По закону за сохранность груза на время перевозки полностью отвечает грузоперевозчик. Благо, уменьшить зону ответственности можно с помощью правильно составленных условий перевозки. Рассмотрим на какие пункты и разделы договора стоит обратить особое внимание, чтобы разделить ответственность с грузоотправителем и контрагентами по справедливости.
Предмет договора
В этом разделе стороны фиксируют характер груза и его особенности. Чем подробнее он описан, тем лучше для перевозчика с юридической стороны. От груза будут зависеть габариты транспортного средства или прицепа, маркировка, условия, которые должен соблюдать перевозчик для его сохранности, упаковка и сопроводительные документы.
Например, сыпучим, легкобьющимся, острым предметам нужна специальная упаковка. В транспорте для фанерных изделий важно соблюдать уровень влажности, для растений и цветов, замороженных полуфабрикатов - температурный режим, а перевозка продуктов питания требует соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Для провозки рельсов, конвейерных лент, специализированного оборудования (полный список указан в постановлении правительства №982), обязательно нужна сертификация. Все сопроводительные документы на груз должны быть у водителя-экспедитора. Перевозчик обязан обеспечить безопасные условия перевозки не только для себя, но и для других участников дорожного движения, поэтому транспортное средство маркируется предупреждающими знаками. Габариты прицепа или ТС также должны соответствовать виду груза или выбираемому маршруту.
Обязанности сторон
Этот раздел особенно важен для перевозчика - это возможность стать чуть менее уязвимым. Отправителю стоит передать все действия по погрузке и обязать его:
- закрепить и связать товар,
- если груз провозится в контейнере - распределить его по всей его площади,
- правильно заполнить товарно-транспортную накладную,
- доставить груз к отправке в установленный срок,
- опломбировать товар,
- если груз подлежит сертификации, оформить свидетельство с классификацией груза, ярлыком опасности.
Пломбирование - гарантия отправителя, что у посторонних лиц не будет доступа к грузу во время перевозки. Однако стороне перевозчика лучше участвовать в процессе, чтобы убедиться в сохранности груза перед перевозкой. Если отправитель опломбирует испорченный товар, то вину спишут на перевозчика.
Выгрузку и снятие приспособлений, необходимых для погрузки и перевозки груза можно передать получателю и зафиксировать это в договоре.
Если у перевозчика нет желания или возможности следить за состоянием ТС и платить транспортный налог, имеет смысл заключить договор фрахтования - арендовать ТС с водителем или без. В этом случает фрахтовщик обеспечивает управление ТС и его техническую эксплуатацию, несет расходы по автострахованию.
Стоимость услуг и порядок расчетов
Этот пункт фиксирует получение от отправителя провозной платы - сумму и сроки. Формулировки в договоре могут быть разными:
- "заказчик производит выплату аванса в срок до _______",
- "не позднее чем за ___ дней до начала перевозки (предварительная оплата)",
- "в течение ___ дней после осуществления доставки Груза",
- "часть провозной платы в размере___ (_______________) руб., в том числе НДС ___ (_______________) руб., Отправитель оплачивает не позднее чем за ___ дней до начала перевозки (предварительная оплата), оставшуюся часть провозной платы в размере ___(_______________) руб., в том числе НДС ___ (_______________) руб., Отправитель оплачивает в течение ___ дней после осуществления доставки Груза".
По общему порядку, сумма аванса не является выручкой, а входит в состав кредиторской задолженности. Выручка (доход) от реализации услуг признается после их оказания, т.е. на фактическую дату подписания акта выполненных работ.
Права и ответственность отправителя
Отправитель вправе взыскать с перевозчика штраф за невывоз, просрочку доставки груза, потребовать возмещение ущерба грузу.
Степень возмещения ущерба определятся сторонами и указывается тут же:
- "убытки в полной сумме сверх предусмотренных Договором неустоек",
- "убытки в части, не покрытой предусмотренными Договором неустойками".
- "только убытки",
- "только предусмотренные Договором неустойки".
Права и ответственность перевозчика
Перевозчик может оштрафовать отправителя за пропуск срока оплаты, непредъявление груза, отсутствие в транспортной накладной особых отметок о мерах предосторожности или несовпадение сведений о свойствах груза по спецификации, простой подданного под погрузку ТС.
Сроки действия договора
Самая удобная формулировка для окончания договора - "действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств". Точную дату указывают, если срок хранения товара ограничен.
Разрешение споров
В этой главе договора стороны определяют порядок разрешение спорных ситуаций. Предусмотреть все риски вряд ли получится, поэтому лучше вставить "во всех случаях неисполнения обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ", тогда любой спор будет решаться в судебном порядке.
Страхование груза и ответственности перевозчика
Расходы на страхование ложатся на перевозчика, зато он гарантирует грузоотправителю, что в случае ущерба товару, компенсация будет выплачена. Себе же перевозчик, таким образом, обеспечивает финансовую подушку на случай непредвиденной порчи груза.
В таком случае в договоре прописывается: "перевозчик обязан за свой счёт застраховать груз, принятый к перевозке, от следующих рисков ____________". Выгодоприобретателем по договору страхования должен быть указан грузоотправитель.
Правительство и судебная практика поддерживают инициативу добровольного страхования груза и разрешают перевозчику включить эти фактические затраты в базу себестоимости, таким образом, уменьшить налог на прибыль к уплате. Однако сумму вычета НДС он теряет, т.к. услуги страховых компаний не облагаются НДС.
Предметом страхования может выступить и ответственность перевозчика. Но эти расходы налоговая уже не считает расходами, уменьшающими налог на прибыль и их перевозчик вынужден погашать после уплаты налога, из чистой прибыли. Исключения - международные перевозки: если в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями без страхования ответственности перевозчик не может осуществлять свою деятельность, то эти расходы признаются для целей налогообложения прибыли.
Автор - финансист, заместитель директора бухгалтерской компании "Золотые финансы"
Фото: АвтоТрансИнфо