Что касается длинномерных строительных конструкций, будь то колонны, сваи, пролеты - в общем, балки различной конструкции, то при подборе транспортного средства, во-первых, исходят из их длины и массы. Во-вторых, строительные конструкции являются самонесущими, и поэтому оптимальное положение их при транспортировке - с опорой на две точки.
Транспортное средство может представлять собой платформу по всей длине балки, как, например, раздвижной полуприцеп, а может быть прицепом-роспуском с опорно-поворотными столами, а также его более массивными исполнениями с многоосными колесными тележками. При этом балка не только несет собственную массу, но и сцепляет переднюю и зад-нюю тележки. Ввиду значительной длины на многоосных транспортных средствах применяют принудительное рулевое управление. Поворотный стол задней тележки соединен с системой рулевого управления колес задней тележки, и при изменении угла поворота стола меняется и угол поворота осей тележки, чтобы тележка следовала след в след за тягачом.
Современное машиностроение, как отечественное, так и зарубежное, предлагает решения для различных транспортных задач. Выбор оптимального решения зависит от стоящих перед перевозчиком задач. Для особо сложных транспортных задач целесообразно применять модульные транспортные решения как наиболее гибкие в конфигурировании.
Строительные балки могут достигать значительной длины и массы - так, на строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге были использованы балки пролетного строения массой 300 т и длиной 127 м. Для такого случая просто нет другого решения, кроме модульного. К таким достоинствам модулей, как высокая грузоподъемность (г/п), распределение нагрузки на большое количество колес, возможность конфигурировать транспортное средство исходя из габаритов, массы груза и маршрута, можно добавить маневренность, необходимую не только для прохождения поворотов на маршруте, но и для маневрирования на монтажной площадке, ограниченной по площади и обычно заставленной техникой и конструкциями. В движение модульное транспортное средство приводится, как правило, седельно-балластным тягачом, не возбраняется использование самоходных модулей.
По территории населенных пунктов негабаритные грузы перевозят по ночам, вне населенных пунктов - днем. Размеры автопоезда, груженного строительной балкой, превышают допустимые, и поэтому необходимо получить специальное разрешение, а иногда и сопровождение машиной ДПС. Процедура получения разрешения предусматривает разработку маршрута с учетом всех параметров - габаритов, радиусов, нагрузок по осям. Если на пути следования есть переход по путепроводу, то автопоезд рассчитывается с учетом несущей способности путепровода либо маршрут прокладывается в обход путепровода. Перевозка выполняется в строгом соответствии с маршрутом.
Компания Goldhofer располагает воистину всеобъемлющим предложением прицепной, полуприцепной и самоходной техники для перевозки, в том числе длинномерных строительных конструкций. Во-первых, это семейство автомобильных полуприцепов STZ и SPZ с числом осей от 2 до 10 и г/п 30-160 т. Для сравнительно легких, но длинных, до 60 м, балок Goldhofer предлагает раздвижной полуприцеп с четырехкратным раздвижением.
Во-вторых, это модульные системы серии THP/ET шириной 2500-2740 мм и THP/SL шириной 3000 мм - конек Golhofer. Из модулей и "аксессуаров" можно собрать транспортное средство любой конфигурации, грузоподъемности и габаритов. Можно, например, сделать полуприцеп с гусаком и модулями с 2 и 4 осевыми линиями и поставить на модули опорно-поворотные столы, чтобы перевозить длинномерные балки. Модульный прицеп или полуприцеп представляет собой универсальное средство, способное транспортировать грузы массой от 30 до 16 000 т. Модульное оборудование THP/ET шириной 2500 мм позволяет осуществлять перевозки порожняком без разрешения на перевозку и чаше всего используется для перевозок мостовых железобетонных балок длиной 33 м и массой 60-120 т. Для перевозок длинномеров массой от 60 т в тяжелых дорожных условиях также широко используются модули THP/SL шириной 3000 мм, обладающие большой грузоподъемностью и стабильностью.
Универсальность модульного оборудования позволяет перевозить на одном и том же оборудовании как длинномерный груз, так и спецтехнику, конфигурируя модульное оборудование в зависимости от поставленной задачи, экономя время и деньги.
В случае перевозки длинномерных, тяжелых пролетов секций мостов массой более 100 т используют самые мощные в линейке модульного оборудования самоходные PST и несамоходные THP модульные транспортные средства Goldhofer.
Компании Scheuerle и Nicolas предлагают в качестве решения для перевозки длинномерных грузов максимальной длиной 40 м раздвижной полуприцеп-тяжеловоз серии SuperFlex ST. Scheuerle поставляет полуприцепы с числом оcей от 5 до 10, Nicolas - с числом осей от 3 до 8. С помощью телескопической системы платформа раздвигается на 8,5 м при однократном раздвижении и на 17 м при двухкратном. Полуприцепы оснащены гидравлической подвеской с маятниковыми осями и двускатной ошиновкой R17,5 или R19,5 по 4 колеса на осевую линию. Нагрузка на осевую линию - до 14 т. Таким образом, полная г/п полуприцепов - от 40 до 130 т.
Другое решение от Scheuerle и Nicolas для перевозки длинномерных грузов - полуприцепы EuroCombi модульного типа, то есть модули и "аксессуары" EuroCombi можно комбинировать под конкретную транспортную задачу. У EuroCombi также гидравлическая подвеска с маятниковыми осями. На выбор перевозчика прицепные гусаки, тележки-модули с 2-6 осями, опорно-поворотные столы. Возможны, таким образом, любые комбинации. Большим преимуществом EuroCombi является широкая палета с возможной шириной модулей 2,43; 2,5; 2,55 и 2,75 м.
