← Негабаритные и опасные грузы

Расширяя горизонты возможностей

В Московской области есть город Подольск, который богат не только своими достопримечательностями, - это ещё и центр атомных исследований и атомного машиностроения. Среди лидеров промышленного производства - ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", входящий в машиностроительный дивизион "Росатома" - "Атомэнергомаш". Именно здесь были изготовлены парогенераторы для Нововоронежской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2 - и здесь подмосковным мастерам предстоит изготовить ядерную энергетическую установку РИТМ-200, для атомного ледокола "Арктика".

Госкорпорация "Росатом" организовала в конце прошлого года для представителей региональных средств массовой информации пресс-тур, на котором побывал корреспондент газеты "Коммуна".
Знакомство с предприятием началось с Выставочного зала компании. Наш гид - главный инженер ОАО "ЗиОПодольск" Анатолий Рубцов не без гордости сообщил о том, что в мае 2014 года заводу исполнилось 95 лет. А начиналось всё в далёком 1919 году с ремонта паровозов, в которых остро нуждалась молодая страна Советов. Завод так и назывался Паровозоремонтный. За одиннадцать лет было восстановлено 863 паровоза.
В послевоенные годы перед страной встала задача развития энергетического комплекса - строительство мощных тепловых электростанций, и завод освоил выпуск угольных котлов для ТЭС. Именно здесь, на этом предприятии, был изготовлен котлоагрегат мощностью 800 МВт для Березовской ГРЭС - это уникальное оборудование, аналогов которому в нашей стране нет. С началом становления атомной энергетики в СССР завод изготовил тепломеханическое оборудование для первой в мире АЭС в городе Обнинске. А в 70-е годы начнёт выпускать оборудование для реакторных установок на быстрых нейтронах.
- На сегодняшний момент и в России, и на постсоветском пространстве нет ни одной атомной станции, где не стояло бы оборудования "ЗиО". Не ошибусь, если скажу о том, что сто процентов АЭС и до сорока процентов тепловых электростанций работает на оборудовании с маркой "ЗиО-Подольск", - подчеркнул Анатолий Рубцов, завершая краткий исторический экскурс о предприятии. Кстати, он уже и сам - частица истории завода, куда пришёл работать сразу же после службы в армии в 1974 году.
Мы, видимо, ещё долго ломали бы голову над расшифровкой аббревиатуры "ЗиО", если бы на помощь не пришёл Анатолий Рубцов. Как он пояснил, "ЗиО" - это "Завод имени Орджоникидзе". Имя легендарного наркома тяжёлой промышленности по просьбе рабочих было присвоено заводу в апреле 1936 года. В 2000 году к имени наркома добавилось название города и официальным наименованием предприятия стало "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск".
Почтительное отношение к прошлому - отражение своеобразной идеологии завода. Идеологии, основанной на уважении к истории и сохранении традиций. Зримое её воплощение в орденах Ленина и Октябрьской Революции, сохранившихся на фасаде центральной проходной до наших дней. Не растеряв на перегонах истории всё лучшее, не рухнув, как другие предприятия, под натиском всевозможных реформ, подольские машиностроители не просто сохранили завод, но и сумели за короткое время провести масштабную модернизацию и создали современное производство.
Сегодня "ЗиО-Подольск" совместно с инжиниринговой компанией "ЗИОМАР" проектирует и создаёт оборудование для атомных и тепловых электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и газовой промышленности. А в 2013 году здесь начали осваивать совсем новое направление - гражданское судостроение.
- Мы выиграли тендер на производство транспортного реактора для атомного ледокола нового типа, который мы делаем вместе с коллегами из ОКБМ "Африкантов", - говорит Анатолий Рубцов. - Более того, в начале мая 2014 года были проведены конкурсы ещё на два ледокола. Заказ хороший и для нас понятный. Для его выполнения мы получили сертификат Российского морского регистра судоходства.
