Топливо из возобновляемых источников ученые почти единогласно называют панацеей, которая смогла бы устранить проблему загрязнения окружающей среды. Тем не менее для автопроизводителей такой энтузиазм, мягко говоря, есть не что иное, как очередная головнаяболь. Из-за соблазна удешевить и еще более "очистить" биодизель у перевозчиков могут возникнуть немалые беды.
Осторожно - биотопливо
Предупреждение "NO BIODIESEL" на крышках топливных баков легковых автомобилей так же обычно, как и надпись на дверях "тянуть/толкать". И CargoNews.lt уже изучил почему. Редакцию консультировал независимый эксперт по нефтяным продуктам Альбинас Алексеюнас, который пояснил, что в биодизеле содержатся эфиры, которые при длительном нахождении в топливном баке, корпусе фильтров или трубопроводах накапливают отложения. Внезапное увеличение растворенных кристаллов парафина и других загрязняющих веществ может засорить фильтры топливная система, а также нарушить всю систему питания. Особенно это актуально в том случаен, когда топливо находится в загрязненном баке или льется без фильтра. Биодизель может вызвать разложение резиновых частей, "разъесть" оцинкованные детали, повредить краску.
"Одна очень важная деталь - биотопливо менее стабильно. То есть при более длительном хранении изменяются его свойства: поглощается кислород из окружающей среды, топливо окисляется с образованием смолы. Кроме того, такое топливо впитывает влагу", - рассказал А. Алексеюнас.
(Не)контролируемое качество
С подобной проблемой столкнулся представитель DAF в Литве - руководитель отдела закупок и логистики компании "Centrako" Артурас Виета. По его словам, голландские тягачи, соответствующие стандарты Евро6, еще не имеют сертификатов для использования "коктейля" из обычного дизельного топлива и биотоплива, если его содержание превышает 7 процентов.
"На стандартных баках в тягачах DAF стоит предупреждение не заливать "чисто" биодизель. Основная причина этого - качество этого топлива. Единого стандарта, насколько мне известно, на данный момент не существует. Кроме того, пока что заправки не могут гарантировать, что при продаже "зеленого" топлива будут гарантированы именно те параметры, которые декларирует его производитель. Длительно находясь в резервуаре, состав топлива эволюционирует, как эволюционируют все живые организмы", - отметил А. Виета.
Работник представительства DAF также обратил внимание, что обычное минеральное топливо, смешанное с биодизелем, вредит не только двигателю, но и выхлопной системе - из-за попадания твердых частиц такого топлива фильтры начинают задыхаться.
"Хотя на некоторых рынках биодизель стоит значительно дешевле, при заливке такого горючего в непредназначенные для этого баки автомобилей сэкономить не удастся: позже посещение сервиса будет стоить гораздо дороже - придется промывать всю топливную систему. Даже фильтры адаптированных двигателей должны намного чаще меняться", - заявил руководитель отдела закупок и логистики.
Цена дополнительных гарантий
Руководитель отдела продаж MAN техники компании "Adampolis" Аудрюс Лукощюс в свою очередь, заявил, что немцы предлагают тягачи с модифицированными двигателями, которые могут использовать 100% биодизеля.
Самым главным отличием от простой модели является то, что техническое обслуживание таких двигателей необходимо проводить приблизительно каждые 30 тыс. километров. То есть в три раза чаще, чем при использовании обычного топлива.
Сам автомобиль примерно на 1500 евро стоит дороже обычного, при этом еще и до 4000 евро приходится потратить на дополнительную 4-х летнюю гарантию на силовой агрегат", - заметил А. Лукощюс.
В "нормальных" баках грузовиков MAN при одноразовом заливе биодизеля скорее всего ничего трагического не произойдет, но все же мы бы рекомендовали заменить масло и фильтры. Биодизель, сгорая в цилиндрах двигателя, выделяет химические вещества, которые загрязняют масло и довольно сильно сокращают срок его службы.
Отрицательное воздействие испытывают и различные резиновые и пластмассовые детали, имеющие контакт с топливом, поэтому для моделей, приспособленных к биодизелю, узлы топливной аппаратуры изготавливаются из специальных материалов. Простой дизель таким машинам не навредит", - пояснил руководитель отдела продаж компании "Адамполис".
В настоящий момент в Литве продан только один тягач, способный использовать биотопливо. Он был приобретен компанией для работы на рынке Западной Европы.
Решения "Мерседес"
Технический консультант-инженер по грузовым автомобилям компании "Silberauto" Саулюс Вайцекаускас заверил, что
до появления системы высокого давления впрыска топлива "Common Rail" не было большой разницы, что лить в баки тягача.
"Евро3" или "Евро4" двигатели были относительно толерантны по отношения к качеству топлива. Но уже с введением стандарта "Евро5", когда топливная аппаратура стала прецизионно точной, использование биодизеля для таких моторов стало опасным. Эффект такой же, как при заправке бензином - высокоточные детали работают без смазки. Вещества находящегося в баке биодизеля действуют, как растворитель, и смывают масло со стенок цилиндров. Так далеко точно не уедешь", - предпредил С. Вайцекаускас.
Для того, чтобы увеличить долю биодизеля в топливе с существующего сейчас стандарта в 7% до 10%, все производители двигателей должны были бить предупреждены несколько лет назад, чтобы успеть должным образом подготовиться к инновациям.
Интервьюер также подчеркнул, что новое поколение грузовиков Mercedes могут быть адаптированы для использования биотоплива, но экономически это невыгодно: интервалы замены такого масла должны быть в 10 раз чаще. Более детально с рекомендациями завода-изготовителя можно ознакомиться здесь:
Эксперименты "Volvo"
Шведские инженеры также предупреждают, что как более старшие ("Евро3", "Евро4, "Евро5"), так и существующие "Евро6" стандартные двигатели "Вольво" без дополнительной их адаптации и соблюдения специфических условий технического обслуживания могут эксплуатироваться не более, чем с 7% биодизеля в составе топлива.
Возможно соотношение и более 7% биодизеля, но в таком случае необходимо адаптировать топливную систему питания: так как
биодизель содержит более агрессивные для топливной системы компоненты, чем простое дизельное топливо, а также сокращаются промежутки времени между заменой масла и фильтров.
Грузовики с двигателями "Евро3", "Евро4, "Евро5" после их адаптации, могут использовать топливо с содержанием биодизеля до 30 процентов. В некоторых случаях двигатели предыдущего поколения могут использовать более высокую долю биодизеля - от 30 до 100 процентов, но это допустимо при строгом соблюдении интервалов технического обслуживания", - прокомментировал менеджер по маркетингу "Volvo Lietuva" Лауринас Бричкус.
По его словам "Volvo Trucks" предлагает и одну версию двигателя "Евро6" D13K460, настроенную заводом на использование 100% биодизеля.
Побочным эффектом использования в составе топлива биодизеля более, чем на 7%, может стать увеличение расхода топлива, AdBlue расхода и снижение мощности двигателя, сокращение ресурсов катализатора, более частые интервалы очистки фильтров от твердых частиц. Кроме того, биодизель более чувствителен к перепадам температур во время эксплуатации грузовика.
Фото: cargonews.lt