли, принадлежащей ЭГАТП, вместо земель "Под промышленными объектами" оказались "Под гаражами и стоянками". Что, с одной стороны, логично, ведь какое автотранспортное предприятие может обойтись без гаражей и стоянок? А с другой стороны,
удельный показатель кадастровой стоимости увеличился в 3,5 раза, и, соответственно, налоговая база также выросла в 3,5 раза.
- Налог на землю за 2012 год наше предприятие платило в феврале-марте 2013 года и тогда же узнало, что налогов надо заплатить больше, - рассказал генеральный директор ОАО "ЭГАТП" Андрей Толоконников. - Мы вступили в переписку с кадастровыми органами, начиная с самых низов и заканчивая Федеральной кадастровой палатой. Я побывал на приеме у директора ФГБУ "ФКП Росреестра" Александра Голикова. Ведь в законе о кадастре написано, что достаточно указать на ошибку в кадастровых документах, и ведомство обязано исправить ее в течение 10 дней. Но кадастровое ведомство с упорством, на мой взгляд, достойным лучшего применения, безуспешно пытается отстаивать честь мундира в судах.
Между тем распоряжение подмосковного Министерства экологии от 25.11.2011 № 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" утратило силу в связи с принятием распоряжения Минэкологии от 27.11.2013 №566-РМ. Факт технической ошибки при переоценке земли был установлен Арбитражным судом Московской области, признавшим недостоверной кадастровую стоимость земельных участков ОАО "ЭГАТП". Земля снова в категории "Под промышленными объектами". Суд обязал подмосковный филиал ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" рассчитать по новому показателю кадастровую стоимость земельных участков в период с ноября 2012 года по 31 декабря 2013 года. Казалось бы, вопрос решен, но:
В 2012 году ОАО "ЭГАТП" разделило участок на семь, на что имело полное право как собственник. В отношении изменений кадастровой стоимости участка (до его разделения на семь), который облагался налогом по "завышенной" ставке до ноября 2012 года, решением суда было решено в удовлетворении этой части иска отказать. Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения. В итоге ОАО "ЭГАТП" понесло судебные издержки в размере около 83 тыс. рублей. С апреля нынешнего года по представлению налоговой инспекции у предприятия заблокирован расчетный счет, и все поступающие средства идут на погашение налоговых долгов, сотрудники не получают зарплату и поэтому увольняются. При этом ОАО "ЭГАТП" в 2011-2012 годах взяло кредит для продвижения инновационной технологии, и теперь
около 2 млн рублей изъято из оборота на оплату налоговых долгов.
- По закону мне как генеральному директору предприятия, не выплачивающему зарплату, грозит уголовная ответственность. Я считаю, что, если установлен факт ошибки со стороны государственных чиновников, на все карательные действия любых государственных органов" связанные с этой ошибкой, должен быть наложен мораторий до исправления ошибки, - говорит Андрей Толоконников. - И спрос с чиновников, не исполняющих закон, должен быть гораздо жестче, чем с предпринимателей. Ведь как можно требовать исполнения, если сам не исполняешь?
Генеральный директор предприятия обратился за помощью в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области. Статистика подобных обращений показывает, что
это не единичный случай, когда сотрудники государственных органов допускают ошибки и при этом страдают бизнесмены.
В настоящее время ведется работа с заявителем и налоговыми органами в части урегулирования вопроса в досудебном порядке. В случае невозможности подобного урегулирования есть возможность решить вопрос через суд. Но до окончания мытарств ОАО "Электростальское грузовое автотранспортное предприятие" еще довольно далеко.
Фото: cargofon.ru