← Таможня и ВЭД

Почему Россельхознадзор не любит белорусских поставщиков

За сентябрь-декабрь 2014 года Россельхознадзор не пропустил в Россию 148 партий белорусских товаров. Это в три раза больше, чем было задержано поставок из Казахстана. Россельхознадзор так не любит белорусов или этому есть объективные причины?

Официально Россия не перестает уверять белорусское руководство и лично Александра Лукашенко в том, что никакого особого контроля за ввозом товаров со стороны Беларуси нет. Мол, время от времени досматриваются отдельные партии на административной границе, в ходе чего и выявляются отдельные нарушения, что и становится поводом для очередного скандала.
Однако несмотря на заверения российской стороны, статистика свидетельствует, что на границе с РФ действует не выборочный, а очень жесткий контроль ввозимой продукции. Он значительно более жесткий, чем на внешней границе Таможенного союза.
Согласно данным Россельхознадзора, в течение сентября-декабря 2014 года сотрудниками территориальных органов было досмотрено более 24 тыс. партий товаров, ввозимых из Беларуси и Казахстана. Получается, что в месяц досматривается около 6 тыс. партий, или в среднем по 3 тыс. партий на одну страну. Для сравнения, приблизительно столько белорусская таможня досматривает партий на международном автодорожном пункте пропуска "Брест", но только не в месяц, а в год. Это на границе Польши и Беларуси.
Статистика - упрямая вещь и она свидетельствует, что контроль за белорусскими поставщиками на границе России и Беларуси в разы значительно более сильный, чем за европейскими поставщиками на внешней границе Таможенного союза.
"Серый" продовольственный рынок
Россельхознадзор уверяет, что просто вынужден усилить контроль за белорусскими поставщиками, чтобы пресечь реэкспортевропейских товаров в обход санкций, а также для того чтобы не пустить на рынок продовольствие, поставляемое различными сомнительными фирмами в антисанитарных условиях. И действительно, если посмотреть на то, сколько партий белорусских товаров не проходят контроль, то возникает ощущение, что Беларусь превратилась в настоящую пиратскую страну, где процветает подпольная переработка продуктов питания в антисанитарных условиях. При этом оглашаются лишь самые вопиющие случаи, которые составляют не более 10% от всех.
Так, согласно данным Россельхознадзора,
за сентябрь-декабрь 2014 года Россельхознадзор не пропустил в Россию 148 поставок белорусских товаров. Для сравнения, за это же время Россельхознадзор не пустил в страну всего 49 партий казахских товаров, то есть в три раза меньше.
Только в течение первой половины января, Россельхознадзор не пропустил в страну семь партий белорусских товаров. Среди основных причин называются отсутствие ветеринарных сопроводительных документов, нарушение правил и условий транспортировки грузов, реэкспорт мясного сырья неизвестного происхождения, поставка продукции в сопровождении фальсифицированных ветеринарных сопроводительных документов, отсутствие предприятия в Реестре организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства Таможенного союза на территорию другого государства Таможенного союза.
Кто контролирует "серых" поставщиков?
Россельхознадзор особо отмечает, что несмотря на заявления белорусской стороны о предпринимаемых ею мерах, по усилению контроля за белорусскими поставщиками продовольствия в Россию, поток различного рода контрафакта лишь усиливается. Это в свою очередь вынуждает российскую сторону усиливать контроль за белорусским ввозом. По данным некоторых российских СМИ, за 2014 год штат полевых контролеров ведомства на белорусской границе удвоился. Все это приносит Беларуси огромные потери.
В данной ситуации вызывает удивление несколько весьма красноречивых фактов. Всем хорошо известно, что
в Беларуси административный контроль за бизнесом в несколько раз более сильный, чем в Казахстане. Между тем, фактов поставок контрафакта со стороны Беларуси в три раза больше.
Почему?
Россельхознадзор сообщил белорусской стороне о множестве белорусских компаний, которые под видом переработчиков по поддельным документам и по вполне легальным, явно полученным коррупционным путем, пытались поставить в Россию европейские продукты. Многие из этих продуктов хранились в антисанитарных условиях и уже откровенно воняли.
Весьма красноречивый пример - поставка говяжьих субпродуктов, компанией "МинОптПродукт" и получившей сертификат ГУ "Минская районная ветеринарная станция".
Возникает вопрос: Как при таком жестком административном контроле за бизнесом и постоянно декларируемой борьбе с коррупцией, в Беларуси за короткое время сумел организоваться большой "серый" бизнес по поставке в Россию контрафактной продукции? Не просто организоваться, но и получить поддержку ветеринарных служб. И почему, несмотря на множество сообщений Россельхознадзора, в Беларуси не возбуждено ни одного уголовного дела по данным фактам? Ведь тут однозначно есть признаки состава преступления, причем, ни одного и не двух. Этот огромный "серый" рынок продовольственных поставок наносит огромный вред репутации государству и конкретный материальный ущерб, но все претензии мы предъявляет только российской стороне. Где виновные лица со стороны Беларуси, почему мы о них ничего не знаем?
Вынудив Россельхознадхор усилить контроль за белорусскими поставщиками, "серые" дельцы одновременно поставили под усиленный контроль и вполне легальных белорусских производителей, которые уже ни раз попадали в расставленную сеть. Ущерб исчисляется миллионами, а белорусская правоохранительная система бездействует.
Российские аналитики полагают, что при всех озвученных выше факторах, "серый" продовольственный рынок в Беларуси может существовать только в двух вариантах. Он либо контролируется самим государством, либо бизнесменами из "ближнего круга". Большинство склоняется в сторону второго варианта. Это более безопасно, так как государство всегда может отмазаться перед старшим братом.
Последствия
Впрочем, аналитики утверждают, что последствий Беларуси не избежать. Они просто будут не так очевидны. Россияне отнюдь не дураки. И Путин, и Медведев прекрасно понимают, что происходит. Пусть у них вряд ли получится предъявить прямые претензии, но их отношение и к стране, и к действующей в ней власти однозначно поменяется не в лучшую сторону. Сначала растворители, потом "серое" продовольствие - выступать раз за разом в роли "лохов" мало кому понравится. Учитывая, что 2015 год - год президентских выборов в Беларуси, страну почти наверняка ожидает несколько неприятных сюрпризов со стороны основного политического и экономического партнера.
Фото: openli.ru
UDF.BY