← Дороги, инфраструктура

Транспортный каркас Иркутской области: какие дороги построят и отремонтируют

Около 10-ти дорог, формирующих транспортных каркас Иркутской области, будут возведены и реконструированы до 2018 года. Инвестиционные затраты на строительство трасс регионального значения оцениваются примерно в 53 млрд рублей, из федерального бюджета предполагается привлечь 35 млрд, заявила исполняющая обязанности министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Марина Садовская на научно-практической конференции "Дороги России", сообщает ИА IrkutskMedia.

Богаты дорогами, но...
Основу автодорожной сети Иркутской области составляют федеральные, областные и местные дороги. В частности, это "Сибирь" (От границ Красноярского края до Иркутска), "Байкал" (от Иркутска до границы с Бурятией), "Вилюй" (дорога от Тулуна соединяет Республику Саха (Якутия) с основными транспортными магистралями России). Также через Приангарье осуществляется выход на границу с Монголией. Протяженность дорог федерального значения на территории Иркутской области без учета автозимников составляет 1,7 тысячи км. Следует отметить, что регион обладает уникальными транспортными возможностями, находясь на пересечении транспортных артерий, связывающих восток и запад, север и юг страны.
Как подчеркнула и.о. министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Марина Садовская, региональные дороги обеспечивают устойчивую взаимосвязь крупных населенных пунктов, центров муниципальных образований, в увязке с федеральными трассами формируют и перераспределяют транспортные потоки между основными районами Приангарья.
"Сегодня единая дорожная сеть в регионе не сформирована. На данный момент отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского и Бодайбинского районов. Там отсутствует сеть дорог общего пользования", - сказала и.о. министра.
На содержание трасс протяженностью 12,5 тысячи км, находящихся в областной собственности, их ремонт и капремонт, ежегодно направляется порядка 50% дорожного фонда Приангарья. В свою очередь, муниципальные дороги - 17 тысяч км - содержатся за счет средств дорожных фондов МО. Их объем, включая субсидии из регионального дорожного фонда, составляет порядка 2,5 млрд рублей.
Многие из федеральных и региональных автомобильных дорог проходят по территории городов и населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспорта и увеличению количества ДТП. Для перераспределения транзитных потоков и уменьшения транспортной нагрузки городов необходимо строительство обходов.
На данный момент отсутствуют обходы Братска, Нижнеудинска, Тулуна, Усолья-Сибирского и Слюдянки.
Транспортные коридоры у БАМа
В настоящее время, согласно схеме территориального районирования Иркутской области, стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, в Приангарье выделяются две крупные зоны опережающего развития. Это северо-сибирская индустриальная область и южная зона инновационного развития. В целях развития северо-сибирского индустриального пояса, включающего территорию возле Байкало-Амурской магистрали и к северу от нее, будет сформировано два региональных транспортных коридора. Западный - обеспечивающий более короткий наземный путь с Красноярского края и европейской части России на север области и в Республику Саха (Якутия). И восточный - обеспечивающий выход Республики Бурятия и Дальневосточных регионов к северным территориям.
Западный региональный транспортный коридор формируется участками федеральной дороги Р-255 "Сибирь" на границе с Красноярским краем, далее - через Тайшет, поселок Чунский, Братск и федеральную трассу "Вилюй" к северным территориям. Для обеспечения круглогодичного проезда в указанном направлении необходимо завершить строительство автомобильной дороги Тайшет - Чуна - Братск. Трасса возводится с участием средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". До конца августа будет введены первые 11 км дороги. Завершение работ с вводом в эксплуатацию 40 км трассы предусмотрено до конца 2017 года. Для развития территорий северной части Приангарья необходимо продолжение строительства федеральной трассы "Вилюй", которая выведет страну к запасам углеводородного сырья не только на севере Иркутской области, но и на юго-западе Якутии.
Восточный региональный транспортный коридор формируется участком федеральной трассы "Байкал" от границы с Республикой Бурятия через Иркутск и населенные пункты Усть-Ордынский, Качуг, Жигалово, Казачинское с выходом на притрассовую дорогу БАМа. Для обеспечения безопасного проезда по указанному маршруту и реализации в Иркутской области инвестиционных проектов, связанных с вводом в промышленную эксплуатацию Ковыктинского газоконденсатного месторождения и магистрального газопровода "Сила Сибири", необходима реконструкция автомобильных дорог Качуг - Жигалово и Жигалово - Казачинское со строительством моста через реку Лену у села Тутура. Сегодня там существует понтонная переправа. Проектная документация по данным проектам - в стадии завершения. Начало строительства запланировано на 2017 год. Через автодороги Усть-Кут - Уоян и Таксимо - Бодайбо со строительством моста через реку Витим будет обеспечена автодорожная связь с Бодайбинским и Мамско-Чуйским районами. В текущем году введут 15 км автодороги Таксимо - Бодайбо. С 2016 года начнется реконструкция завершающего 15-километрового участка.
