4 октября на строительной площадке Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ОАО "ТАИФ-НК" была проведена операция ювелирной точности: в проектное положение был установлен гигантский сверхтяжелый 40-метровый реактор гидрокрекинга R-104. А уникальная по своей сложности выгрузка на берег изготовленного в Индии реактора началась еще 10 сентября в грузовом порту под Нижнекамском. Предметы столь внушительных габаритов и веса - почти 1,4 тыс. т - до этого никогда не переправлялись по реке.
Из Индии до Нижнекамска
Реактор был изготовлен в Индии по контракту с японцами компанией Larsen&Toubro Limited. Путь в Нижнекамск установки начался в индийском порту Хазира,откуда реактор был доставлен до Санкт-Петербурга морским транспортом. После перегрузки на речную баржу реактор вместе с сепаратором высокого давления был направлен по рекам России в Нижнекамск. За 9 суток баржа проплыла более 2 тыс. км по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, пройдя через верхнюю и нижнюю Волгу, Куйбышевское водохранилище и Каму, чтобы добраться, наконец, до Нижнекамска. Уникальная по своей сложности выгрузка на берег гигантского 40-метрового реактора гидрокрекинга, который станет составной частью комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти, строящегося на нижнекамском заводе "ТАИФ-НК", происходила в грузовом порту села Большое Афанасово под Нижнекамском.
Точное название двух изделий, доставленных из Санкт-Петербурга на специальной барже: газофазовый генератор и горячий сепаратор высокого давления. Вес первого реактора составляет 1377,9 т, вес второго - более 400 тонн. Как утверждают специалисты, речным транспортом настолько тяжелые негабаритные грузы еще не перевозились, во всяком случае, в новейшей истории России (известно о перевозке груза в 1,3 тыс. тонн). Факт его перевозки занесут в Книгу рекордов Гиннесса. Заявку подала компания "Спецтяжавтотранс", отвечающая за доставку груза, инженерный проект включает все этапы: разгрузку реактора с океанского кранового судна, закрепление его на специально реконструированной барже, прохождение водного маршрута, разгрузку и доставку на строительную площадку заказчика. В лондонской штаб-квартире издания книги, как рассказали газете "БИЗНЕС Online" представители компании-перевозчика, уже зарегистрирована заявка компании.
По требованию Книги рекордов Гиннесса, местоположение судна должно быть известно в любое время дня и ночи, поэтому баржа была оборудована специальным GPS-передатчиком, информация с которого транслировалась на специально созданном сайте.
В ГК "ТАИФ" комментировать транспортировку не стали - пресс-секретарь ГК "ТАИФ" Дмитрий Неманов пояснил газете "БИЗНЕС Online", что реактор является неотъемлемой частью строящегося в Нижнекамске завода.
Информация о стоимости доставки гидрокрекинга является коммерческой тайной.
Напомним, ТАИФ-НК начал строительство комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков мощностью свыше 3 млн. тонн в год в 2012 году. Стоимость проекта составляет $1,8 миллиарда. Соотношение собственных средств ТАИФ-НК и заемных средств на строительство комплекса составит 20% на 80% соответственно. Комплекс планируется сдать в эксплуатацию в первом квартале 2016 года. Срок окупаемости проекта - три года после ввода комплекса в эксплуатацию. Генеральным подрядчиком строительства комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков определено ПСО "Казань", входящее в группу компаний "ТАИФ". Ранее генеральный директор ОАО "ТАИФ" Альберт Шигабутдинов называл строительство комплекса "стратегическим проектом". "Мы рассчитываем к 2016 году получить лучший по эффективности НПЗ в мире. Выход светлых нефтепродуктов составит до 95 процентов", - заявлял Шигабутдинов. Новая установка позволит перерабатывать в светлые нефтепродукты все тяжелые остатки от переработки нефти на ТАИФ-НК. В настоящее время выход топочного мазута на ТАИФ-НК составляет около 28 - 29% - свыше 2 млн. тонн в год. После введения в эксплуатацию новой установки НПЗ "ТАИФ-НК" сможет перерабатывать 7,3 млн. т татарстанской нефти и выдавать 7,1 млн. т высококачественных нефтепродуктов.
