Ремонт современного дизельного двигателя подвижного состава легкого коммерческого транспорта, тягачей, самосвалов или автобусов сегодня является достаточно высокотехнологичным процессом. Какими особенностями характеризуется данный вид обслуживания транспорта перевозчиков, какими критериями нужно руководствоваться при выборе сервисно-ремонтного центра - об этом материал портала Auto-Sib.com.
Чем сложнее становятся конструкции дизельных двигателей, тем более усложняется их ремонт, требующий серьезной диагностики и более высокой квалификации персонала при выполнении этого вида работ. Как известно, не все транспортные компании могут иметь ремонтно-сервисное подразделение, оснащенное современным диагностическим оборудованием, имеющее специальный инструмент, которое может выполнять весь комплекс работ по ремонту и обслуживанию техники и прежде всего силовых агрегатов. Поэтому рыночный спрос на проведение ремонта и диагностики дизельных двигателей со стороны перевозчиков практически постоянный, поскольку в деятельности каждого транспортного предприятия ключевым вопросом является обеспечение безостановочной эксплуатации техники и снижение ее простоев из-за поломок, в том числе силовых агрегатов. Тем более, что некоторые перевозчики эксплуатируют б/у технику, которая имела ценовое преимущество при ее покупке, но которая по причине неисправностей чаще может выходить из строя.
Как правило, новую технику лучше обслуживать и ремонтировать в официальном сервисе, пока она находится на гарантии. В дальнейшем есть и другие варианты решения проблемы ремонта двигателей и трансмиссий. Сегодня в любом крупном центре работают мультибрендовые СТО, которые, в принципе, осуществляют все виды ремонта современных двигателей. Кроме того, работают специализированные сервисные центры по ремонту топливной аппаратуры.
Не застопорить движок
Сегодня рекламные предложения от продавцов грузовой и пассажирской техники насыщены эпитетами наподобие "двигатель-миллионник" и т.п. К слову, эти определения подходят к дизельным моторам объемом 8-12 л, которые работают на тягачах, ведь, по сути, такой мотор устанавливается на автомобиле, задействованном на междугородних и международных перевозках, с редкими остановками и длительным режимом движения. В городских условиях, напротив, двигатель работает в "рваном" режиме: частые торможения, работа на холостом ходу на светофорах. Все это не прибавляет ресурса силовому агрегату автомобиля.
По мнению специалистов, существенно сократить ресурс работы мотора могут три фактора.
Первый - это некачественное топливо, которое может "убить" двигатель. Второй фактор - некачественные топливные, воздушные и масляные фильтры, их неправильная установка. И наконец, третий фактор - человеческий. Безжалостная эксплуатация двигателя может нанести ему непоправимый вред. Также человеческий фактор существенен при проведении обслуживания и ремонта двигателя. Низкий уровень квалификации механиков может стать причиной возникновения поломок и неисправностей. Соответственно, чтобы двигатель работал как можно дольше, а межремонтный пробег был высоким, в транспортных парках нужно комплексно подходить к решению всех обозначенных вопросов. У специалистов каждого парка перевозчиков имеются выработанные собственной практикой ответы на данные вызовы.
Поскольку двигатель - это достаточно сложный агрегат грузового автомобиля или автобуса, то в идеале, конечно, с его ремонтом лучше обратиться в официальный сервис. Однако те, кто обратился к официалам, будут непременно упоминать не только о качественно проведенном ремонте силового агрегата. Несомненный плюс сервиса дилерского центра - механики "заточены" на работу с силовыми агрегатами одной марки грузовой техники. Они знают все тонкости, все "слабые" места силовых агрегатов, они виртуозно владеют специнструментом, до них своевременно доводится техническая информация от завода-изготовителя, постоянно обновляютсятехнические бюллетени.
Альтернатива "официалам" обычно заключается в том, чтобы либо на предприятии организовать собственный участок по обслуживанию и ремонту двигателей и автомобилей, либо обращаться в специализированные мультибрендовые сервисно-ремонтные центры, которые выполняют полный комплекс работ по силовым агрегатам.
Как правило, ремонтный участок такого СТО представляет собой достаточно благоустроенное помещение, без цементной пыли на полу. Помимо этого клиенты обращают внимание в таком центре на наличие гаммы современного диагностического оборудования. Непременным атрибутом является наличие качественного инструмента - обязательно динамометрических ключей, для затяжки крепежа требуемым моментом. Не все СТО выполняют технически сложный ремонт головок блоков цилиндров, как правило, они обращаются в специализированные сервисные центры для проведения высокоточных станочных работ с деталями двигателя. Здесь важен такой момент: высокоточное и дорогое оборудование должно окупиться и быть постоянно загруженным.
