← Безопасность и страхование

Скорая для трака

Даже самым большим, мощным и выносливым автомобилям иногда требуется крепкая рука помощи. Для этого существуют грузовые эвакуаторы. Если поломавшегося или побывавшего в легкойаварии грузовика средних размеров или без прицепа еще возможна без каких-либо дополнительных условий, то автопоезда, тяжелые грузовики и сложные ДТП не обходятся без специальных услуг.

Условно эвакуаторы можно поделить на четыре типа. Машины-спасатели с неподвижной платформой, оснащенные лебедкой или КМУ, а также автомобили с "ломающейся" платформой и буксиры. Можно поделить их еще и по грузоподъемности, добавить разнообразные опции и поставить точку на машинах с внедорожными способностями. Впрочем, тот же танковый тягач по сути своей является грузовым эвакуатором, хотя и несколько специфичным. Но нам пока больше интересны гражданские версии:
Городские пижоны
Тяжелые эвакуаторы с ломающейся платформой для условий населенного пункта, особенно крупного города, не очень подходят. Мало того, что они сами габаритные, так еще и для погрузки им нужно пространство, в несколько раз превышающее размер эвакуатора. Словом, в городе уместны автомобили, которые работают с КМУ - крано-монтажной установкой или подобным манипулятором. Москвичи на подобные уже насмотрелись досыта, да и в регионах их хватает. Комплект нового оборудования для превращения шасси в эвакуатор с КМУ стоит приблизительно 50 000 долларов. Производят собственно оснащение множество зарубежных и отечественных компаний, причем наши не только не уступают в функциональности, но и могут установить любое оборудование по вашему заказу. В качестве платформы используется широчайший спектр коммерческих шасси от уровня ГАЗ "Валдай" до среднетоннажных грузовиков. Собственно КМУ устанавливают как по оси автомобиля, так и по борту. Первый вариант позволяет одинаково уверенно работать с любой стороны от эвакуатора и управляться с тяжелыми грузами. Второй требует специального упора, но делает стрелу крана компактнее, легче и дешевле. Выдвижные или поворотные упоры будут полезны и эвакуатору с центральным размещением КМУ, но при большой массе базового автомобиля и небольшой - эвакуируемого это не обязательно.
Эвакуаторы с краном оснащают траверсой с гидравлическим управлением, которая может менять положение по боковому и продольному наклону, вращаться вокруг своей оси. Некоторые эвакуаторы дополняют лебедкой, чтобы, например, подтащить автомобиль, лежащий в кювете. При этом траверса способна выдвигаться по стреле на расстояние до 8 метров, что помогает работать с машинами, стоящими во втором от эвакуатора ряду или на обочине, у которых заблокированы колеса или перемещение которых невозможно в принципе. Тяжелые комплексы на базе аналогичной по классу КАМАЗ-43118 или MAN TGS вполне способны поднять, погрузить и перевезти безо всяких проблем автомобили фактической массой до трех тонн.
Большейгрузоподъемностью обладают эвакуаторы с наклонной  и ломаной платформой. Главным же преимуществом эвакуаторов с КМУ принято считать способность доставить автомобиль без повреждений деталей кузова, подвески и шасси.
В среднем весе
Понятно, что машина с аппарелью, на которую втягивают эвакуированный автомобиль мощной электрической или гидравлической лебедкой, способна перевезти намного более тяжелый груз, чем такая же, но со стрелой. Скажем, эвакуаторы того же класса, что описаны выше, но со сдвижной платформой, могут взять на борт уже до 8 тонн. Различие между ломаной и сдвижной платформами видны из названия. Ломаной называют такую платформу, у которой хвостовая часть имеет понижение. Подобные конструкции не двигаются, а автомобили втаскивают на эвакуатор с помощью лебедки и трапов, или краном-манипулятором.
Наклонная платформа, в отличие от стационарной и ломаной, наклоняется целиком, и на нее грузится или втягивается автомобиль. После погрузки вся эта конструкция возвращается в транспортное положение и жестко закрепляется. Таким образом, сдвижная платформа с КМУ является более универсальной по отношению к ломаной или прямой с лебедкой, хотя погрузочная высота ее значительно выше, а вес и стоимость больше. Достоинства перевешивают недостатки, и такие эвакуаторы становятся все более популярны у специализированных сервисов. При полном оснащении эвакуатор со сдвижной платформой на базе среднетоннажного грузового шасси класса Hyundai-78, ISUZU NPR75, ГАЗ-33106 "Валдай",  Mercedes Atego 815, Mitsubishi Fuso, КАМАЗ-4308, МАЗ-437041 может увезти машину фактической массой до шести тонн.
