Если говорить о сверхтяжелых негабаритных грузах, для перевозки которых используют модульные транспортные средства, то в этой категории любой груз особо ценен в самом буквальном смысле. Ценность заключается не только в высокой стоимости груза, но и в его уникальности, будь то химический реактор или, например, летательный аппарат, ракета-носитель, конструкции шагающего экскаватора или объект культурного наследия. Ценность еще и в том, что любая проблема, связанная с целостностью такого груза, сроками его доставки с месту монтажа, может вызвать цепную реакцию других проблем: не запустится вовремя производство, не отправится спутник на орбиту и т. д., и т. п. "Эффект бабочки", только в меньшем масштабе.
Основополагающая идея в такого рода перевозках заключается в том, что ценность груза на один-два-три порядка превышает ценность транспортного средства. Потому стремление к безупречности транспортного средства более чем обоснованно. Некоторую толику душевного спокойствия вносит страховка, точнее, две страховки - страхуют деятельность компании-перевозчика или экспедитора и сам груз.
Под сверхтяжелый негабаритный груз рассчитываются транспортное средство и крепление груза.
Специальную оснастку для крепления груза, ложементы может подготавливать как изготовитель груза, так и перевозчик.
Разрабатывается и согласовывается маршрут и организуется сопровождение для обеспечения полной безопасности людей, груза, транспортного средства, зданий и сооружений.
Поскольку принимаются всесторонние меры и перевозка выполняется с максимальным вниманием, то нештатные ситуации случаются крайне редко. Но если случаются, то масштабы их впечатляют.
Для грузов поменьше, которые перевозят автомобильными полуприцепами или прицепами, все то же самое, только меньше масштабом. Особо ценный груз, машина, промышленное оборудование или опять же летательный аппарат, не обязательно тяжеловесный или негабаритный, он может вполне укладываться в габариты. Перевозчик или экспедитор страхует свою деятельность, страхование груза - на усмотрение грузовладельца.
Если говорить о безупречности, то транспортные средства Goldhofer как раз из этой области. Модульные транспортные средства и автомобильные полуприцепы разрабатывают и производят в соответствии с требованиями безопасности, то есть в конструкцию закладываются большой запас прочности и большой ресурс. Используют лучшие в отрасли материалы и комплектующие. Как машиностроительное предприятие, Goldhofer также может изготавливать специальную оснастку под конкретный груз.
Широкая линейка самоходных модульных транспортных средств Goldhofer серии PST c нагрузкой на осевую линию от 40 до 60 т и габаритной шириной 2430, 2730, 3000, 3600 мм позволяет эффективно и безопасно осуществлять транспортные операции. Уникальная конструкция осевой линии с креплением к раме через радиально-упорный шариковый подшипник большого диаметра и большие пневматические колеса R 22.5 (серийно выпускаемые) обеспечивают максимальную стабильность, сцеп-ление с дорожным покрытием и, как следствие, безопасность и сохранность драгоценного груза.
Примером многоразовой оснастки служит самоходный транспортер PST/SL для перевозки лопасти ветрогенератора на базе самоходного модуля с 6 осевыми линиями и силовой установки мощностью 360 кВт. За счет гидравлической маятниковой подвески с электронным управлением компактный высокоманевренный модуль может выполнять любые повороты, вплоть до разворота на месте, менять высоту и наклон платформы. Плюс к этому гидрофицированный пьедестал-адаптер для лопасти может поднимать, опускать, отклонять в сторону и вращать лопасть практически без ограничений. Эта машина была создана специально для прохождения узких, извилистых улиц старых альпийских городков.
Примером специальной оснастки многоразового использования может также служить балочная ферма Faktor 5 г/п 500 т. Балочная ферма предназначена для перевозки высококонцентрированных грузов, таких как трансформаторы, реакторы. Излишне упоминать, что такого рода грузы отличаются высокой стоимостью. Faktor 5 состоит из двух балочных ферм, способных рассоединяться и раздвигаться, двух опорно-поворотных столов, гидравлической системы и системы управления гидравликой и двух самоходных модульных транспортных средств.