По заказу ОАО "ОКБМ Африкантов" подмосковным мастерам предстоит изготовить ядерную энергетическую установку РИТМ-200, для атомного ледокола "Арктика", закладка которого произошла в ноябре 2013 года в Санкт-Петербурге. Она отличается от предыдущих большим запасом прочности (на 40 лет) и большей мощностью. А ещё - повышенной безопасностью.
Цех, где создаётся головной образец реактора, встретил нас гулом работающих станков. Начальник производства оборудования "ЗиО-Подольск" Сергей Голомыслов, проводивший ознакомительную экскурсию, отметил, что к этому заданию они готовились основательно: было усовершенствовано старое и приобретено новое оборудование, доукомплектован парк сварочных установок.
- РИТМ задал вам новый ритм, - пошутил кто-то из журналистов.
- Можно и так сказать. Уже в конце 2015 года мы должны выполнить заказ, - сообщил Сергей Голомыслов. При этом он пояснил, что создание оболочки для "сердца" атомного судна - процесс серьёзный и разноплановый. Сейчас специалисты обрабатывают металлические фрагменты, которые в скором будущем обеспечат работу самого большого и мощного ледокола в мире.
По словам Сергея Голомыслова, следуя современным тенденциям и потребностям заказчиков, производственные мощности на предприятии постоянно совершенствуются и расширяются. За прошедшие три года завод значительно пополнил станочный парк технологическим оборудованием для механической обработки, сварки и термической обработки.
- На сегодня производственная площадка "ЗиО-Подольск" оснащена новейшим оборудованием ведущих мировых фирм, - подчеркнул Сергей Голомыслов. - При этом мы придерживаемся точечной модернизации. Покупаем оборудование не просто, чтобы было, а тогда, когда оно может принести экономический эффект, увеличить объёмы выпускаемой продукции.
Если изготовлением корпуса реактора для ледокола на заводе занимаются впервые, то производство парогенераторов (ПГВ) здесь, можно сказать, поставлено на поток. В настоящее время предприятие изготовило и поставило более 220 парогенераторов для АЭС с реакторами различных типов. В сборочно-сварочный цех №7 корпуса для ПГВ поступают с других предприятий машиностроительного дивизиона Росатом. Здесь же, у себя, подольские мастера производят конечную сборку изделия: оснащение корпуса теплообменными трубами, коллекторами теплоносителя, а также другими внутрикорпусными устройствами.
Как пояснил заместитель начальника цеха Вячеслав Локтюшов, парогенератор является составной частью главного циркуляционного контура реакторной установки и предназначен для производства сухого насыщенного пара. В составе реакторной установки работают четыре аппарата ПГВ. Технические характеристики одного из крупнейших элементов оборудования атомной станции, не могут не изумить. Вес каждого агрегата - более 400 тонн (для сравнения: средний вес одного танка - около 40 тонн). Длина парогенератора - около 16 метров. Процесс его изготовления сложный и трудоёмкий.
Журналистам показали всю технологическую цепочку по изготовлению ПГВ. Мы побывали на участках чистой сборки ПГВ, а также производства теплообменных змеевиков. Набивка корпусов парогенераторов трубами, как нам объяснили, очень важный и ответственный этап. Трудно представить, но в каждом ПГВ таких труб около 11 тысяч штук. Все они после сборки проходят тщательную проверку, на которую уходит чуть ли не месяц. Забракованную трубку тут же глушат.
Раньше срок производства парогенератора занимал десять месяцев. Увеличив производительность труда за счёт организации нового метода параллельной сборки двух аппаратов, завод сократил срок изготовления ПГВ до 7,5 месяца.
