← Логистика, грузы

Китайский транзит

Эта история о том, как российский предприниматель почти случайно организовал глобальный логистический проект с Китаем. И она доказывает, что китайская сторона гораздо больше заинтересована в совместном бизнесе, чем может показаться.

Международная промышленная выставка "Иннопром", прошедшая в Екатеринбурге, вновь выявила застарелые проблемы российской логистики. Со стороны региональных властей было продемонстрировано, к сожалению, публичное пренебрежительное отношение к стратегическим партнерам, показавшее отсутствие понимания того, как строить неизбежный диалог. Но пока власти пребывают в анабиозе, бизнес создает и использует возможности на благо Свердловской области и России. ИА "Актуально" побеседовал с Германом Ахметовым, директором екатеринбургского представительства курьерской компании "Экспресс.Ру", и гражданином Китая Ван Лижуем, который занимает должность гендиректора в российской компании "УралПолиИмпекс".
- Герман, я слышала, вы нашли бизнес-партнера для этого масштабного проекта почти случайно.
Герман Ахметов: - Да, я посещал клуб бизнес-тренера в Екатеринбургском центре развития предпринимательства. Там я познакомился с Ларисой Марковой, представителем в Екатеринбурге ООО "УралПолиИмпекс" - компании по продаже дорожно-строительной и лесозаготовительной техники, генеральным директором которой является Ван Лижуй. Оказалось, что китайской стороне очень интересны проекты по развитию широкой логистической инфраструктуры между двумя странами. А в нашу компанию часто обращались предприниматели с просьбой доставить небольшие грузы из Китая. Но мы отказывали им, так как не имели такой возможности. И вот так неожиданно нашелся взаимный интерес.
- Каков сейчас этот рынок?  
Г. Ахметов:
- На сегодняшний день на рынке есть крупные перевозчики, которые занимаются перевозкой грузов в Китай и из Китая, но их наперечет и они работают по заранее определенным маршрутам.
Как правило, ни они сами, ни кто-либо другой не может предложить каких-то альтернатив этим маршрутам. То есть, если я захочу вне утвержденных карт отправить груз на китайский берег, мне будет весьма сложно это сделать - надо будет искать перевозчиков где-то по своим источникам. Плюс учтите, что никто лично мою посылку отдельно отправлять не будет - это будет сборный груз, и отправится он тогда, когда соберут достаточной объем. А для бизнеса оттягивание сроков - неудобный элемент непредсказуемости, да еще и денежные средства на длительный срок отвлечены в товаре. Поэтому родилась идея создать наш проект "Российско-китайский транзит". Он подразумевает создание логистического хаба для китайских и российских поставщиков и потребителей, которые заинтересованы в пересылке различных грузов и почтовой корреспонденции между нашими двумя странами. В Китае есть масса перевозчиков, которые могли бы оказывать такие услуги, и в России есть такие перевозчики. Почему бы не создать площадку, где мы можем их всех объединить? Екатеринбург расположен очень выгодно географически в данном случае, пусть он станет этаким форпостом.
- Но почему, если в наличии перевозчики, сейчас это ими не осуществляется?
Ван Лижуй: - Сложно. Не знают друг друга. Где и как искать?! Нужно место, где их можно объединить. Но почему бы не сделать электронную площадку, где они будут представлены и объединены в единую транспортную цепочку? Второе препятствие - очень разный менталитет.
Китай, Россия и Европа - это три разных мира. Люди по-разному ведут бизнес. А нужно сделать так, чтобы они были предсказуемы друг другу, а взаимоотношения были прозрачны и безопасны.
Г. Ахметов: - Вообще, сервис должен быть очень разносторонним и удобным клиенту. Отправителю дается возможность задать дату отправки, дату назначения, выбор наиболее удобного маршрута, вид транспорта. Если ты не выбираешь, программа выдает оптимальный по какому-то критерию (например, по цене или сроку) маршрут.