Транспортные средства другого немецкого производителя Scheuerle - один из лучших вариантов для перевозки сверхтяжелых, негабаритных, уникальных и очень дорогих грузов. Надежность своих решений Scheuerle подтверждает тем, что дает пожизненную гарантию на свой фирменный неразъемный узел крепления осевого агрегата. Гамма самоходных и несамоходных модулей различной конфигурации позволяет выбрать оптимальное решение для конкретного груза. Мощность силовых блоков самоходных систем достигает 390 кВ, а нагрузки на осевую линию до 60 т. При этом собственный вес позволяет без спецразрешения перевозить модули на простых еврофурах- огромная экономия на мобилизационных/демобилизационных операциях. Благодаря компактности по длине системы компании Scheuerle имеют одну из самых больших на рынке грузоподъемность на погонный метр. Плюс к тому специальная оснастка. Scheuerle располагает такой многоразовой специальной оснасткой, как балочная ферма разной грузоподъемности, вплоть до 800 т, для перевозки высококонцентрированных грузов. Соотношение собственного веса и грузоподъемности - одно из лучших в категории и составляет 5,2 с распределителями нагрузки. Сама балочная ферма также модульной конструкции, и ее собирают под конкретный груз. Предусмотрены разные варианты фиксации груза на балках. По ходу движения высота фермы, ее поперечный и продольный наклоны могут регулироваться системой гидроцилиндров. Гидравлика фермы запитана от автономной гидростанции. В качестве тягового средства можно использовать самоходные модули и седельно-балластные тягачи.
Компания Kassbohrer для перевозки особо ценных грузов предлагает гамму низкорамных полуприцепов, которые отвечают жестким европейским требованиям к безопасности. Для стран с суровым климатом и сложными дорогами, в том числе для России, инженеры Kassbohrer разрабатывают усиленные версии и уникальные модели машин. Раздвижной 4-осный низкорамный полуприцеп K.SLA4 в раздвинутом положении может перево-зить груз длиной до 15 м и массой до 45 т. Маневренность обеспечена двумя задними самоподруливающими осями.
Полуприцеп K.SLP4 с аналогичными осевыми агрегатами и грузоподъемностью, но нераздвижной платформой может перевозить неделимый груз длиной до 11,7 м. У трехосного низкорамного полуприцепа K.KSL.L3 этот показатель 9,2 м. Но за счет уменьшенной погрузочной высоты 860 мм полуприцеп может перевозить высокий груз, как, например, фрагмент мостовой фермы.
Специальная серия полуприцепов-тяжеловозов Kassbohrer K.SLH с числом осей от 3 до 8 может решать практически все задачи по перевозке длинномерных конструкций. Исполнения и комплектации полуприцепов варьируются в широком диапазоне. Общее свойство тралов этой серии - принудительное гидравлическое рулевое управление всеми осями, кроме первой. Использованы оси SAF с номинальной нагрузкой 12 т и барабанными тормозами. По желанию заказчика и в зависимости от осности могут быть использованы от 1 до 3 подвесных осей.
Высокорамный полуприцеп-тяжеловоз Челябинского завода "Уралавтоприцеп" - естественный выбор для перевозки ценного груза: строительной техники и нефтегазового оборудования, когда необходимо доставить этот груз к месторождению в Сибири или на Севере. Высокая проходимость автопоезда достигается шинами большого размера 14.00R20 и расположением колес по бортам полуприцепа таким образом, чтобы колея прицепа совпадала с колеей тягача. Проходимость также обеспечивают усиленная рама и подвеска, высокий клиренс (более 400 мм).
Модельный ряд этого семейства представлен 2- и 3-осными полуприцепами г/п от 25 до 72 т и 4- или 5-осными прицепами г/п от 65 до 80 т. Погрузочная высота у всех представителей семейства - 1350 мм без груза и 1300 мм с грузом.
Специально для перевозки различных типов грузов по труднопроходимой местности ЧМЗАП разработал тяжеловоз с повышенной высотой грузовой платформы ЧМЗАП 9990-070КБ г/п 70 т. Эта модель была впервые представлена в декабре 2010 г. в рамках выполнения крупного спецзаказа "Газпрома". Для повышения выносливости в условиях полного бездорожья Крайнего Севера полуприцеп изготовлен в усиленном варианте, с трехлонжеронной рамой. Ходовой агрегат в составе рессорной балансирной подвески и колесных осей - эксклюзивная разработка ЧМЗАП. Подвеска была изначально разработана для полуприцепов военного назначения, которые предприятие выпускает по Гос-оборонзаказу. Оси изготовлены из качественного уральского металла и рассчитаны на нагрузки, превышающие возможности лучших импортных аналогов.