Кроме того, на рынке представлены специализированные центры по ремонту топливной аппаратуры - топливных насосов высокого давления (ТНВД), насос-форсунок, топливных систем Common Rail. В последние годы доля автомобилей, оснащенных системой Common Rail, увеличилась, что, в свою очередь, вызвало на рынке спрос на обслуживание и ремонт данных систем. Сегодня в городах Российской Федерации представлены официальные сети по диагностике и ремонту данных топливных систем от ведущих мировых производителей Bosch, Delphy, Denso и др.. Учитывая тот факт, что это официальные представительства от ведущих мировых производителей (а их центры оснащены современным диагностическим оборудованием и персонал хорошо подготовлен), то при появлении неисправности топливных систем дизелей именно в таких центрах может быть проведена всестороння диагностика топливной системы и квалифицированный ее ремонт.
Мнимая и реальная экономия
Еще один вопрос по ремонту и обслуживанию двигателей - использование оригинальных запчастей и аналогов. Применение оригинальных запчастей обходится дороже в момент ремонта, однако впоследствии эти затраты окупаются длительной и безремонтной эксплуатацией двигателя. Впрочем, опытные ремонтники считают, что при грамотном подборе альтернативных запчастей не только снижаются затраты на ремонт, но и сохраняется ресурс ходимости двигателя. Как показывает практика,
ресурс при коэффициенте 0,7-0,8, в сравнении с применением оригинальных запчастей является весьма неплохим результатом.
Далее, немаловажный аспект постремонтного периода эксплуатации двигателя - его обкатка. Часто моторы, которые ремонтируются в хорошо оборудованных СТО, могут проходить обкатку на стендах. Но чаще силовой агрегат приходится обкатывать в реальных условиях эксплуатации, поэтому важно чтобы водитель эксплуатировал автомобиль в щадящем режиме.
В практике многих транспортных организаций считается вполне приемлемым использовать на своей технике восстановленные двигатели. Это имеет свои плюсы. Такие движки, как правило, на 20-40% дешевле нового мотора. Кстати, в Европе и Северной Америке восстановление двигателей - весьма преуспевающий вид автомобильного бизнеса, который приносит своим владельцам неплохую прибыль. Поставка так называемых контрактных моторов также в тренде.
Юрий Федорищев, директор компании "Дизель-Техник" (Новосибирск):
- В качестве основных причин выхода из строя топливной аппаратуры дизельных двигателей можно назвать три фактора. Первый - связан с естественным износом топливной системы. Второй фактор - некачественное, не соответствующее стандарту топливо и масло. Особенно чувствительны к их качеству современные двигатели. И третий фактор выхода из строя топливных систем дизельных двигателей связан с неквалифицированным вмешательством и некачественным проведением работ по снятию и установке форсунок двигателя - например, неподготовленным механиком в парке перевозчика.
Компания "Дизель-Техник" с 2002 года является единственным сертифицированным авторизованным центром Бош Дизель Сервис на территории Западной Сибири. Наш основной производственный приоритет - диагностика, поиск неисправностей топливных систем дизельных двигателей и выполнение комплекса ремонтных работ форсунок систем Common Rail, насос-форсунок, топливных насосов высокого давления (ТНВД).
Сегодня в парках перевозчиков насчитывается все больше грузовой и коммерческой техники, которая соответствует ужесточившимся экологическим требованиям. Поэтому растет спрос на услуги по диагностике и ремонту топливных систем Common Rail и насос-форсунок. Наш центр выполняет полный комплекс работ по этому направлению. Соответственно, центр оснащен современным оборудованием, специализированными стендами, инструментом, без которых невозможен профессиональный ремонт современных топливных систем. Также имеется склад насос-форсунок. Если в ходе диагностики обнаруживается проблема, то мы предлагаем заменить форсунку. Срок исполнения от нескольких часов и не более одного дня. Клиенты центра не теряют время, ожидая доставку не оказавшегося в наличии узла или детали, поскольку на складах специализированных центров, имеющих статус официального сервиса, всегда в наличие многие запасные части топливных систем. Таким образом, мы можем осуществлять ремонт топливных насосов, форсунок и так далее достаточно оперативно. Большое внимание уделяется профессиональному уровню кадров - специалисты нашего предприятия обучаются и каждый год повышают квалификацию в учебном центре "Роберт Бош" в Москве.
Фото: auto-sib.ru