← Таможня и ВЭД

Как будем жить без Лихтенштейна... и селедки?

Российская Федерация расширила список стран, против которых введено продовольственное эмбарго. Он был дополнен следующими государствами: Черногория, Исландия, Лихтенштейн, Албания и Украина. Причем с последней страной есть дополнительное условие - контрсанкции вступят в силу только если страна подпишет соответствующее экономическое соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом.

Эмбарго коснется продукции на сумму не менее $300 млн. Больше всего, как предполагают эксперты, пострадают Украина и Исландия.
Россельхознадзор сразу же отчитался - этой "пятерке" уже нашли замену. Год назад Российская Федерация запретила поставки некоторых видов продовольственных товаров из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Теперь к ним прибавились еще 5 государств.
Информация о расширении списка стран, против которых вводится санкции со стороны РФ, опубликована на правительственном сайте. Там, в частности сказано, что подобные меры являются ответными на аналогичные решения ряда западных государств против Российской Федерации. Что касается Украины, то в июне 2014 года она заключила с ЕС соглашение, согласно которому с 1 января 2016 году вступит в силу экономическая часть этого документа.
Премьер министр России Дмитрий Медведев, комментируя данное решения, в частности, сказал, что если ничего не измениться и стороны (в том числе при содействии Евросоюза) так и не смогут прийти к обоюдному соглашению (что маловероятно), то для Украины наступит обыкновенный режим торговли и соответственно сразу же вступит в силу действие продовольственного эмбарго со стороны Российской Федерации.
Кто потеряет от этого решения?
Представители Федеральной таможенной службы заявляют, что больше всего из новой "пятерки" стран, против кого введены контрсанкции, пострадают Украина и Исландия. 10% исландского экспорта рыбной продукции в прошлом году осуществлялся на Россию. За 10 месяцев, начиная с августа 2014 года Россия получила подобного товара из этой страны приблизительно на сумму $180,0 млн. Также от введения эмбарго существенно потеряет и Украина - она за последние 10 месяцев поставила в Российскую Федерацию фруктов на сумму свыше $10,0 млн. Более серьезным ударом для украинской экономики станут действия контрсанкций в отношении овощей, которых за тот же период было поставлено на сумму в четыре раза больше, чем фруктов. Но больше всего убытков от эмбарго понесут украинские экспортеры мяса. По оценкам экспертов, они за те же 10 месяцев поставили мясной продукции на сумму почти $75,0 млн.
Экспортные статьи в Россию других стран, входящих в санкционную "пятерку", незначительны. Так, например, Албания, следующая за Украиной и Исландию по объему экспорта на Россию, завозила в нашу страну орехов и фруктов на $4,6 млн. Данные по Черногории совсем несущественны, так как составляют смешные по объемам поставок суммы - они колеблются в пределах $50.0 тыс.. Что касается, Лихтенштейна, то на них распространили продовольственное эмбарго, по всей видимости, только за компанию - по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации эта страна вообще не была замечена в экспортных сделках с нашей страной.
Россельхознадзор, который призван, кроме всего прочего, замещать продукцию стран, попавших под контрсанкции на отечественном рынке, заявил, что уже знает, как это сделать и кем заменить эту "пятерку". Единственное, с кем могут возникнуть проблемы, так это с маленькой и северной страной Исландией, откуда мы получали достаточно много рыбы. Их продукцию решили заменить поставками из других стран, таких как Фарерские острова и Чили. Так что любителям "исландской сельди в винном соусе" придется поменять свои вкусовые пристрастия.
