В России снижение объема перевозок грузов в прошлом 2013 году наблюдалось на всех видах транспорта, кроме воздушного, снижение грузооборота - на всех без исключения. 2014 год оптимизма не прибавил. Есть ли перспективы развития грузоперевозок и ведения бизнеса в условиях, сложившихся в результате введения взаимных санкций России и Европейского союза? Основные факторы снижения спроса на транспортные услуги известны. Но на рынке можно обнаружить и первые сигналы роста. Об этом - две статьи в еженедельнике "Транспорт России".
Транспортный комплекс на рынке услуг
"Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться опережающими темпами (относительно других секторов экономики)", указывается в представленном Минэкономразвития РФ прогнозе социально-экономического развития России до 2017 года.
Есть ли тому основания? В 2013 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась существенным падением, за исключением роста пассажирооборота (темп "роста" объема коммерческих перевозок грузов - 98%, коммерческого грузооборота - 98,5% по отношению к предыдущему году).
Основными факторами снижения спроса на транспортные услуги названы сокращение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и снижение реальных располагаемых доходов населения страны.
Но отмечены и сигналы роста. Так, итоги первого полугодия 2014 года демонстрируют, что наряду со снижением темпов перевозок грузов наблюдается незначительное увеличение грузооборота в коммерческом транспорте в целом по сектору. Основанная на них оценка 2014 года позволяет спрогнозировать падение коммерческих перевозок грузов на 0,7% и рост коммерческого грузооборота на 2,8% соответственно к уровню 2012 года.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе
Минэкономразвития прогнозирует следующий рост показателей деятельности транспортного комплекса в 2017 году к уровню 2013 года. Объем коммерческих перевозок грузов оценивается на уровне 3920,4 млн тонн (103,9%), объем грузооборота - 2660,4 млрд ткм (108,3%).
При этом отмечается, что в случае ускоренного темпа роста экономики объем коммерческих перевозок грузов составит 107,7% (4063,9 млн тонн), а грузооборота - 112,1% (2752,2 млрд ткм).
С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2013 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов неинвестиционного характера (субсидии, взносы в уставные капиталы, не направленные на капитальное строительство) за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2013 году составил порядка 94 млрд руб.
"Узкие места" недоинвестированы
Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств, повышение их доступности и, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.
При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестированы и не обладают резервами "долговременной устойчивости".
Значительными "узкими местами" на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.
Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам (Новороссийск, Санкт-Петербург), не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.
Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находятся в эксплуатации 50-75 и более лет.
Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери.
Инвестиции вырастут?
Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2013 году составили 396,6 млрд руб., в 2014 году ожидается порядка 358,7 млрд руб., говорится в прогнозе. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций за счет средств федерального бюджета. К 2017 году в случае сохранения текущих тенденций прогнозируется объем ассигнований из федерального бюджета порядка 549 млрд руб., а также 71,3 млрд руб. за счет средств ФНБ. При этом в случае благоприятных тенденций в экономике объем инвестиций из федерального бюджета будет больше на 262 млрд руб., а также средств ФНБ больше на 50 млрд руб. на развитие ВСМ-2.
В 2014-2017 годах общий объем средств, выделяемых за счет средств ФНБ на развитие приоритетных инфраструктурных проектов, составит 360 млрд руб.
Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2014-2017 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
- обеспечение объектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;
- завершение вводных объектов;
- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в том числе строительство платных дорог), и направленные на повышение безопасности;
- расширение "узких мест" транспортной инфраструктуры (в том числе развитие московского транспортного узла, включающего Московский авиационный узел, развитие восточного полигона БАМа и Транссиба);
- развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
Кроме того, темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
В целом по всем источникам финансирования в 2014 году ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1422,6 млрд руб., а к 2017 году при сохранении темпов роста экономики - на уровне 1827 млрд руб., в том числе порядка 718,9 млрд руб. за счет средств внебюджетных источников финансирования.
В случае более ускоренного роста экономики уровень инвестиций в 2017 году прогнозируется на уровне 2355 млрд руб., из них 803,5 млрд руб. - за счет внебюджетных источников.
Однако МЭР предупреждает, что в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике существует риск снижения финансирования, в первую очередь из федерального бюджета, относительно предложенных вариантов.
