6 августа исполняется ровно год с введения в России продовольственного эмбарго в отношении США, Канады, Австралии, Евросоюза, а также Норвегии. Самыми первыми от запрета на импорт пострадали перевозчики. При этом проблемы появились у всех - и у тех, кто возил заграничную продукцию, и у тех, кто специализировался только на внутреннем рынке. Валютные скачки, ухудшение экономической ситуации в стране в целом еще больше усугубили положение транспортных компаний. Портал "ПРОВЭД" попытался выяснить, как обстоят дела в логистической отрасли сейчас, и чего ждать в будущем.
Падение спроса и тарифов
Почти все компании, с которыми удалось пообщаться, отметили две основные тенденции. Первая тенденция - резкое сокращение объема перевозок. Причины объективные - снижение импорта, удорожание кредитов, а также сокращение расходов на транспортные услуги со стороны бизнеса. Вторая тенденция - снижение тарифов на перевозки, что также связано c сокращением спроса на услуги транспортных компаний.
- Сегодня ситуация на рынке грузоперевозок нестабильная. На это влияют два крупных фактора: политический и экономический. Многие транспортные компании терпят убытки из-за подорожания кредитных средств и договоров лизинга, а также из-за сокращения импорта из Европы. Более того, российские предприниматели оптимизируют логистику, снижая расходы на услуги транспортных компаний. В связи с этим объем перевозимого груза сокращается. Наши клиенты не попали под прямые воздействия санкций, но в связи с негативными общеэкономическими тенденциями, объемы хранения и перевозок тоже снизились. Предложение на рынке превышает спрос и, как результат, снижаются тарифы по ряду направлений. Прогнозы на вторую половину 2015 года - тренд на снижение тарифов, - рассказала ПРОВЭДу коммерческий директор "Логистического Агентства 20А" Елена Шульц.
- Основная проблема, с которой мы столкнулись - санкции, которые Россия ввела против Евросоюза и ряда стран. По данным ФТС, в итоге доля импорта сократилась на 35-40%: естественно, это ударило по логистическим компаниям, работающим в данном сегменте. Поскольку в Россию всегда шел огромный поток импорта, то большинство транспортно-логистических компаний были ориентированы именно на импортный товар. Введение санкций и ослабление рубля способствовали огромному сокращению объемов перевозок. Девальвация рубля также привела к тому, что импорт многих товаров стал невыгодным, - так прокомментировал текущую ситуацию в отрасли учредитель и генеральный директор транспортно-логистической компании V.I.G.Trans Игорь Ребельский.
Некоторые представители отрасли оценили сокращение объема перевозок в 25-35%.
- В целом объемы перевозок на рынке упали, их стоимость сократилась, но при этом расходы не только не остались на прежнем уровне, но и значительно выросли, что привело к сильному снижению уровня рентабельности бизнеса. По нашей оценке,
объем транспортируемых грузов упал на 25-35% и более.
На рынке появился профицит транспорта, - отметил руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов.
С этими цифрами согласился коммерческий директор ГК "ЖелДорЭкспедиция" Евгений Можаев, при этом он отметил, что заказчики в условиях кризиса стали переходить на более экономные варианты - сборные грузы.
- Основной негативный эффект выразился в падении спроса, мы оцениваем снижение потребления профильных логистических услуг на 25-30%. Также можно отметить тенденцию к снижению кратности отгрузок, но этот тренд имеет разнонаправленный эффект. С одной стороны уменьшаются средние показатели одного отправления, но вместе с этим ряд организаций переходит с доставки моно-транспортом к услугам отправителей сборных грузов, - сказал он в комментарии ПРОВЭДу.
Экспертам трудно было оценить, на сколько процентов в среднем упали тарифы перевозчиков:
по их словам, все зависит от региона деятельности, а также типа перевозки. Только директор ООО "АЛЕВ-ТРАНС" Александр Козулев высказал свое мнение относительно поставок из Европы в Россию.
- Тарифы на перевозки в направлении импорта из Евросоюза в РФ упали с 2014 года на 30-35%, но мы решили не изменять географию обслуживаемых маршрутов, так как падение рыночных ставок наблюдается во всех направлениях и бежать некуда. Подобная динамика падения спроса и, соответственно, рыночных цен, обусловлена снижением объема импорта, причиной чему были введенные экономические санкции, невозможность работы на некоторых рынках с текущим курсом валюты и прочие факторы, возникшие в связи с политической ситуацией, - пояснил он, приводя все те же аргументы.
Придут ли к нам прибалты?
При этом многие перевозчики отметили, что конкуренция на рынке логистических услуг в кризис резко выросла. Чтобы найти новых клиентов и удержать старых, перевозчики стали включать в свой сервис дополнительными бесплатные услуги, кто-то открыл дополнительные отделы продаж для привлечения заказчиков. Чтобы оптимизировать расходы, многие были вынуждены сокращать внутренние расходы, в том числе расходы по оплате труда.
