Когда-то в создании Камского автогиганта участвовал Ярославский моторный завод, передавший в Набережные Челны всю техническую документацию по новейшему дизелю 740-й серии. Спустя сорок с лишним лет, когда ярославские мотористы оказались в затруднительном положении из-за санкций - из-за границы перестали приходить комплектующие - уже КАМАЗ пришел им на помощь.
Известно, что новейший турбодизель 530-го семейства Ярославского моторного завода разрабатывался российскими инженерами, но доводку проходил с участием ведущих западных моторостроителей, в числе которых австрийская инжиниринговая компания AVL List GmbH. Иностранцы же помогали ЯМЗу в выборе поставщиков комплектующих и, ввиду отсутствия производителей деталей соответствующего уровня в РФ, подобрали западных поставщиков. Но с обострением политической обстановки и применением санкций пришлось искать отечественную альтернативу импортным деталям. В частности, срочно понадобился производитель коленчатых валов соответствующего уровня.
Изрядно потратившийся на создание и запуск в серию моторов нового семейства ярославский "Автодизель" не сумел бы найти в короткий срок средства на глубокую модернизацию собственного производственного парка, но тут на помощь пришел КАМАЗ. Изначально идея проекта состояла в том, чтобы разработать и освоить производство новых коленчатых валов для новых ярославских двигателей средней серии на кузнечном заводе в Набережных Челнах. Но в свете последних экономических и политических событий разработки камазовцев оказались очень актуальны и для собственного моторного производства, и моторного производства, ведущегося совместно с Cummins. В результате уже в июле 2014 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин одобрил технологическую подготовку производства.
По словам главного технолога кузнечного завода Виктора Мартюгина, сложным моментом было то, что новые поковки должны были стать идентичными своим импортным аналогам по геометрии. "Также проблемным оказался вопрос материала: требовалось найти в России поставщика искомой марки дисперсионно твердеющей микролегированной стали, абсолютного аналога импортной. Плюс ко всему механическая обработка - торцовка и центровка с учетом динамической балансировки - также оказалась на плечах кузнецов", - отметил Мартюгин.
Чтобы вписаться в баланс "цена - качество", пришлось применять новые технические решения. В разработке были задействованы компьютерные технологии, математическое моделирование в системе трехмерного проектирования CAD-CAM-CAE. Первая партия поковок уже прошла испытания. Недавно камазовские кузнецы ездили в Ярославль, чтобы в процессе испытаний лично убедиться, чего удалось достичь, а над чем еще предстоит поработать. Вторая партия поковок готовится с учетом выявленных нюансов и будет отправлена в апреле.
Все технические решения, материалы, улучшения технологичности механообработки будут использованы и в работе над новым камазовским двигателем. Изменения по результатам подготовки производства пригодятся и для нынешнего коленвала на двигатель Cummins. Отдельные элементы просто будут внедрены для улучшения качества поковок.
Как отметил заместитель директора кузнечного завода Андрей Купцов, инвестиции КАМАЗа окупятся уже на стадии технологической подготовки производства. "В начале лета надеемся заключить контракт на серийные поставки по одной из двух позиций, по второй рассчитываем законтрактоваться в конце нынешнего года. Проект долгосрочный - до 2025 года", - подчеркнул Купцов. В дальнейшем кузница КАМАЗа сможет предложить эту технологию на коммерческом рынке оказания услуг горячей объемной штамповки поковок для различных отраслей, начиная со стадии проектирования изделий.
ЯМЗ-530 - семейство рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей производства ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод), входящего в состав "Группы ГАЗ". Совместная разработка с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH. Для производства двигателей в Ярославле был построен новый завод мощностью до 50 тысяч двигателей в год. Моторы в мощностном диапазоне от 120 до 320 л. с. предназначены для применения в различных сферах промышленности: на автомобилях, автобусах, тракторах, спецтехнике, в качестве дизель-генераторов и в судостроении. Турбодизели унифицированы между собой и представлены в экологических исполнениях "Евро-4" и "Евро-5". Двигатели семейства ЯМЗ-530 в серийном производстве с 2012 года и устанавливаются на грузовики ГАЗ, "Урал", МАЗ, КрАЗ, автобусы ПАЗ, ЛиАЗ и др.
Фото: gts-mag.ru
Грузовой транспорт и спецтехника