23 км за двое суток
По словам Сергея Савина - руководителя проекта по Нижнекамску компании "Спецтяжавтотранс", которая и отвечает за доставку груза, в соответствии с контрактом с ТАИФ-НК, они взяли на себя обязанность провести работы по модернизации док-камеры, в который будет заходить баржа для выгрузки реактора, и участка автодороги, по которой груз будет доставлен на завод в Нижнекамск на специальном трале.
"Созданием условий для успешной транспортировки из Санкт-Петербурга до завода уникального груза компании мы занимались на протяжении пяти месяцев, - рассказал он "БИЗНЕС Online". - Был реконструирован сам причал, причальная стенка которого была частично разрушена, он был восстановлен и усилен. Заново сделали разгрузочную площадку, дренаж, который должен способствовать хорошему водоизмещению для таких больших грузов. А кроме этого ремонту подвергся 23-километровый участок дороги, соединяющий причал с заводом. В частности, было произведено усиление и расширение дороги на поворотах. Потребовалось и усиление подземных коммуникаций - трубы и кабеля и другие коммуникации, которые проходили под дорогой, перекладывались в специальные металические гильзы, чтобы не быть разрушенными из-за сверхбольшой массы перевозимого. Кроме этого, на этом пути потребовалось переустройство нескольких линий электропередачи и эстакад" - рассказал об объеме подготовительных работ руководитель проекта.
Называть сумму контракта с ТАИФом Савин также отказался, сославшись на коммерческую тайну. Ранее - в 2006 - 2012 годах - компания уже занималась доставкой крупногабаритного тяжеловесного оборудования для ОАО "ТАНЕКО". В 2008-м перевозила реакторы весом до 350 т для ОАО "Нижнекамскнефтехим". В 2006 - 2010 годы "Спецтяжавтотранс" занимался доставкой металлоконструкции и вагонов для казанского метрополитена. Кроме того, компания занималась перевозкой знаменитого космического аппарат "Буран" для РКК "Энергия", транспортировала турбины, генераторы для Бурейской, Колымской, Красноярской ГЭС и других, рабочие колеса гидротурбин для Саяно-Шушенской ГЭС...
По словам старшего помощника капитана судна ОТА 862 Юрия Иванцова, погода позволила провести уникальную доставку груза без особых сложностей. "Погода благоприятствовала. Лишь 5 сентября пришлось простоять 12 часов из-за плотного тумана" - рассказал старпом.
Известно, что всего компания, которая выиграла тендер ТАИФа, должна доставить в Нижнекамск в общей сложности 15 сверхтяжелых изделий. Часть из них уже в пути.
Савин подчеркнул, что разгрузка должна осуществляться именно выкаткой, так называемым методом Ро-Ро. Уровень воды в док-камере поднимали ботапортом (ворота с установленными внутри насосами, которые будут закачивать в камеру воду, когда баржа зайдет в нее, а ботапорт за ней закроется).
Балластировка баржи и пошаговая выкатка оборудования осуществлялась на специализированном самоходном модульном транспортном средстве "Cometto" длиной более 38 м, состоящем из 24 сдвоенных осей. На каждой оси по 8 колес. Вес реактора распределится по этой длине на 192 колеса. На одно колесо придется нагрузка в 8,446 тонн.
Когда баржа встала "в отметку", то есть вровень с причалом, на баржу заехал специальный трал и встал под колонну. Разгрузка колонны с баржи, по словам Савина, - это самый ответственный момент транспортировки. Согласно проекту, выкатка колонны на берег может занять до 36 часов.