На "ЗиО-Подольск" были изготовлены парогенераторы и для Нововоронежской АЭС-2. Как сообщил Вячеслав Локтюшов, в июле 2014 года отгружен последний из четырёх парогенераторов ПГВ-1000МКП для оснащения второго энергоблока станции, строящегося по проекту АЭС-2006. Кроме того, завод отправил для нововоронежцев полный комплект оборудования системы сепарации, промперегрева и системы подогревателей высокого давления. По сравнению с предыдущими сериями парогенератор ПГВ-1000МКП рассчитан на более высокую тепловую мощность - 1 млн. 200 тыс. киловатт МВт, и имеет больший срок службы - 60 лет.
- Для первого энергоблока НВ АЭС-2 парогенераторы были изготовлены также у нас, - добавляет Локтюшов. Оборудование было поставлено заказчику в 2012 году и уже успешно смонтировано на площадке АЭС. Мне раз пять приходилось выезжать в Нововоронеж встречаться с вашими специалистами. Стройка впечатлила.
Сегодня в цехе сразу три корпуса ПГВ проходят одновременно различные этапы сборки для нескольких атомных станций. В том числе для Ленинградской АЭС-2 и Тяньваньской АЭС (Китай). Как отметил Локтюшов, в начале декабря уже четвёртый ПГВ отгружен в Поднебесную. Таким образом, компания полностью и в срок поставила данное оборудование для третьего энергоблока электростанции.
Среди ключевых событий уходящего, 2014 года самыми важными, Анатолий Рубцов назвал поставку парогенераторов на Тяньваньскую и Ленинградскую атомные станции.
- Мы осуществили первую в истории предприятия мультимодальную перевозку сверхнегабаритного груза - четырёх парогенераторов на Ленинградскую АЭС-2.
Для доставки негабаритного груза была разработана уникальная транспортно-логистическая схема. Около 1800 тонн груза доставили на станцию по железной дороге и морю. Тем самым сэкономили десятки миллионов рублей и доказали, что можем перевозить оборудование и по воде.
Завод выполнил свои обязательства и перед объектами теплоэнергетической отрасли. Главный инженер особо отметил тот факт, что пуск второго блока Южноуральской ГРЭС-2, куда "ЗиО-Подольск" раньше срока поставил котёл-утилизатор П-140, прошёл без замечаний. Сейчас с опережением контрактных сроков ведётся отгрузка оборудования на Верхнетагильскую ГРЭС.
Говоря об устойчивых контрактах, в том числе на изготовление судовой реакторной установки, Анатолий Рубцов, заметил, что нет никакой гарантии, что и в дальнейшем они смогут выиграть конкурс на их производство. Как он пояснил, конкуренция растёт, и не всегда эту конкурентную борьбу можно назвать честной. Многие компании откровенно демпингуют по цене в начале торгов, а после заключения контрактов уже не выдерживают своих ценовых обязательств.
- Поэтому для нас на первое место выходят вопросы металлоёмкости изделий, производительности труда и снижения себестоимости, чтобы уже на первых торгах показывать конкурентоспособную цену не за счёт демпинга, а за счёт эффективного производства и применения новых технологий, - подчеркнул главный инженер.
При этом он добавил, что в ком не сомневается так в китайцах, которые парогенераторы для собственных АЭС предпочитают всё же заказывать на "ЗиО-Подольск", поскольку уверены в их качестве и надёжности. Поэтому и заказали подольским мастерам изготовить ещё четыре ПГВ для Тяньваньской атомной станции.
По информации Анатолия Рубцова, кроме технологического перевооружения парка оборудования, заводчане занимаются модернизацией и поддержкой инфраструктуры. Как мы успели заметить, на предприятии идёт большой ремонт производственных зданий и помещений: ставятся сэндвич-панели, утепляются стены. Произведён масштабный ремонт дорожно-транспортной системы предприятия.
- Сегодня мы можем смело смотреть в завтрашний день. Гарантированное качество и надёжность продукции позволяют "ЗиО-Подольск" не только удерживать позиции, но и завоевывать новые пространства на российском и международном рынках, - подчеркнул в заключение конференции главный инженер "ЗиО-Подольск" Анатолий Рубцов.
Фото: Валерий Казанов
Коммуна