Золотая рыба
РБК провел собственное расследование того, грозит ли России дефицит рыбы из-за нового эмбарго.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), Исландия в 2014 году поставила в Россию 125 тыс. т рыбы и рыбной продукции стоимостью $232 млн, в первой половине 2015-го - 32 тыс. т на $45 млн. При этом в прошлом году Исландия резко нарастила поставки - примерно на 30% к 2013 году, так как под санкции попали другие страны-импортеры, в первую очередь Норвегия, объясняла РБК замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
?На отдельных рыбных рынках Исландия является одним из главных поставщиков продукции, потребляемой россиянами, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин. Так, за январь-май 2015-го исландцы ввезли около 100% всего импортируемого в Россию морского окуня, примерно 88% филе сельди, 67% мойвы, 28% скумбрии, подсчитали эксперты центра Международной торговли на основе данных ФТС.
Потребление сельди в России составляет 400-450 тыс. т в год, рассуждает Фомин, а из Исландии в прошлом году, по данным ФТС, было ввезено 66,2 тыс. т, или 15-17%. "Раньше 200 тыс. т мы импортировали из Норвегии и Исландии, из которых 70-80 тыс. приходилось на Исландию, 130-150 тыс. т сами вылавливали на Севере и продавали на внутренний рынок, 250-300 тыс. т добывали на Дальнем Востоке, из которых около 100 тыс. т оставляли в стране, все остальное шло на экспорт", - продолжает Фомин.
Из стран, на которые санкции не распространяются, замещать выпавшие объемы просто некому, подтверждает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков: "Норвегия, Шотландия, Исландия закрыты, остаются Фарерские острова, но никаких объемов свободных там нет, мы все, что можно, у них зафрахтовали". На внутреннем рынке похожей рыбы по качеству нет, добавляет Гудков, дальневосточная сельдь в любом случае уходит на экспорт в Азию.
ryba1.jpeg
Из стран, на которые санкции не распространяются, замещать выпавшие объемы просто некому, подтверждает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков: "Норвегия, Шотландия, Исландия закрыты, остаются Фарерские острова, но никаких объемов свободных там нет, мы все, что можно, у них зафрахтовали". На внутреннем рынке похожей рыбы по качеству нет, добавляет Гудков, дальневосточная сельдь в любом случае уходит на экспорт в Азию.
Действительно, пока сложно сказать, какая страна заменит Исландиюв поставках мойвы и сельди, - согласен гендиректор ЦМТ Владимир Саламатов. - Частично заместить поставки смогут Фарерские острова, Гренландия, Тунис". Россия уже стала больше ориентироваться на внутренний рынок и закупать рыбу с Фарерских островов, но этого недостаточно, отмечает руководитель аналитического центра Информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. "Фарерские острова могут дать нам 25-30 тыс. т, не больше, - подчеркивает он. - Кроме того, контракты расписываются на год вперед, поэтому сразу же увеличить объемы экспорта мы не сможем".
Дефицит рыбы в первые месяцы после новой волны санкций неизбежен, резюмирует профессор Российской экономической школы (РЭШ) Наталья Волчкова. "Физически рыба в России есть, по факту - отсутствует логистика, - поясняет она. - Рефрижераторы стоят очень дорого - это существенные инвестиции для частных компаний, которые могли бы заниматься перевозками (с Дальнего Востока)".
Нехватка рыбы приведет к росту цен, уверены эксперты. "Традиционно осенью происходит увеличение сезонного потребления рыбы, - говорит Митупов. - На фоне снижения импорта рыба будет расти в цене". По его данным, с начала 2015-го цены на рыбу уже выросли в среднем на 30%, до конца года они могут увеличиться еще на 15%. Президент ассоциации производственных и торговых предприятий русского рыбного рынка Виталий Корнев прогнозирует рост цен до 20% до конца года. "И сейчас рыба уже недешевая, и ситуация еще усугубится", - солидарна Волчкова, ей также кажется наиболее вероятным 20-процентное подорожание.
ryba2.jpg
Белоруссия поможет?