В условиях санкций
VI Балтийский транспортный форум, который по традиции прошел в Санкт-Петербурге, с одной стороны, был посвящен актуальным вопросам развития транспортной системы Северо-Запада России и ближайших соседей. А с другой - проблемам форс-мажорного порядка, а именно перспективам развития грузоперевозок и ведения бизнеса в условиях, сложившихся в результате введения взаимных санкций России и Европейского союза. Причем интерес к этим вопросам у участников форума был чисто практический, поскольку именно северо-западное направление грузопотоков первым почувствовало влияние санкций.
Как отмечалось на форуме, в развитие железнодорожной инфраструктуры в Северо-Западном регионе и терминальной инфраструктуры портов Балтийского бассейна будет инвестировано к 2020 году 302,1 млрд руб., а объем перевозок к этому периоду прогнозируется на уровне 1,66,4 млн.
Также планируется развитие Вологодского, Череповецкого, Волховстроевского железнодорожных узлов, станции Бабаево и усиление инфраструктуры направления Вологда - Волховстрой. Предварительный объем инвестиций, которые запланированы на реализацию данных мероприятий, составляет 18,7 млрд руб. Работа будет проводиться и в отношении участка Волховстрой - Мурманск - объем инвестицийк 2020 году составит 63,4 млрд руб.
Развитие транспортной инфраструктуры "тянет" за собой обустройство пограничной инфраструктуры. Так, строительство нового морского пункта пропуска Брусничное начнется уже в 2015 году. Возведение пункта пропуска на Сайменском канале будет идти в рамках исполнения поручений Правительства РФ и протокольных решений Морской коллегии при Правительстве РФ по обустройству морских пунктов пропуска, принадлежащих Балтийскому бассейну. В настоящее время осуществляется проектирование объекта и оформляется земельный участок, а в 2015-м начнется строительство, которое будет идти с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Это обеспечит судоходство по Сайменскому каналу. К тому же регистрация судов и товаров, которые они перевозят, будет проходить в одном конкретном месте и соответствовать всем современным требованиям. Сейчас же таможенный контроль и пограничная служба находятся друг от друга на расстоянии порядка 20 км.
Совершенствуется администрирование на постах таможенного контроля Балтийской таможни. В результате в 2013-2014 годах удалось сократить срок нахождения контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург с 6,5 до 4,1 суток. Только 10% грузов проходят транзитом в Большом порту Санкт-Петербург, остальные оформляются на местах.
В течение 2013 года и в I полугодии 2014-го совместно со стивидорами осуществлялся мониторинг времени нахождения контейнеров в морских портах. Так, в I квартале прошлого года средний срок нахождения грузов с момента их поступления до вывоза с территории составлял 6,5 суток. Из них 1,5 суток (27 часов) занимали таможенные операции, связанные с декларированием товаров. Уже в IV квартале 2013 года время нахождения в порту сократилось до 4,6 суток, из которых 0,64 суток (15 часов) потребовалось на оформление таможенных документов. В I и II кварталах 2014-го срок пребывания контейнеров в порту составил уже 4,1 суток, а 9 часов заняли таможенные операции.
В итоге меньше чем за два года за счет усиления администрирования процессов сотрудникам таможенной службы удалось сократить время на проведение таможенных операций на 7%.
Также на сокращение сроков нахождения контейнерных грузов повлиял переход на 100%-ное электронное декларирование с 1 января 2014 года. Из 1500 поступающих в день деклараций 67% полностью подаются в электронном виде. Для сравнения: в I полугодии 2013-го этот показатель составлял 46%.
От развития главной магистрали Северо-Запада - Октябрьской железной дороги - в транспортном комплексе региона зависит многое, и прежде всего работа морских портов. Пропускная способность железной дороги на Усть-Лугу в 2015 году составит 64 млн тонн в год. В 2013 году пропускная способность составляла 38,3 млн тонн, а к 2020 году возрастет до 80,3 млн тонн в год. При этом
порт Усть-Луга является основным драйвером роста грузопотока по железной дороге в Северо-Западном регионе.
В целом, по прогнозам Октябрьской железной дороги, в 2014 году объем железнодорожных перевозок на порты Северо-Запада составит порядка 117 млн тонн, что на 13,8% больше, чем за 2013 год.
Транспортное бизнес-сообщество понимает, что санкции ухудшат показатели работы ТК в целом и во всех его семгментах: грузоперевозки, логистическое обслуживание, инфраструктурное обустройство и т. д. Для Северо-Западного региона с его транспортно-транзитной направленностью последствия санкций - тема более чем актуальная.