Эксперты считают, что при транспортировке таких грузов важна точная координация всей команды. Сергей Кобранов - ответственный секретарь журнала "Речной транспорт XXI век": "В нашей стране водный транспорт развивался, когда непосредственно осваивались нефтяные и газовые месторождения в Сибири, - рассказал "БИЗНЕС Online" Кобранов. - Некоторые объекты для строительства инфраструктуры можно было доставить только по воде. Сколько всего там было построено - никакая Книга рекордов Гиннесса с этим не сравнится! Главное в перевозке любого негабаритного тяжеловесного груза - высокий профессионализм плавсостава и хорошее взаимодействие с коллегами на берегу. Должна быть потрясающая координация. Доставка такого груза к месту назначения - это очень ответственная операция. Погрузка, перевозка, разгрузка - сколько всего может произойти! Единственное и естественное требование к судну в этом случае: чтобы оно было технически исправным. Кроме того, российский речной регистр должен присвоить ему определенный класс по грузоподъемности".
Александр Гаврилов - владелец компании "Каматрансфлот":
- Если речь идет о перевозке морским судно, там все это проще. Транспортировка же груза такого веса по реке - это очень трудоемкая, ответственная и сложная операция. Перевозчик должен предусмотреть буквально каждую мелочь. Представляете, что может случиться, если, скажем, будет непогода, большая волна? Каким должно быть крепление груза в 1377 тонн, если при волнении в 3 балла волна достигает высоты в 2 метра?! Цена ошибки в данном случае - потеря груза и судна, поэтому за такую работу берутся далеко не все компании, исключительно специализированные.
Есть рекорд!
Главный редактор "Книги рекордов России" и "Книги рекордов Европы" Алексей Свистунов (именно он и зафиксировал рекорд в Нижнекамске), прибывший в Нижнекамск, убедился в том, что перевозка реактора гидрокрекинга для строительства "Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти", может быть названа рекордной.
Наступает торжественный момент. При помощи специального оборудования главный редактор российской Книги рекордов фиксирует протяжённость водного пути, аналогов которого ещё не было. Все замирают в ожидании решения. Алексей Свистунов в глубокой тишине провозглашает:
- Да, это уникальное достижение, которое достойно быть внесённым в Книгу рекордов России и Европы!
Раздаются бурные аплодисменты всех, кто собрался на причале. Всех, кто внёс вклад в возможность войти в Книгу рекордов, приглашают на сцену для вручения дипломов за уникальное достижение Нижнекамска. Среди награждённых - мэр города Айдар Метшин, директор "Комплекса глубокой переработки" Артём Ткаченко и телерадиокомпания НТР - информационный партнёр этого уникального события.
Алексей Свистунов подтвердил "БИЗНЕС Online", что эта перевозка станет очередным рекордом Книги Гиннесса. "Но этот факт мы будем подтверждать уже непосредственно на месте события, когда успешно завершится выгрузка гидрокрекинга, - пояснил Свистунов. - Однако уже сейчас могу сказать точно, что подобного веса еще по реке не перевозилось. Еще одним важным фактом является то, что этот груз был не сборный. После того как мы подтвердим, что перевозка вошла в рекорды России, все необходимые документы будут отправлены в Лондон, где уже будут рассматривать вопрос о присвоении рекорду мирового статуса".
В ближайшие несколько месяцев данный рекорд должны подтвердить в лондонской штаб-квартире Книги рекордов Гиннесса.
Это не последний груз, который прибудет на строящийся завод глубокой переработки нефти "ТАИФ-НК" в Нижнекамск. Всего сюда должны привезти 15 единиц тяжеловесного оборудования. Компания "Спецтяжавтотранс", вошедшая в историю рекордов, готова выполнить и эти работы.
Корреспонденту "НВ" удалось взять эксклюзивное интервью у Алексея Свистунова:
- То достижение, которое сегодня имело место в виде торжественной церемонии фиксации, - это черта, подведённая под крупнейшим событием не только в истории края, вашего города конкретно, но и в истории страны, Европы и даже истории мира. Мы подали заявку в Книгу рекордов Гиннесса и не без основания рассчитываем на то, что данное достижение войдёт в анналы мировой истории и появится в виде строчек в учебниках. Школьники будут пересказывать друг другу то, что на другом конце земли русские сумели сделать такое! Надежда попасть в мировую Книгу рекордов очень большая. Есть несколько этапов рассмотрения заявки, и первый из них успешно пройден. Осталось получить финальное заключение британских экспертов, которое будет опираться на весь мировой опыт, будет рассмотрена вся доказательная база в соответствии с мировыми стандартами.
