← Таможня и ВЭД

"Мы ждали появления этого центра лет 10"

В пункте пропуска "Козловичи", расположенном недалеко от Бреста, недавно начала работать сервисная зона "Козловичи-2". Это транслогистический центр, в котором разместились все службы Республиканского унитарного предприятия "Белтаможсервис" с полным комплексом предоставляемых услуг: таможенного представителя, контрактной логистики, экспедирования, складами, банком, фитосанитарной службой и страховыми компаниями.

Терминал начали строить в 2013 году. Генподрядчиком выступила чешская компания АО "Метростав". Стоимость проекта - без малого 350 миллиардов рублей. Часть - за средства РУП "Белтаможсервис", часть - кредиты. Никаких бюджетных вливаний. Сам проект может окупиться уже за 8 лет.
Сам центр выглядит весьма презентабельно. Это целый комплекс строений, расположенных на площади в 26,8 гектара. 15 тысяч квадратных метров - это таможенные и общего пользования отапливаемые склады с пятиярусным стеллажным и напольным хранением. Управление автоматическое. На временное хранение отведено более 12 тысяч мест, причем тысяча с лишним - холодильные камеры для скоропортящегося товара. Рядом - площадка для размещения грузовых машин.
А в ближайшее время здесь откроется пятиэтажная гостиница с одно- и двухместными номерами экономкласса и vip-классов, кафе-бар на 40 посадочных мест, прачечная и прочие бытовые услуги. Есть здесь и корпус СТО на четыре поста ремонта, складом запчастей и мойкой для большегрузных автомобилей. Кроме того, РУП "Белтаможсервис" планирует оказывать и свои дополнительные услуги. Например, обеспечивать уплату таможенных платежей способом поручительства на территории Таможенного союза. Плюс - консультации по законодательству о внешнеэкономической деятельности.
Возможности нового терминала уже оценили бизнесмены-транспортники. Представитель российской компании ООО "Гоа-транс" Светлана Стельмах объясняет выгоду так:
- Во-первых, огромные мощности, позволяющие хранить грузы, во-вторых, доступные цены. И, конечно, экономия. Мы возим товары народного потребления в Россию, появились контракты на Казахстан. Чтобы везти груз транзитом из Европы через Беларусь, нужно получить разрешение в ЕС на перевозку через третью страну. И тут есть ограничения. Теперь транзит через Беларусь не нужен. Маленькая машина разгружается в "Козловичах-2", а дальше товар забирают другие авто, которым не нужно выезжать за пределы Таможенного союза. Так что мы уже закрыли направление на Гродно и усиливаем Брестское. При этом РУП "Белтаможсервис" предлагает гибкую систему скидок на оформление и хранение грузов, а также помощь квалифицированных специалистов.
Сам по себе транзит автопоездов, отвечающих международным требованиям, стоит недешево. Километры пробега считаются в долларах. Еще и поэтому фирмам выгоднее разгрузить дорогостоящую фуру на границе, а потом пригнать за товаром машину попроще, причем тогда, когда удобно, чтобы не срывались сроки. Руководитель белорусской фирмы "РИМ КЛТ и ЛКВ Экспресс" Олег Изофатов объясняет:
- Мы ждали появления этого центра лет 10. Теперь снижается необходимость в отправке собственной машины за границу. Груз может привезти польский и немецкий перевозчик, а дальше наша машина переместит его на территорию ЕАЭС. Раньше мы тратили на транспортировку грузов много времени, а иногда, если невозможно было спрогнозировать время, отказывались от перевозок. Это были большие потери.
Сейчас в "Козловичах-2" за день можно насчитать порядка 100 машин. В месяц их примерно три тысячи. И, судя по всему, это только начало, особенно если учесть, что Всемирный банк прогнозирует на 2016-2020 годы ежегодный 6-процентный прирост транзитных перевозок по автодорогам между странами ЕС и Россией.
Первые в Беларуси
Как пишет портал Брестской области "Заря", изначально окупить проект предполагалось в срок от трех до шести лет. В связи с изменением ситуации на валютном рынке не обошлось без обоснованных опасений: а не "урежут" ли сложившиеся негативные обстоятельства прежний объем грузооборота?
Как выяснилось по итогам первого месяца 2015 года, ни старт ЕАЭС, ни подешевевший российский рубль никак не повлияли на данный процесс. Согласно статистике, количество транспортных средств, пересекающих "Козловичи" в обоих направлениях, в сравнении с предыдущим годом существенным образом не изменилось, и перемещение товаров через границу на данном участке осуществляется практически в тех же объемах, что и раньше. Значит, не только таможенникам, но и сотрудникам сервисной зоны не придется простаивать.
Строительство сервисной зоны приграничного грузового терминала "Козловичи-2" осуществлялось в соответствии с программой развития логистической системы. В рамках данной программы
в Беларуси всего  предполагается построить семь транспортно-логистических центров.
Многофункциональный транспортно-логистический центр "Брест-Белтаможсервис -2" - основной объект упомянутой сервисной зоны - создавался с теми же заданиями, которые поставлены и другим действующим и будущим белорусским структурам логистики: ускорять обслуживание грузоперевозчиков, попутно обеспечивая комфортные условия лицам, пересекающим границу. В районе пункта пропуска "Козловичи" эти задачи уже сейчас выполняются успешнее и эффективнее, чем где бы то ни было в стране: открытие сервисной зоны фактически совпало с началом эксперимента по бестранзитному перемещению товаров между пограничным пунктом пропуска "Козловичи" и терминалом "Брест-Белтаможсервис-2".
В чем ее суть?
Новая схема движения товаров является уникальной разработкой Государственного таможенного комитета, реализуемой совместно с РУП "Белтаможсервис".
В основу эксперимента заложена совершенно новая технология таможенного оформления грузов на границе. Прибывший в пограничный пункт пропуска товар не помещается под процедуру таможенного транзита, а после документального контроля направляется на склад временного хранения грузового терминала. Там с ним проводятся грузовые операции и непосредственно само таможенное оформление.
В зависимости от номенклатуры товара процедура оформления на границе занимает всего до получаса.
Бестранзитная технология позволяет сократить время пребывания транспортного средства на границе,  тем самым увеличивается пропускная способность пункта пропуска, существенно сокращаются материальные затраты иностранного перевозчика, которому в этом случае не нужно получать дополнительные разрешения. Разгрузившись в терминале, иностранное транспортное средство может следовать обратно - доставкой товара теперь займутся перевозчики стран Таможенного союза, которым для этого не придется выезжать за границу.
На данный момент в эксперименте принимают участие только товары, следующие в адрес республиканского унитарного предприятия "Белтаможсервис". В последующем новый принцип оформления предполагается распространить также на товары иных субъектов хозяйствования.
- Таким образом, сокращается порядка восьми процедур, которые осуществляются на границе. Если эксперимент оправдает ожидания  в полной мере, то уже через два -три месяца пропускная способность пункта пропуска "Козловичи" может увеличиться на 20 - 30 процентов, - озвучивает перспективы Вадим Алексеюк.
По материалам "Российской газеты" и портала Брестской области "Заря"
Фото: zarya.by
Российская газета