По мнению аналитиков, на переориентацию продовольственных поставок в Россию уйдет как минимум два-три месяца, при этом в полной мере последствия взаимных санкций ЕС и РФ проявятся только в следующем году. Замедление темпов роста российской экономики, введение взаимных санкций и внешнеторговых ограничений в связи с украинским конфликтом будут отрицательно влиять на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки. Замедление экономического роста может оказаться еще более сильным, чем ожидается, потому что именно в 2015 году скажется "отложенный эффект экономических санкций".
По прогнозам на 2015-2016 годы, темп роста российской экономики может достичь 1,5-2,2%. Для сравнения: темп роста экономики в развивающихся странах может составить 5,4-5,5%, темп роста мировой экономики в целом - 3,4%.
В долгосрочной перспективе на мировую торговлю повлияют факторы, о которых мы сейчас даже не задумываемся. Это ухудшение долговой ситуации в развивающихся странах; изменение структуры инвестиций в китайскую экономику; снижение спроса на промышленное сырье при падающем ценовом тренде.
В перспективе с учетом возможных ограничений на организацию мировой торговли важно правильно оценивать не только позицию самой России, но и учитывать влияние тех союзов и ассоциаций, в которые наша страна входит полноправным членом. В первую очередь речь о БРИКС с фактическим влиянием на страны ЕврАзЭС и ШОС с потенциальным воздействием на страны Южноафриканского сообщества, Союза южно- американских наций, а также страны АТЭС. Речь идет практически о всех мегаблоках, за исключением Трансатлантического альянса, что понятно в нынешней ситуации.
Что касается перспектив развития российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ), то, по мнению специалистов, они не блестящие.
Стагнация российского рынка транспортно-логистических услуг началась уже в 2013 году. После пикового 2010 года с темпом роста 20,2% рынок двигался по нисходящей, а оценка 2014 года оптимизма не добавляет.
Показатели работы транспорта во второй половине года ухудшатся, роста грузооборота не предвидится. Рынок ТЛУ упадет на 7,6% в долларовом эквиваленте из-за снижения курса рубля, но при этом сохранятся высокие темпы роста в сегментах складских услуг и экспресс-доставки.
Для такого пессимизма есть основания - напряжение в геополитике, санкции и, как следствие, удорожание финансовых ресурсов, снижение потребительского и инвестиционного спроса, замедление темпов российской экономики. До провала экспортно-импортного грузопотока 2009 года далеко, но отрицательная тенденция налицо (график 1).
Чтобы представить себе последствия взаимных ограничений ЕС и России, обратимся к статистике.
В 2013 году на долю ЕС (28 стран) приходилось 28,4% импорта РФ продовольствия (включая напитки и табачные изделия), в том числе 36,7% мяса, 33,2% молочных продуктов и яиц, 30,5% овощей (диаграмма 2).
Совокупный объем импорта из ЕС составил 27 млн т, в т. ч. продовольствия 7,28 млн т (26,6%).
Определяющую роль в доставке импортных грузов из ЕС играет автомобильный транспорт, его доля в импорте продовольствия из ЕС превышает 54% (дo 4 млн т в 2013 году).
Данные по I полугодию 2014 года представлены на диаграмме 2.
B 2013 году перевалка рефгрузов в Большом порту Санкт-Петербурга составила около 6 млн т, из них в контейнерах - 4 млн т.
Уже в первом полугодии 2014 года импортный грузопоток из ЕС сократился на 10,6%, перевалка рефгрузов в Большом порту Санкт-Петербурга - на 5%.
Импортную продукцию, на которую наложены санкции, планируется заменить поставками из Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили и др.), Турции, частично - из Китая, Ирана, Израиля и Египта. Но на полную переориентацию поставок уйдет минимум 2-3 месяца, в полной мере последствия санкций проявятся в 2015 году.
Сокращение импортного грузопотока из стран ЕС неизбежно приведет к сокращению международных автомобильных перевозок на европейском направлении.
Как следствие, повысится значение портов как Северо-Запада, так и Юга в перевалке грузов на те страны, которые работают с Россией в новых условиях. Одновременно увеличатся объемы внутренних перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом по мере реализации программы импортозамещения.
И сокращение внешнеторговых грузопотоков, и изменение географии поставок, и неустойчивость финансово-экономической ситуации, равно как падение объема инвестиций, в том числе в инфраструктуру, - это условия, в которых рынку транспортно-логистических услуг предстоит работать в 2015 году и далее. И к этому надо быть готовыми.
Фото: АвтоТрансИнфо