"Тверьстроймаш" предлагает сразу несколько решений для перевозки ценных грузов. Прежде всего при изготовлении транспортного средства учитывается характер дорожных и погодных условий, в которых работает полуприцеп. Если речь идет о дорогах общего пользования, если при этом груз имеет большой размер по высоте (например, крупногабаритная дорогостоящая техника), клиенту рекомендуют серию Front. Эти полуприцепы обладают двумя неоспоримыми преимуществами: низкая высота погрузки и удобство погрузки перевозимой техники на полуприцеп из-за крайне малого угла заезда. В серии представлены две модели. Полуприцеп 99393F-P38 г/п 38 т, с высотой погрузки 495 мм и полуприцеп 99394F-P65 г/п 65т, с высотой погрузки 650 мм. Модели оснащены пневматической подвеской и осями европейского производства, а потому отличаются плавным ходом и хорошей маневренностью.
Для ценных грузов, особенно чувствительных к переменчивой российской погоде, на полуприцеп базовой серии Original может быть установлен сдвижной съемный тент. Эта опция удобна и для тех клиентов, которым часто приходится перевозить груз "не для чужих глаз", а брезентовая упаковка не всегда надежна.
Другое дело, если груз ценный, а везти нужно по бездорожью. Здесь на помощь придет серия High - полуприцепы "Тверьстроймаш" повышенной проходимости. К примеру, модель 99393H-LN70, высоко востребованная в добывающей отрасли, изготовлена с большим запасом прочности. Усиленная рама, мощные шины, механическая подвеска, вместительная платформа - 12300х3150 мм - все это делает удобной перевозку тяжелых ценных грузов по бездорожью.
Полезные опции и дополнительное оборудование подбираются исходя из транспортной задачи. Из наиболее популярных - прорезиненные стойки и специальные вставки в настил платформы против скольжения груза. Дополнительные топливные баки в сверхзащищенном исполнении - для длинных переездов. Тент на гуськовой части - для укрытия особенно ценных деталей или вспомогательного инструмента.
Челябинская компания "Политранс" выпускает полуприцепы и прицепы под маркой ТСП. Если речь идет о высоком грузе, то для грузоперевозок применимы низкорамные тралы с высотой погрузочной площадки от 863 до 1017 мм. Грузоподъемность низкорамных тралов ТСП - от 26 до 90 т. Бывает, что груз не столько тяжелый, сколько длинный. Для перевозки таких грузов применяются полуприцепы с раздвижной рамой. В раздвинутом положении длина некоторых моделей может достигать 21 м.
Зачастую перевозка грузов проходит в условиях бездорожья и неблагоприятных погодных условиях. В таком случае применяются полуприцепы ТСП повышенной проходимости с высоким клиренсом и соответственно большей, чем у низкорамных, погрузочной высотой. Г/п таких полуприцепов достигает 105 т, а погрузочная высота - 1120-1850 мм.
В зависимости от условий перевозки (дороги 1-5 категории), расчетной нагрузки применяются различные типы подвесок: рессорно-балансирная, пневматическая, балансирный мост. Особое внимание уделяется надежности крепления грузов. Для этого полуприцепы ТСП оснащаются в базовой комплектации специальными приспособлениями, к которым относятся утопленные в платформу петли, вертикальные стойки, дополнительные упоры для колесно-гусеничной техники, препятствующие их смещению вперед, отбойные брусья, предотвращающие смещение в стороны, а также выдвижные уширители.
Настил рабочей платформы полуприцепов ТСП может быть выполнен в нескольких вариантах - от гладкого до "чечевичного", рифленого и комбинированного с использованием вставок из прочных пород дерева (бук).
Таким образом, российский рынок транспортных средств предлагает достаточно надежных решений для перевозки особо ценного груза любой массы, габаритов (в разумных пределах, разумеется) и формы. Для крепления груза будет разработана и изготовлена оснастка либо использована уже готовая. Такие производители, как Scheuerle и Goldhofer, по заказу поставляют специализированные решения для перевозки высоконцентрированных грузов - балочные фермы - и решения для специфических грузов, как, например, лопасти ветрогенераторов.