Поскольку тут усложняется тяговый механизм, куда кроме крана должна входить гидросистема подвижной части платформы и лебедка для втаскивания автомобиля, установленная на ней, то стоимость такого оборудования начинается уже от суммы 60 000 долларов, и верхняя "планка" может быть весьма высока.
Наиболее недорогими считаются прямые платформы, которые требуют применения КМУ, в среднем ценовом диапазоне находятся ломаные платформы, а самые дорогие на рынке - сдвижные. При этом по грузоподъемности они примерно одинаковы и перекрывают диапазон 3-6 тонн. Некоторые проблемы могут возникнуть, если машина, которую нужно эвакуировать, находится под неудобным углом, а габаритная высота эвакуатора с ней превышает 4 метра. Платформы любых типов могут дооборудоваться бортами и тентом, дополнительными опорами сзади, устройством жесткой сцепки и возможностью буксировки неполной погрузкой, световой балкой с рабочим светом и проблесковым маячком, а также разного рода упорами и системами крепления автомобиля.
Тягачи особого назначения
Несмотря на то что эвакуаторы с платформой могут быть дооборудованы специальным устройством для буксировки массивных автомобилей на жесткой сцепке или методом частичной погрузки, настоящие тяжеловесы стоят особняком. Для автобусов, большегрузных и магистральных траков, спецтехники и военной колесной техники предназначены эвакуаторы на базе тяжелых грузовиков. Главным рабочим органом таких буксиров-эвакуаторов является основная стрела. Тяжелый мощный манипулятор Г-образной формы, расположенный по центральной оси автомобиля, может справиться с максимальной нагрузкой, превышающей 8 тонн на минимальном вылете стрелы.
С учетом того, что при частичной нагрузке как минимум половина массы буксируемого транспортного средства приходится на колеса, катящиеся по земле, такой эвакуатор сможет буксировать автомобиль или автобус массой более 16 тонн.
Самые мощные и тяжелые эвакуаторы способны работать с нагрузкой под 50 тонн. Причем манипулятор может захватывать машину за колеса, за переднюю или заднюю ось.
К основной стреле можно добавить дополнительную, так называемую высокую стрелу. Дополнительная стрела, как правило, выдвижная, и при работе в паре с лебедкой позволит поставить на колеса опрокинувшийся автомобиль или подобраться к попавшему в кювет. Дополнительную стрелу делают 2-3 и более секционной с вылетом  от 2 метров и больше.
При желании эвакуатор можно оснастить еще одной стрелой, независимой относительно основной и дополнительной. С помощью этого манипулятора можно, к примеру, разгрузить машину перед эвакуацией или помочь дополнительной стреле в работе с перевернувшимся автомобилем. Эвакуаторы, оборудованные для работы по методу частичной погрузки или жесткой сцепки, нужны не только особо тяжелым машинам, но и тем, которые пострадали в аварии, геометрические параметры которых, скажем, углы съезда и клиренс, не позволяют воспользоваться платформами, чья габаритная высота превышает в погруженном состоянии допустимый максимум. Правда, и стоят такие эвакуаторы дорого. Только комплект оборудования для них может обойтись более чем в 100 000 долларов.
Теперь посчитаем
Перечисленными вариантами грузовых эвакуаторов список подобной техники не исчерпывается. Мы, однако, рассказали об основных, наиболее востребованных и часто встречающихся ее типах. Теперь вкратце поговорим о самих услугах эвакуации.
Задержка в дороге - это всегда финансовые потери, и чем быстрее разрешится проблема, тем эти потери будут меньше. Но и услуги эвакуации стоят недешево, хотя, к счастью, ниже, чем возможная упущенная выгода. Например, вызов эвакуатора в пределах МКАД для малотоннажного грузовика или микроавтобуса массой до 3 тонн обойдется в среднем в 3500-4000 рублей. Это при использовании метода полной нагрузки на платформу. Дополнительно потребуется оплатить сложные случаи, заблокированные колеса, трудности с маневрированием и применение специального оборудования. А также ложный вызов: Это, допустим, если вы справились сами, а эвакуатор все же приехал. Он потратил время, и вам придется его компенсировать. Для эвакуации за пределы МКАД надо будет выложить до 50 рублей за каждый километр удаления от Москвы. Тут надо сделать оговорку: все цены приводятся с учетом современных московских реалий. В регионах ценообразование может быть другое.