В. Лижуй: - Портал -  это электронное воплощение нашей идеи. Однако, конечно же, предполагается создание площадки не только в Интернете, но и физически. И это будет не просто офис, а имено хаб со складами и терминалами, который объединит массу перевозчиков с той и другой стороны, таможенных брокеров, страховые компании.
Г. Ахметов: - Если мы предложим клиенту не только перевозку в нужный срок, но еще и, допустим, хранение по себестоимости (а мы это можем сделать, потому что складских площадей у нас достаточно в Екатеринбурге), то это будет очень здорово. Предоставить при необходимости возможность страхования груза, таможенной очистки, комплектации, транзита и др., получить необходимую   консультацию и разрешить еще множество всяких важных нюансов.  Основная идея заключается в том, чтобы предоставить доступный сервис с минимальными издержками всех ресурсов и чтобы заказчик сам мог определить цену доставки и она была окончательная. Китайская сторона тоже в проекте заинтересована. Китайцы не всегда знают надежные компании России в этой сфере, у них часто возникают сложности с таможенной очисткой и много других вопросов.   Мы же хотим сделать прозрачную компанию, чтобы все расчеты были понятны, а действия были предсказуемы и гарантированы. Сейчас же, когда нужно отправить из Китая в Россию, натыкаешься на очень мутные расчеты перевозчиков: поскольку товар штучный, они наращивают цену с полным правом. Но
если грузоперевозки поставить на потоке, массово, подключить к перевозкам региональные транспортные и курьерские компании, цены и сроки доставки сразу станут другими.
В. Лижуй: - И китайский бизнес готов дать инвестиции, финансовые возможности заинтересованных в проекте компаний это вполне позволяют.
- Вы разбили этот проект на несколько этапов?
Г. Ахметов: - Да. Первый этап - это реализация возможности отправки в Китай и обратно почтовой корреспонденции, в том числе посылок. Сейчас этим занимаются "Почта России" и ее опция EMS: они принимают, обрабатывают, перевозят и доставляют международные почтовые отправления. Также доставку деловой корреспонденции и посылок из-за границы осуществляют международные курьерские компании, такие как DHL, TNT, Fedex. Цены последних очень высокие, а у "Почты России" большой срок доставки, так как основная масса отправлений идет через терминалы Москвы и Санкт-Петербурга.
Мы же хотим организовать прием и обработку корреспонденции и небольших грузов в Екатеринбурге. У нас в городе есть международный аэропорт Кольцово с большим грузовым терминалом, где возможно принимать и обрабатывать грузы, проводить таможенную очистку. Это даст возможность небольшим курьерским, транспортным компаниям выполнять заказы по доставке грузов из Китая, тем самым расширяя свою клиентскую базу.
Конечно, здесь нелишней была бы поддержка властей, хотя бы на уровне официального одобрения. Совсем недавно в Екатеринбург приезжал мэр Харбина. На мой взгляд, это ярко показывает заинтересованность китайской стороны в развитии двусторонних отношений. Хотелось бы, чтобы и российская сторона поддержала проект.
Сейчас главная задача - решить все организационные вопросы. А терминал, если надо будет, мы построим. Как я уже замечал, финансовые возможности имеются.
Второй этап - это грузоперевозки, но я уже о нем рассказал. Портал сейчас находится в процессе создания, там настраивается функционал (как именно, например, будет происходить процесс выбора различных опций). Портал обошелся нам, грубо говоря, в 300 000 рублей - это только функциональная конфигурация, без оформления. Конечно же, он авторский. Если говорить о физических площадях, то сейчас мы базируемся на терминалах в КОРе и имеющиеся площади позволяют нам разместить довольно большой объем грузов.
Третий этап - это уже выход на азиатский рынок и транзит в Европу.
- Ну и конечно, вопрос: каковы сроки?
Г. Ахметов: - Думаем, в первом квартале 2016 года реализуем первый этап по созданию почтового сервиса. Мы уже в состоянии производить забор почты в Китае и рассылку ее по России. Осталось решить организационные вопросы приема груза, таможенного досмотра, выделения отдельного пространства для складирования и сортировки.
Фото: aktualno.ru
Актуально.ру