От эмбарго в отношении Исландии пострадает и российский бизнес - компании-переработчики рыбы, утверждает Митупов. "Многие крупные российские предприятия заточены под переработку европейской североатлантической сельди, а не тихоокеанской российской, - объясняет он. - Размер исландской сельди в два раза больше российской - 50 см против 25-30 см. Мы сейчас говорим об импортозамещении, а наши производители закупили европейское оборудование для изготовления филе и прочего с европейскими стандартами. Многие предприятия закрываются, находятся на грани банкротства".
Российским заводам будет сложно сохранить нынешние объемы переработки, подтвердил источник в одной из крупнейших компаний на этом рынке: "Мы были ориентированы на норвежскую рыбу, переориентировались на Исландию. Теперь некуда переориентироваться, потому что у Фареров нет такого объема. Если не найдем альтернативы, у нас будут сокращения".
Директор по развитию компании-переработчика рыбы "Балтийский берег" Анна Шевелева рассказала РБК, что в течение многих лет предприятие использовало сырье из Норвегии и других европейских стран, но с начала 2014-го переключилось на отечественную продукцию. "Балтийский берег" постоянно изучал рынок российской рыбы, особенно сельди и скумбрии, понимая, что рано или поздно использование отечественного сырья станет одним из факторов, влияющих на развитие производства, - сказала Шевелева. - В настоящее время на предприятии отработаны технологические схемы обработки сельди любых размеров".
Альтернативная логистика, возможно, будет организована через Белоруссию, отмечает Гудков из Рыбного союза, подобный опыт уже есть: "Скорее всего, будет так же, как и по семге: там будет делаться полуфабрикат - немного подсоленное и упакованное филе". Мощности под такое производство можно развернуть достаточно быстро, и в этом будут принимать участие российские бизнесмены, считает Гудков: на заводах в России продукт будет дорабатываться - чтобы был с приправой, травами, соусом, в хорошей упаковке.
Волчкова из РЭШ заметила, что в короткие сроки переориентация логистики маловероятна: в Белоруссии, например, нет необходимого количества обрабатывающих мощностей, а бизнесу нужно понимать, что санкции объявлены надолго, чтобы инвестировать в создание таких производств.?? "Белоруссия не сможет полностью справиться с потребностью россиян, - считает Митупов. - У них около 15 предприятий по переработке, мощность маленькая. Но реэкспорт через Казахстан и Белоруссию продолжится".
"Семга дорогостоящая, и прибавка в 2 руб. на килограмм на ней - не страшно. На селедке 2 руб. - это катастрофа, дополнительная перевозка может убить допустимую цену",  - отмечает Гудков.
ryba3.jpeg
Не вошедшие в список
Но есть страны, которые не находятся под продовольственным эмбарго со стороны Российской Федерации. К ним относятся: Грузия, Швейцария и Япония.
Грузия также поддержала санкции, но в ограниченном режиме, а именно в отношении только Крыма и Севастополя. Тем не менее, ограничения со стороны России против этой страны всё-же происходят. Правда, они проходят по линии Роспотребнадзора, который периодически запрещает ввоз тех или иных грузинских вин по причине их несоответствия санитарным нормам и стандартам
Швейцария продлила, как и многие европейские страны срок действия санкций против России. Но они также касаются запрета инвестиций в Крым, а также относительно взаимодействия с некоторыми регионами по ряду видов продукции. Но, видимо, достаточно жесткая позиция этой страны в отношении не предоставления своей территории другим государствам для обхождения санкций, введенных РФ, и активная публичная политика нейтралитета относительно конфликта между Россией и Западом, подкупила своей принципиальностью российское правительство и оно не включило Швейцарию в список стран, относительно которых вводится продовольственное эмбарго.
В отношении Японии, которая официально также может поставлять в Россию продукты совершенно свободно, в настоящее время действуют другие ограничения. Они касаются запрета поставок рыбы в связи с прошедшей 4 года назад аварии на атомной электростанции "Фукусима1".
По материалам  и Rosinvest.comи РБК
Фото: finomenov.ru