Автопром России и Беларуси переживает нелегкие времена: продажи грузовой техники падают второй год подряд и надежды на скорое восстановление прежних объемов пока нет. Тяжелая ситуация заставила маркетологов ОАО "МАЗ" пересмотреть направления работы. О результатах, которых удалось добиться за два года, "Ежедневнику" рассказал заместитель гендиректора по внешним экономическим связям флагмана белорусского автопрома Виталий Гончарик.
- Какой из видов продукции ОАО "МАЗ" наиболее востребован за пределами стран Таможенного союза?
- Тягачи, самосвалы прицепная и пассажирская техника - в этом сегменте у нас привлекательные технические данные и ценовой сегмент.
- Неужели по техническим данным седельный тягач МАЗ может конкурировать с продукцией "большой семерки" - производителями с мировой известностью Volvo, Skania, DAF?
- В странах СГН, Африки и юго-восточной Азии, куда идут поставки, топливо низкого качества, поэтому с техникой МАЗ экологического класса Евро-2 и Евро-3 не возникает проблем. Это простая, без всякой электроники техника, которую при необходимости можно починить в поле, а цены на нее на 30-50% ниже, чем у конкурентов.
Существенныйплюс - работа 9 сборочных производств МАЗ за рубежом. Казахстан, Азербайджан, Сербия, Литва, Польша, Вьетнам, Египет, Латвия, Венесуэла, - эти страны собирают МАЗы для собственного потребления из поставляемых машинокомплектов.
Делясь технологиями и помогая внедрить производственную линию, МАЗ не участвует в сборочных производствах живым финансированием. Единственное предприятие, в уставном фонде которого есть наш доля (порядка 14% акций), это СП в Венесуэле. В 2013 году туда поставлена тысяча единиц машинокомплектов, в 2014 году планируется еще 100 машинокомплектов, в 2015 году запланирована поставка не менее двух тысяч машинокомплектов.
- Наверняка в отдельных странах налажена сборка в формате CKD, включающая изготовление кузовов, что увеличивает локализацию производства?
- Это так. В Азербайджан, Вьетнам и Венесуэлу поставляем комплекты CKD. Вьетнам и Азербайджан (в последней стране собирают много спецтехники - цистерны, строительную технику, спецоборудование на базе шасси) выходят на 40% локализации, Венесуэла - 20%. Все идет к тому, что процент локализации должен составлять от 50 до 60% локализации.
- В 2013-14 годах продажи грузовой техники в странах ТС упали в связи со снижением спроса. Как у МАЗа обстоят дела на внешнеэкономическом направлении?
- В 2013 году экспорт увеличился на 20% по сравнению с 2012 годом, в этом году планируем увеличить его еще на 25%. В количественном выражении речь идет примерно о 5 тыс. грузовиков и пассажирской техники по всем странам - с учетом машнокомплектов. Доля последних в 2014 году составит порядка 1,5 тыс. единиц, объем собираемых и отгружаемых машинокомплектов увеличился по сравнению с 2013 годом на 177%.
- Какие из стран закупают наибольшее количество техники МАЗ?
- Казахстан, Туркменистан и Азербайджан, где выполняются госпрограммы по строительству и автоперевозкам. В Казахстане покупают тягачи, самосвалы и прицепную технику, в Туркменистане самосвалы, в Азербайджане - полноприводную технику.
- Внешнее направление заметно улучшает статистику продаж, значительно упавшую в России и Беларуси?
- Да, за счет работы со странами СНГ и дальнего зарубежья мы пытаемся компенсировать падение продаж на привычных рынках.
Рентабельность продаж на новых направлениях гораздо выше, чем на внутреннем рынке или странах сопредельного государства.
До кризиса приоритет отдавали сделкам, за которые платили живыми деньгами, избегая отсрочек платежа. Сегодня завод спасают программы, содействующие поддержке экспорта: льготное кредитование, схемы лизинга, факторинг, форфейтинговые операции.
- Озвучивая результаты продаж за 7 месяцев 2014 года, Национальный статистический комитет сообщил: в количественном выражении экспорт грузовых автомобилей увеличился на 4,4%, в стоимостном - упал на 17,7%. Значит ли это, что в настоящее время экспортируется недорогая продукция ОАО "МАЗ", которую могут позволить себе ваши покупатели?