Работа со среднетоннажным транспортом выльется в необходимость расстаться с суммами от 7 до 20 тысяч за машины от 6 до 18 тонн. Седельные тягачи, прицепы и автобусы, а также спецтехника оплачиваются по особым тарифам, и они могут существенно различаться у разных компаний. Вообще справиться с небольшим развозным фургоном или грузовичком сможет практически любой, даже легковой эвакуатор, а вот магистральным автопоездам нужен особый транспорт и особый тариф.
Много - значит, дорого
Если обратить внимание на статистику, довольно невеселую, надо сказать, то выяснится, что современные магистральные тягачи чаще попадают в ДТП, чем ломаются. При этом поломки, как правило, не приводят к немедленной остановке и неспособности к движению хотя бы в аварийном режиме. А вот с авариями все сложнее. Их можно условно поделить на столкновения и вылеты с трассы. В любом случае требуется эвакуация, часто отдельно тягача и полуприцепа или прицепа с грузом. И вот тут владельцу автопоезда придется изрядно опустошить кошелек. Сам вызов эвакуатора будет стоить от 1500 рублей. Работа механика на месте, то есть зацепка и подобное - еще столько же. Буксировка в пределах МКАД - 6000 рублей. Поскольку ДТП чаще происходят за пределами города, к вышеуказанной сумме можно смело добавить количество километров до столицы, умноженных на 50, как минимум, рублей. Тяжелые автопоезда массой более 20 тонн обойдутся в 100 рублей за километр буксировки. Примерно столько же, кстати, стоит эвакуация и за пределами Московской области: в Твери, Санкт-Петербурге, Воронеже или Иркутске.
Вообще, как мы выяснили,
разницы в цене по основным магистралям России практически нет. Цену эвакуации и буксировки могут еще увеличить из-за необходимости применять какие-то дополнительные методы закрепления автомобиля.
Называется это "сложные методы зацепа", и стоимость - от 3500 рублей. Иногда приходится снимать кардан или даже полуось, это стоит от 2000 рублей.
Дорог о обойдется подъем машины с фурой из кювета, постановка на колеса. Тут меньше 15 000 мало кто попросит, нужна специальная тяжелая техника и много времени. Цены у разных операторов могут немного различаться, и при сложных случаях это различие достигает нескольких тысяч. Попытка сэкономить, например, вызвав простого буксировщика и крана для поднятия из кювета, порой приводит как раз к лишним тратам. Если фура лежит хотя бы в десятке метров от кювета, то для ее поднятия нужен как минимум 50-тонный кран. Такой не везде найдешь, а лебедкой подтаскивать себе дороже будет.
В общем, недешевое это и сомнительное удовольствие - грузовая эвакуация, но порой совершенно необходимое.
Примерные цены за основные услуги грузового эвакуатора в Москве
Вызов эвакуатора с 8.30 до 18.00 - 500 руб.
Вызов эвакуатора с 18.00 до 8.00 - 2000 руб.
Работа механика по зацепу и расцепу - 2500 руб.
Снятие карданного вала или полуоси - 3500 руб.
Работа на месте ДТП (сложность зацепа) - 3500 руб.
Час простоя по вине заказчика - 2000 руб.
Ложный вызов - 3500 руб.
Подъем из кювета - от 15 000 руб.
Буксировка в пределах МКАД
Седельный тягач - от 4000 руб.
Пустой автопоезд - от 5500 руб.
Груженый автопоезд до 20 тонн - от 8000 руб.
Автобус или самосвал - от 8000 руб.
Буксировка за пределами МКАД (за 1 км)
Порожний пробег - 30 руб.
Седельный тягач - 45 руб.
Груженый автопоезд до 20 тонн - 80 руб.
Автобус или самосвал - 60 руб.
Грузовик - 45 руб.
Груженый грузовик - 60 руб.
Фото: autozap.biz
Автозапчасти и цены