Отзывы перевозчиков:
Юрий Базарский, руководитель департамента тяжелого транспорта ООО "Инстар", г. Москва: "Цель компании "Инстар", являющейся частью социальной и коммерческой инфраструктуры общества, стать признанным лидером в области логистики и транспортировки грузов КТГ путем выявления и удовлетворения потребностей клиентов, достижения технологического и инновационного лидерства и постоянного повышения профессионального уровня своих сотрудников. Всемирное увеличение производственных мощностей и стремительное развитие технологий привели к усложнению оборудования и конструкций, а также укрупнению их комплектующих частей, предъявляемых к транспортировке. Существующая транспортная инфраструктура не в состоянии обеспечить беспрепятственную доставку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и соответственно прозрачность выбора наиболее рационального маршрута перевозки. Огромную помощь и участие в преодолении сложнейших задач по транспортировке КТГ оказывают производители соответствующей техники. Наибольшую уверенность в надежности при работе с тяжеловесными грузами вселяет оборудование фирмы Goldhofer. Собственный технический парк нашей компании насчитывает более 46 модульных осей THP, а также самоходные PST/SL с силовыми блоками. Выполнение только силами и мощностями компании всего комплекса работ в одном из наиболее сложных проектов 2014 г. по доставке из Южной Кореи 19 единиц тяжеловесных и негабаритных грузов на Комсомольский НПЗ без участия модульной техники Goldhofer было бы практически невозможным. Проведение предварительного обучения технического персонала компании на базе завода-производителя в Германии, двусторонние инженерные консультации в рамках разработки проектно-технической документации, а также безупречная работа специалистов компании "Инстар" и техники Goldhofer позволили в кратчайшие сроки доставить оборудование к месту его дальнейшего монтажа. Наиболее сложным этапом этого проекта являлась транспортировка ректификационной колонны диаметром 9,5 м, длиной 60 м и весом более 460 т. На четырех точках гидравлического контура (квадрат) подвижного состава в конфигурации тридцати осей в одну линию, включая самоходный модуль с силовым блоком компании Goldhofer, данное оборудование было доставлено в течение суток по маршруту протяженностью 23 км от причала перегрузки до площадки хранения КТГ КНПЗ. Хотелось бы акцентировать внимание еще и на том, что весь период работы над данным проектом составил более девяти месяцев. Но, несмотря на сроки выполнения задач специалистами компании "Инстар" абсолютно любого комплекса услуг, связанного с доставкой оборудования от отправителя до получателя, включая разработку всего необходимого спектра инженерно-технических решений, можно с уверенностью сказать, что каждый груз, вне зависимости от его весогабаритных характеристик и социального назначения, является для нас ценным и значимым. Опыт и знания специалистов компании "Инстар", а также качество и надежность техники и оборудования компании Goldhofer позволяют нам четко и профессионально выполнять поставленные перед нами цели и задачи в индустрии крупнотоннажных, тяжеловесных и негабаритных грузов".
Юлия Лончакова, руководитель проектного отдела ГК "Эверест", г. Москва: "Говоря о ценности груза, мы, как правило, имеем в виду его социальную, культурную, промышленную или иную материально-техническую значимость, кроме того, в ряде случаев подкрепленную высокой рыночной стоимостью и производственной уникальностью. Подобные грузы требуют особого подхода к процессу производства погрузо-разгрузочных работ, крепления на транспортном средстве, в том числе с изготовлением индивидуальных крепежных элементов. Как правило, план производства ПРР подготавливается штатными специалистами компании-перевозчика, однако в случае, если для производителя груза подобные операции являются "поточными", грузоотправитель производит погрузку своими силами. Что касается раскрепления груза на транспортном средстве, закон возлагает данную обязанность и правовые последствия за ее надлежащее исполнение на перевозчика. С момента передачи груза по товарно-транспортной накладной все страховые и иные риски несет последний. В этой связи особенно важно использовать в своей работе надежную технику, которая позволяет технически правильно расположить и закрепить груз. Для нашей компании наиболее удобными в эксплуатации оказались транспортные системы марки Scheuerle, которые зарекомендовали себя как надежные, простые и прочные конструкции, позволяющие реализовать самые смелые инженерно-технические замыслы. Специалисты Группы компаний "Эверест" проявляют немало творческих соображений, предлагая заказчику оптимизацию логистических схем, а в ряде случаев мы оказываемся единственными, кто берется за выполнение "невозможных задач". Такая история приключилась, например, с космическим шаттлом "Буран", идея о перевозке которого обрела свои реалии именно благодаря нестандартному подходу инженеров "Эвереста" и уникальным техническим транспортным системам марки Scheuerle. Благодаря этому "Буран" сегодня обрел свой новый дом на ВДНХ. Все риски по доставке были застрахованы в компании "СОГАЗ", с которой мы имеем давние партнерские отношения".