- Многое зависит от госпрограмм, которые мы реализовываем. В 2013 году работали по контракту о госпоставках 2 тыс. единиц автотехники в Туркменистан, согласно которому стоимость одной единицы составила 80 тыс. долларов (при средней цене в 50 тыс. долларов за единицу). Девальвация российского рубля сделала покупателя более требовательным, пришлось пойти на снижение стоимости отдельных видов продукции экологического класса Евро-2 и Евро-3.
- Много ли живых денег получаете от работы по внешнеэкономическим контрактам?
- Покупателей, готовых на предоплату, фактически нет, обычно полная оплата поступает от клиентов, покупающих партию товара до 10 единиц. По более крупным заказам используем аккредитивные формы расчета, рассрочки платежа до года, готовы работать по лизингу и кредиту.
- Есть ли страны, в которые поставки продукции МАЗ растут?
- В 2014 году рост идет по всем направлениям - страны Африки и Латинской Америки, Юго-восточной Азии, Арабского региона.
Увеличивается объем партий товара: по 200-300 единиц техники отправляем в Африку и Арабский регион, порядка 400 в юго-восточную Азию, около 800 - в страны Латинской Америки.
- На фоне стран, покупающих технику экологических классов Евро-2 и Евро-3, явно диссонирует польский город Плоньск, где в сентябре этого года начали производить технику из машинокомплектов МАЗ. О каких моделях идет речь?
- Поставки в Европу - отдельное направление работы. В 2014 году завод отгрузил в страны Евросоюза порядка 80 единиц техники, в основном пассажирской.
В Плоньске идет сборка пассажирской техники стандарта Евро-6 - городских автобусов 12, 15 и 18 метров длиной, а так же специализированных автомобилей, которые Польша будет покупать согласно программе модернизации автопарка МЧС и отдельных коммунальных служб. Эта программа дала нам возможность поставлять автотехнику с полным приводом экологического стандарта Евро-3.
Речь идет о разработанных специально для польского рынка шасси полноприводного автомобиля 4х4 грузоподъемностью 6т с вариантом сдвоенной или одинарной кабины, на которой может быть надстроено различное специализированное оборудование. Для МЧС это пожарные машины, для коммунальных служб - коммунальная автотехника. Всего на протяжении 5 лет в Плоньске должно быть произведено 8 тыс. единиц грузовой автотехники. Одновременно на 2015 год запланирована сборка 100 автобусов класса Евро 6.
- Какой смысл собирать автобусы в Польше из машинокомпектов, если готовую технику, которую вот-вот начнут делать на МАЗе, можно поставлять с завода?
- Преимущество техники, собранной в Плоньске, - в наличии сертификата общеевропейского происхождения. Благодаря ему таможенные пошлины на машинокомплекты, которые в настоящее время по грузовикам составляют 21%, по автобусам - 16%, снизятся до 5%.
- Поскольку с "большой семеркой" МАЗу соревноваться тяжело, двигатель класса Евро-6 будете устанавливать в основном на пассажирскую технику?
- В настоящее время завод проводит испытания и сертификацию двигателя Евро-6, установленного на седельный тягач и автомобильное шасси. Пройдет год - и требования, аналогичные европейским, выставит Россия, а значит, от соответствия новым требованиям нам не уйти.
До конца 2014 года для сертификации будет произведена первая линейка автобусов экологического стандарта Евро-6. Они должны быть востребованы в Европе, поскольку дешевле техники местного производства на 30-50%.
- С такой разницей в цене продукции МАЗ сложно остаться незамеченной:
- Беларусь не является членом ЕС, и произведенный у нас товар не может участвовать в тендерах для госзакупок. В настоящее время технику покупают лишь частные клиенты из стран ЕС. При этом МАЗ начали посещать делегации Бельгии, Франции, Германии, Голландии - представители которых планируют закупки на 2015 год и просят дать официальное представительство завода, чтобы активно рекламировать продукт, проходящий в настоящее время сертификацию.
Фото: novikovski.livejournal.com