Те компании, у которых была возможность переориентироваться с "пострадавших" внешних направлений на внутренние, стали перестраиваться, что также обострило ситуацию на рынке. Также, по словам Елены Шульц, есть реальная угроза для российских компаний со стороны крупных иностранных игроков, которые в кризис могут оказаться в выигрыше. Особый интерес к российскому рынку проявляют прибалтийские страны и Польша, которые уже давно работают с Россией.
- Международные компании, которые имеют глобальные контракты, могут позволить себе работать по демпинговым ценам, компенсируя расходы за счет прибыльных филиалов в других странах, - пояснила она.
Впрочем, другие бизнесмены "нашествия" иностранных компаний не предвидят: по их словам, иностранцы работают в несколько иных сегментах, к тому же российский рынок для них уже не так привлекателен.
- Сейчас, в рамках санкций, многие иностранные компании уходят с рынка. Если раньше пытались вкладывать и развиваться, то сейчас для западных компаний российский рынок несет большие риски, поэтому я не вижу каких-то вхождений в рынок или доминирования западных компаний на нашем рынке. Огромную роль также играет специфика работы в России, которая сильно отличается от западной - и ментальностью, и форматом. Думаю, что в ближайшей перспективе вряд ли будут какие-то существенные изменения, - объяснил свою точку зрения Игорь Ребельский.
Нам также удалось побеседовать с перевозчиком из Прибалтики: кризис кризисом, но от России латвийская компания отказываться пока не собирается, даже, наоборот, активно наращивает клиентскую базу.
- Мы всегда работали с ориентацией на российский рынок, поэтому кризис отразился на нас и на других странах, граничащих с Россией и другими бывшими союзными республиками. Подобную ситуацию мы наблюдали во время кризиса 1998 года: тогда и сейчас упали объемы перевозок и хранения грузов. Наши российские клиенты потеряли примерно 50% оборота. Приходится восполнять это привлечением большего количества клиентов. Если раньше, допустим, было 10 крупных клиентов на российском направлении, то теперь необходимо 50, чтобы восполнить объем работы, - рассказал ПРОВЭДу председатель правления компании Atlas, вице-президент Латвийской ассоциации грузовых экспедиторов и логистики LAFF Михаил Фридман.
В перспективе на будущее
Ближайшие перспективы перевозчики оценивают по-разному. С одной стороны, рынок немного "очистится": слабые игроки уйдут, оставив место более конкурентоспособным компаниям, после чего спрос и тарифы могут немного выправиться. С другой стороны, о полной стабилизации говорить не приходится - здесь все зависит от ситуации в экономике в целом.
- Трудно спрогнозировать, как скоро рынок грузоперевозок оправится от кризиса, поскольку ситуация во многом зависит от политических событий (прежде всего, таких, как война на Украине), сегодня кризис затронул все страны, и близкой развязки пока не видно. Надо дождаться 2016 года, но чтобы дожить до этого времени, надо продолжать энергично действовать, - пояснил латвийский перевозчик Михаил Фридман.
- Пока страна не выйдет из кризиса, рынок грузоперевозок будет продолжать падать, так как перевозчики напрямую зависят от объемов потребления. Для облегчения бремени операторов нужно ввести мораторий на новые законопроекты по сборам с грузовиков, контролировать рост цен на топливо и так далее, - поделился своим мнением представитель компании FM Logistic Александр Дьяконов.
Впрочем, кто-то смотрит на будущее более позитивно. В частности, эксперты надеются на то, что увеличение производства внутри России, а также ставка на внешнюю торговлю приведут к возобновлению спроса на транспортные услуги.
- В целом тенденция в стране благоприятная: если ранее клиенты исключали возможность производства продукции на территории РФ, то сейчас многие начинают об этом задумываться. И речь идет не о закрытии бизнеса, а о перенаправлении деятельности в сторону открытия производств в России. Приятно слышать, что люди стараются приспособиться. При этом надо понимать, что полностью заменить импорт даже за несколько лет невозможно, - отметил гендиректор V.I.G.Trans Игорь Ребельский. - Правительство РФ сейчас активно развивает российское производство. С ростом экспорта продуктов из России не только в Европу, но особенно в Китай, в страны БРИКС, постепенно восстановится баланс на рынке грузоперевозок, и каждая компания займет свою нишу. Например, товарооборот с Китаем в 2014 году приблизился к отметке в 90 миллиардов долларов. В планах к 2020 году нарастить этот показатель до отметки в 200 миллиардов долларов, - поделилась своими ожиданиями коммерческий директор "Логистического Агентства 20А" Евгения Шульц.
Российские дороги
Представители логистического бизнеса также отметили, что поддержка со стороны государства сейчас была бы не лишней. Нужно все то же, что и раньше, - развитие транспортной инфраструктуры: строительство и повышение качества дорог, магистралей, хабов, перегрузочных и перевалочных пунктов, новых терминалов, складов и так далее.
Фото: АвтоТрансИнфо