"Западный и восточный транспортные коридоры соединены участком дороги Усть-Кут - Магистральный,
что создает единую дорожную инфраструктуру для формирования северо-сибирского индустриального пояса. Усть-Кут, находящийся на пересечении автомобильных, железнодорожных и водных магистралей, станет крупным логистическим центром. Исполнение намеченных планов по реализации масштабных проектов по формированию межрегиональных транспортных коридоров возможно только при финансовой поддержке из средств федерального бюджета", - подчеркнула Марина Садовская.
Грандиозные планы
Завершение дороги Киренск - Казачинское совместно с трассой "Вилюй" позволит вовлечь в хозяйственный оборот крупные лесные массивы Жигаловского, Казачинско-Ленского и Киренского районов, а также осуществить разведку и добычу сырья в перспективной зоне Ангаро-Ленского нефтегазоносного месторождения. В 2015 году будет окончено строительство одного из трех участков дороги Киренск - Казачинское протяженностью 23 км. Начало возведения еще одного участка трассы запланировано на 2016 год.
Для развития агропромышленного индустриального парка необходимо осуществить реконструкцию автомобильной дороги Иркутск - Оса - Усть-Уда. В рамках южной зоны инновационного развития будут реализованы крупные проекты в поселке Листвянка и на побережье Байкала. Реконструкция трассы Иркутск - Листвянка уже началась. Она осуществляется в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". В октябре текущего года будут введены первые четыре км дороги на участке от 8-го по 12-й км с двумя развязками разных уровней.
"Инвестиционные затраты на строительство региональных дорог, формирующих транспортный каркас, оцениваются в размере около 53 млрд рублей. При этом планируется привлечение средств федерального бюджета - 35 млрд", - отметила и.о. министра строительства, дорожного хозяйства региона.
В целях реализации туристско-рекреационного потенциала необходима реконструкция автодорог, ведущих на Байкал и Ольхон. Это Еланцы - Хужир, Тогот - Курма и Иркутск - Большое Голоустное.
Основные направления строительства дорог отражены в региональной программе "Развитие автомобильных дорог в Иркутской области на 2015-2022 годы". Реализация программы позволит обеспечить выполнение поручений президента РФ в части удвоения объемов возведения трасс. Всего будет введено в эксплуатацию около 500 км.
Подчеркнем, что на данный момент 280 населенных пунктов Иркутской области не имеют связи по дорогам с твердым покрытием, дорогам общего пользования. По этой причине будет продолжена работа по строительству магистралей к селам. В ближайшие пять лет планируется обеспечить 23 населенных пункта дорогами с твердым покрытием, из них в 2015 году - шесть.
И за весом присмотрят
В 2015 году завершится разработка проекта по созданию интеллектуальной системы весового контроля в Иркутской области. Ее цель - предотвращение бесконтрольного проезда по дорогам области транспорта с превышением осевых и общих нагрузок и формирование компенсационного фонда содержания трасс регионального значения. Решение ключевых задач по созданию сети дорог общего пользования, отвечающих растущим потребностям в перевозках автотранспортом и обеспечивающих безопасное круглогодичное движение, возможно при наличии базового документа определяющего стратегию развития и совершенствования транспортных артерий Приангарья.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало о том, что последние гравийные разрывы от Владивостока до Калининграда ликвидировали на территории Иркутской области. На федеральной трассе М-53 в Тулунском и Нижнеудинском районах заасфальтировали участок протяженностью 17 км. Кроме того, недалеко от поселка Куряты Нижнеудинского района ввели в эксплуатацию путепровод. Торжественное открытие данных объектов состоялось в рамках автопробега Федерального дорожного агентства "Дороги лучше - Байкал ближе" 12 августа.
Также напомним, что Депутат Государственной Думы от Иркутской области Сергей Тен оценил состояние федеральной трассы М-53 "Байкал" на "четыре с минусом". По словам федерального парламентария,
на данный момент средний показатель соответствия дорог нормативному состоянию составляет по стране порядка 52%, а в Приангарье - 51,8%.
Фото: youtube.com
IrkutskMedia