Заводы-производителей электроники и бытовой техники расположены по всему миру, но в основном сосредоточены в азиатском регионе (Китай, Малайзия, Япония, Корея и т.д.). Как и откуда осуществляется доставка бытовой техники и электроники в Россию? Какие особенности логистики у такого рода товаров? Какую доставку выбрать, сопоставляя плюсы и минусы каждого из маршрутов?
Поставки техники на территорию России происходят несколькими маршрутами: через морские каналы (порты Санкт-Петербурга, Владивостока/Восточный, Новороссийска, Финляндии и стран Балтии - так обычно завозятся крупногабаритные товары (телевизоры, холодильники); авиадоставка используется для более мелкой и дорогой техники (планшеты, фото и видеокамеры, телефоны), есть также поставки из Европы наземным транспортом.
Какую доставку из перечисленных выбрать, компания обычно решает совместно со своим логистическим оператором.
На решение влияет не только спецификация товара (крупногабаритный или мелкоштучная продукция), но и необходимые сроки поставки в Россию и тарифы.
Сколько стоит и какой транспорт выбрать?
Тарифы сегодня критически важны: во время всеобщего экономического спада компании особенно тщательно оптимизируют процессы и ищут наиболее оптимальные варианты логистических решений. При выборе транспортного решения также важно иметь четко отлаженную схему работы с определённой таможней, учитывать местонахождение центрального распределительного центра и т.д. Важны также регионы, в которых компания осуществляет продажу.
Так, например, если у компании хорошо развита карта продаж на Востоке и Сибири, целесообразно использовать прямые контейнерные поставки: привезти товар через порт Восточный, а далее осуществить ж/д-доставку по городам Сибири. Если же перевозки осуществляются небольшими объёмами, либо это миксованные поставки, то тогда более оправданна схема кросс-докинга, когда во Владивостоке выгружают товар, на складской площадке его делят и далее отправляют. В ситуации обычной стабильной работы с ритейлерами морские перевозки обычно являются одними из наиболее востребованных, так как цена является сравнительно невысокой.
Что касается цен на перевозку, здесь трудно говорить об абсолютных цифрах, так как важны нюансы. Кроме того, ж/д тарифы сейчас повышаются. Например, если брать перевозку 1000 холодильников из Владивостока в Москву. Можно сказать в относительных показателях:
перевозка авиа будет стоить в 4 раза больше относительно ж/д и в 3 раза выше, чем если везти груз на автомобиле.
Кроме того, обычно при транспортировке грузов из точки А в точку Б применяются мультимодальные перевозки, то есть груз несколько раз переходит с одного на другой вид транспорта. Обычно перевозка по ж/д рассчитывается контейнерами. Если же идет речь идет про авиаперевозку, то стоимость рассчитывается в зависимости от рейса: идет ли транспортировка чартерным самолетом или груз перевозит пассажирская авиакомпания.
Самолетом
Дорогостоящая и мелкая техника в основном перевозится на самолетах. Крупные поставки такого товара обычно происходят во время релизов новых продуктов (например, начало продаж AppleiPhone6 модели) или каких-то event-активностей компаний-ритейлеров, а также в конце года во время высокого сезона. Логистический оператор заранее получает информацию от ритейлера о старте продаж новой модели и осуществляет поставку в магазины. В редких случаях авиамаршрутами доставляется крупная бытовая техника.
Особенность авиаперевозок бытовой техники - большая ответственность за сохранностью упаковки.
Идет постоянный контроль с момента отгрузки со склада до грузополучателя из-за возможных краж в аэропортах. В целях безопасности логистический оператор осуществляет доупаковку товара. Обезличенный короб упаковывается в мешок, который в свою очередь пломбируется. Производитель также сам старается обезопасить свой продукт.
Например, в прошлом году AppleiPhone 6 модели был доставлен за 4 дня в 200 региональных российских магазинов (400-500 смартфонов). Подобный товар исключительно ликвиден и является крайне дорогостоящим, а также подвержен рискам противоправных действий. И здесь особенно важно, чтобы доставка прошла без накладок, без недостач товара, инцидентов с упаковкой и качеством продукции.
Однако авиадоставка иногда возможна и для крупногабаритной техники. Она разумна, когда точки продаж находятся в удаленных городах или тех, где доставка авто или ж/д транспортом невозможна. В России есть регионы, где очень трудно организовать логистику, например, такой город, как Якутск. Также в эту категорию попадают отдалённые города, расположенные в нефтедобывающих частях России, где платёжеспособность населения достаточно высока, а дорогих моделей техники может не оказаться на стоке. К примеру, мы осуществляли перевозку холодильника стоимостью 300 000 рублей, используя авиадоставку. Но стоит отметить, что это больше имиджевые продажи для компании, когда клиент готов платить за оперативность доставки.
На машине из Европы и логистика внутри страны
Часть товара из сегмента "электроника и бытовая техника" попадают в Россию и автотранспортом. Чаще всего это доставки из стран Восточной Европы, где расположены заводы, на которых по-прежнему продолжается производство электроники, не перенесённое в Азию. В основном это сложное, высокоточное производство, либо товары эксклюзивной линейки.
Есть компании, специализирующиеся на определённых видах перевозок, а есть глобальные логистические игроки, которые оказывают транспортные услуги любого направления и находят наиболее востребованные каналы поставок, в виде сервиса морских, ж/д, авто- и импортных автоперевозок.
Есть также часть товаров бытовой техники и электроники, которую международные компании производят в России (к примеру, продукция компании Sony, Indesit, Samsung собирается на заводах под Санкт-Петербургом, в Липецке, в Калуге и т.д.). В данном случае действует внутрироссийская дистрибуция, в которой также производитель вместе с логистической компанией выбирает наиболееприемлемый вариант: будет ли это перевозка целыми машинами; или сборные перевозки; либо ж\д доставка. Важно учитывать тот факт, что
в географии российского рынка бытовой техники и электроники существенную долю берет на себя центр: около 60% всех продаж - Москва, Санкт-Петербург.
Бизнес компаний-разработчиков электроники и торговых сетей, занимающихся продажами бытовой техники, характеризуется как сезонный. IV квартал является пиковым, когда продажи возрастают на 30-40% по сравнению с другими периодами года. Самыми насыщенными оказываются февральско-мартовские праздники, а также 2 недели декабря до конца года. Покрывать сезонные пики - сложная и ответственная задача для всех участников процесса.
Исходя из этого
крупные торговые сети редко работают с одним логистическим оператором.
Обычно услуги по транспортировке и складским операциям оказывают около 20 логоператоров по всей стране.
Илья Шихов, руководитель сегмента "Бытовая техника и электроника" Itella в России
Павел Тяпченко, руководитель отдела авиационных перевозок Itella в России
Фото: vladgruz.com