- Я думаю, что в вашем городе будет ещё масса высоких достижений, - продолжая поднятую тему, отметил в беседе с корреспондентом "НВ" президент группы компаний "Спецтяжавтотранс" Сергей Тронин. - Только не надо задирать нос. Нужно идти от одной планки к другой, дальше и выше. Мне нравится Нижнекамск своей широтой и просторами. Конечно, присутствие нефтеперерабатывающих заводов не очень хорошо для экологии. Но, с другой стороны, наличие производств, куда направляются эти реакторы, даёт надежду на улучшение экологии: глубина переработки вырастет, ведь вредные примеси будут перерабатываться в нечто полезное. Оборудование, которое мы вам привезли, послужит улучшению экологии.
Эльвира Долотказина, заместитель главы Нижнекамского района, также была полна оптимизма в этот день:
- У нас в эти дни было много достижений, - сказала она. - Мы открыли разные социально значимые объекты, провели выборы и День города. И вот сегодняшнее событие - мирового масштаба. Мы уже даже начинаем привыкать к различным грандиозным достижениям и должны работать и в дальнейшем в таком же духе, идти к новым горизонтам!
Наземная транспортировка
Для наземной транспортировки задолго до этой поездки был обустроен специальный маршрут длиной в 22 км от причала до стройплощадки. Кое-где даже постелили новое дорожное покрытие, способное выдержать такую нагрузку.
192 колеса платформы-тягача, на котором был установлен реактор, мобильны и могут поворачиваться на 360 градусов. Правда, скорость при этом ниже, чем у обычного пешехода - этого требует техника безопасности. Если заглянуть в историю, то этот самоходный модуль изначально придуман для перевозки американских космических шаттлов. Изображение первого шаттла "Колумбия" даже нанесено на логотип компании-производителя. Но потом возможности погрузчика оценили другие представители разных сфер. В данном случае - нефтепереработчики. Перевозка груза на платформе-тягаче заняла почти 20 часов. Скорость самоходного модуля составляла 1,5 км/ч. По пути было сделано две дозаправки.
Если сама дорога в этой перевозке сложности не доставила, то вот с воздушными преградами пришлось поработать.
- Пришлось снимать провода высоковольтной линии электропередачи. Это было в районе "ТАНЕКО", - рассказывает начальник участка группы компаний "Спецтяжавтотранс" Александр Мартынов.
Чтобы довезти груз, нужно было даже скорректировать движение общественного транспорта. Однако, благодаря точным расчетам перевозчиков, пришлось отменить всего лишь один трамвайный рейс.
Конечно, не обошлось и без пробок, и в этом случае руководители проекта сильно не мучили автовладельцев, периодически пропуская машины.
И вот, наконец, 4 октября, реактор был установлен в проектное положение методом подъема через шарнир, когда для монтажа может быть выбран кран меньшей грузоподъемности, чем вес поднимаемого груза. Работы были проведены с привлечением компании, специализирующейся на выполнении комплекса работ и услуг по установке тяжёлого оборудования.
Общее время подъема оборудования составило 98 минут. Монтаж оборудования массой более 1300 тонн, длиной 36,6 м, внутренним диаметром 5,2 м - задача исключительной сложности. Предварительно до монтажа реактора гидрокрекинга специалистами были проведены подготовительные работы по сборке реактора в шарнир, а также подготовке крановой техники.
Справка:
Компания "ТАИФ-НК" - ведущее предприятие нефтеперерабатывающей отрасли Республики Татарстан. КГПТО - крупнейший стратегический проект ОАО "ТАИФ-НК", реализация которого направлена на углубление нефтепереработки с увеличением отбора светлых нефтепродуктов.
Группа компаний "Спецтяжавтотранс" (Москва) - предоставляет транспортно-логистические услуги российским и зарубежным предприятиям нефтегазоперерабатывающей, химической, энергетической и других отраслей промышленности.
По материалам: "Бизнес Online", "Нижнекамское время", Kazanfirst.ru, ntrtv.ru
Фото: "Бизнес Online", "Нижнекамское время", Kazanfirst.ru, ntrtv.ru