← Негабаритные и опасные грузы

Как "Матильда" везла турбину весом 308 тонн

Тагил - один из атомных центров России. Недалеко от Екатеринбурга находится город-ЗАТО Новоуральск, где с 1949 года функционирует Уральский электрохимический комбинат по обогащению урана. Рядом с комбинатом находится город Верхний Тагил, где еще в 1951 году началось строительство государственной районной электростанции проектной мощностью 1600 МВт. Программа технического перевооружения и реконструкции станции разработана на период 2012-2016 гг. Для ее комплектации в Германии концерном Сименс была сделана газовая турбина и генератор.

Сначала был доставлен генератор весом 328 тонн. А сейчас завершена доставка турбины весом 308 тонны. Блогеру Александру Попову довелось поснимать небольшой кусочек этого интересного маршрута.
Доставка одной единицы груза занимает около 9-10 дней. Автопоезд каждый день проезжает от 20 до 50 километров. В зависимости от сложности, это занимает до 15 часов. Ранним утром мы прибыли на некую точку на дороге, где автопоезд был остановлен на ночь. В зависимости от загруженности дорог порой едут ночью, а днем отсыпаются. Но сейчас отдых был ночью. В составе автопоезда есть все необходимое для ночевки в поле - вахтовки для сна и кухня.
Автопоезд представляет собой 32-осевой состав, снабженный "ложей Грайнера", куда и крепятся тяжеловесные грузы.
В боевом положении ложе отслеживает рельеф дороги, свои колебания и крены, все время выставляя себя с помощью гидравлики в горизонт.
Нагрузка на каждую ось - 15 тонн. Каждая ось независима и поворачивается.
Длина автопоезда составила 104 метра. Как я уже говорил, вес генератора для газовой турбины 328 тонн, газовой турбины - 308 тонн. Вместе с автопоездом вес приближается к 400 тоннам.
Максимальная грузоподъемность системы - 500 тонн. Функция гидравлического расширения фермы обеспечивает размещение груза с шириной до 5 600 мм.
mat5.jpg
Функция подъема и опускания позволяет преодолеть высотные препятствия с минимальной транспортной высотой, приближенной к высоте груза. Для этой транспортировки автопоезд был собран в максимальной комплектации.
Всего в Европе эксплуатируется три подобных установки. В России - она единственная.
И на нее стоит очередь заказов, в том числе и из Европы. И в первую очередь нужны операторы - люди, которые ей управляют. Которые шестым чувством и опытом понимают и знают, как надо проехать тот или иной участок. По словам мастера,
подготовка профессионального оператора занимает около 10 лет.
Много головной боли добавила система крепления турбины. Дело в том, что для ее установки нужны нижние поперечные балки высотой 30 сантиметров. Инженеры Сименс категорически отказались переделывать ложе турбины, чтобы ее подвесить на консолях. В итоге, из-за мертвой высоты 30 сантиметров пришлось разбирать один мост - объехать его было нельзя, а по высоте не вписывались чуть-чуть. Много и других проблем доставили эти лишние 30 см. по маршруту.
mat2.jpg
На широких участках закрывают только попутное направление. Но дороги в Пермском крае и Свердловской области в основном узкие. Большое количество мостов.
Узкая дорога закрывается вся. И если встречный трафик едет сразу, после прохода автопоезда, то попутный едет за ним 10-15 километров. Пока не делается остановка для пропуска машин.
И так каждый день на протяжении недели: Потом вернуться за турбиной и отвезти ее к генератору. А потом новые задачи и новые грузы.
Автопоезд не самоходный (хотя существуют и самоходные модули). Для его движения задействованы три тягача с балластом 30 тонн - два спереди и один сзади.
mat7.jpg
В особых случаях под груз подгоняют самодвижущуюся платформу на восемь осей. Она позволяет еще более разгрузить каждую ось. И распределить нагрузку на еще большей площади при проезде мостов.
После успешных нагрузочных испытаний в Германии автопоезд получил название "Матильда". На весь 337 километровый маршрут был разработан детальный план. Проведены исследования дороги, мостовых сооружений. В специальной программе отрепетированы все маневры автопоезда.
Экипаж автопоезда радуется, что успели до снегов уехать из Чусового: "Там такие подъемы, которые уже покрываются льдом, что мы вряд ли бы справились. А один семиградусный подъем мы преодолевали несколько часов в сухую погоду. Шесть тягачей не могли втащить автопоезд в горку.
Ложе, платформы после операции разбираются и грузятся на трейлеры.
Даже тягачи на место транспортируются не своим ходом. Уж больно дорого их так гонять.
Вынужденная остановка. ДПС Свердловской области почему-то не дает добро на следование дальше по маршруту.
mat6.jpg
Автопоезд на привале. После решения всех проблем они поехали дальше. Ну а я полетел в Москву.
Фото: Александр Попов
Блог Александра Попова