Игорь Тарапинов, ГУП МОДЦ, г. Москва: "Техники у нас очень много, в том числе три 40-тонных полуприцепа-тяжеловоза Kassbohrer, которые мы используем для перевозки дорогостоящей дорожной техники, некоторые экземпляры оцениваются в 3-4 млн. руб. Кроме того, мы перевозим и другие негабаритные грузы, как правило, по ночам и со спецразрешением, а габаритные грузы доставляем днем. Большинство перевозок осуществляем по Московской области, но бывает, что проезжаем и по самой Москве, по МКАД, что накладывает особые требования к надежности крепления груза. У нас 1500 единиц строительной техники. Транспортное плечо километров 200, бывает и больше.
Мы страхуем деятельность перевозчика, а не отдельно груз и всегда стараемся предусмотреть дополнительные меры креп-ления, например придумываем всякие уширители.
Kassbohrer - хорошие полуприцепы. Мы возим технику не только по дорогам общего пользования, но и по технологическим дорогам, по строительным площадкам, а там условия бывают сложные. Полуприцепы нас еще ни разу не подвели".
Павел Морозов, ООО "Карго-Сервис", г. Челябинск: "Мы используем полуприцепы ЧМЗАП. Занимаемся перевозками любой техники, в том числе тяжелой, негабаритной. Приходилось даже вертолеты возить. В парк техники входят 12 тягачей Scania, два низкорамных тяжеловоза ЧМЗАП: 3-осный и 5-осный, две фуры, один магистральный "бортовик", контейнеровоз ЧМЗАП. Возим по Уралу, Сибири, вплоть до Магадана. И у меня хорошее мнение о челябинских тяжеловозах. Они сделаны с большим запасом прочности, без излишних изысков, надежные, для работы".
Валерий Телепов, ОКБ "Новатор", г. Екатеринбург: "Тверской полуприцеп-тяжеловоз мы приобрели осенью 2014 г. специально под проект перевозки некоего объемного и очень ценного, но сравнительно нетяжелого изделия - 18 т весом. На тот момент у нас не было подходящего по длине полуприцепа, мы рассматривали различные предложения и остановились на 38-тонном раздвижном полуприцепе 99393Е-38 завода "Тверьстроймаш". Основное, что нас интересовало, это возможность раздвижения. Этот полуприцеп даже превзошел наши ожидания. Его платформа раздвигается с 11 000 до 19 000 мм. Для крепления груза по нашему требованию усилили и увеличили количество крепежных петель и изготовили специальные стяжки.
Для перевозки ценного изделия был разработан специальный маршрут общей протяженностью 250 км. Загрузились вечером и рано утром выехали. С нами был автомобиль прикрытия с маячками, средствами связи с тягачом, в определенное время он выезжал на перекресток для предупреждения других участников дорожного движения. В сопровождения ГИБДД необходимости не было. Использовали стандартный тягач - 3-осный МАЗ, двигались со скоростью до 60 км/ч. Перевозка прошла успешно".
Павел Губанов, ООО "ТрансСервис", г. Томск: "У нас автотранспортная компания, которая занимается перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Наши грузы - это нефтегазовое оборудование: насосные станции, электростанции, газостанции, а также строительная техника, тоже дорогостоящая. Мы страхуем грузы, и страховая сумма у нас доходит до $5 млн. Обычно страхует перевозчик, то есть мы. Принимаются технические меры: все увязывается, крепится, отмечается отправляющей стороной, которая осматривает груз и подтверждает наличие в товарно-транспортной накладной. Груз может сопровождаться экспедитором, может быть военизированная охрана.
Используем полуприцепы-тяжеловозы марки "Политранс", которые хорошо себя зарекомендовали в разных условиях. В базовом варианте исполнения у полуприцепов "Политранс" имеются полезные опции для надежного крепления грузов. Это относится как к низкорамным полуприцепам, так и к высокорамным повышенной проходимости. С обслуживанием проблем нет".
Фото: os1.ru