Кроме того, для перевозки тяжелых длинномерных грузов вполне возможно использовать модульные транспортные средства Scheuerle-KAMAG, модель К25 с рамой коробчатого сечения и модели InterCombi, FlatCombi и EuroCombi с хребтовой (двутавровой) рамой.
Scheuerle также строит поворотные столы разных типов и грузоподъемности, самое мощное устройство г/п 900 т эксплуатируется в России.
Грузоподъемность стандартного стола - от 100 т. Автоматический поворотный стол управляет поворотом осей модуля.
Компания Kassbohrer для перевозки длинномерных строительных конструкций предлагает низкорамные полуприцепы c надежными эксплуатационными характеристиками, которые обеспечивают максимальную маневренность в сложных рабочих условиях. Новый раздвижной 6-осный низкорамный полуприцеп K.SLA 6 в раздвинутом положении может перевозить груз длиной до 18,3 м и массой до 75 т. Маневренность обеспечена тремя самоподруливающими осями. В линейке низкорамников Kassbohrer представлены и нераздвижные 3-, 4- и 5-осные полуприцепы. Например, у трехосного нераздвижного низкорамного полуприцепа K.SLS.L 3 длина платформы 9,2 м, но за счет уменьшенной погрузочной высоты 860 мм полуприцеп может перевозить высокий груз, например, фрагмент мостовой фермы.
Топовая серия полуприцепов-тяжеловозов Kassbohrer K.SLH с 3-8 осями с однократным или двукратным раздвижением и г/п до 130 т способна решать практически любые задачи по перевозке длинномерных конструкций. Исполнение и комплектация полуприцепов варьируются в широком диапазоне. Общее свойство тралов этой серии - принудительное гидравлическое рулевое управление всеми осями, кроме первой, обеспечивает максимальную маневренность, особенно на узких и сложных поворотах, что продлевает срок службы шин и положительно влияет на их рабочие характеристики. Использованы оси SAF с номинальной нагрузкой 11 т и барабанными тормозами. По желанию заказчика и в зависимости от общего количества осей могут быть использованы от 1 до 3 подвесных осей.
Отечественный сегмент транспортных средств для перевозки тяжелых длинномерных строительных конструкций представлен прежде всего заводом "Уралавтоприцеп". Начать стоит с новинки прошлого года - первого "восьмиосника" ЧМЗАП-99908 по спецификации 010. Этот раздвижной полуприцеп-тяжеловоз г/п 100 т может перевозить конструкции длиной до 30 м, при этом рычажная гидробалансирная подвеска компенсирует неровности покрытия, подъем платформы обеспечивает оптимальную высоту погрузки и перевозки. Маневренность автопоезда обеспечивают оси с принудительным управлением поворотом колес на основе системы Tridec и возможность поднятия передних осей производства этой же голландской компании. Достоинства полуприцепа дополняют "плавающий" гусак, способный подстроиться под любой тягач и груз, пневматическая двухконтурная тормозная система с EBS производства Wabco. Его возможности, без преувеличения, открывают новую эру в российском прицепостроении и задают высокую планку дальнейшего развития отрасли.
Семиосный раздвижной полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99905-010 г/п 80 т способен перевозить длинномерные несущие грузы длиной до 30 м благодаря двойному раздвижению платформы по 7500 мм каждое звено с шагом в 1000 мм, общая длина платформы в раздвинутом состоянии - 26 300 мм. Первая ось полуприцепа самоустанавливающаяся, вторая неуправляемая, оси с третьей по седьмую с принудительным управлением в автоматическом режиме при повороте автопоезда. При совершении сложных маневров управлять полуприцепом может оператор с помощью выносного пульта.
Высокорамный полуприцеп ЧМЗАП 999065-038-СП М г/п 28 т с длиной платформы 18 м укомплектован передним силовым бортом для обеспечения безопасности водителя. Выдвижные по ширине коники (не менее трех положений) позволяют увеличить количество перевозимого груза. Оси ЧМЗАП в сочетании с рессорной подвеской обеспечивают высочайшие параметры надежности.
Низкорамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99064-042-G45 г/п 45 т предназначен для перевозки грузов длиной до 11 м. Может быть установлена рессорная или пневмоподвеска Weweler. Полуприцеп оснащен датчиком, регулирующим давление в шинах. Модели подсемейства G45 могут быть оснащены кониками или выдвижными уширителями, выполнены как на пневматической, так и на рессорной подвес-ке, дополнительно укомплектованы гидротрапами или электролебедкой, а также автономной гидростанцией для самостоятельного опускания трапов.
Полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99065W-038-БТК11 г/п 35 т с удлиненной платформой (14 700 мм) оснащен съемными бортами, которые можно демонтировать и перевозить длинномерные грузы.
Высокорамный ЧМЗАП 99903-041 ШПК с платформой длиной 11 м, г/п 55 т в усиленном исполнении подойдет для эксплуатации в условиях бездорожья и низких температур. Трехосный бортовой полуприцеп ЧМЗАП 99065-020К на односкатной ошиновке с длиной платформы 14 000 мм может перевозить груз массой 26 т. Наличие съемных бортов высотой 600 мм и раздвижных по ширине коников позволяет этому полуприцепу быть полезным при перевозке длиномерных строительных конструкций.
Для перевозки длинномерных грузов также можно использовать высокорамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 9990-070 КБ с усиленной рамой и раздвижной низкорамный 5-осный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99904-020 г/п 60 т. Челябинский завод выпускает также специализированные полуприцепы-балковозы. Балковоз состоит из передней тележки с гусаком и задней тележки. На обеих тележках установлены опорно-поворотные столы с механизмами крепежа балки. В 2014 г. завод представил новую модель балковоза ЧМЗАП 999039-010. Его г/п составляет 60 т, масса самого полуприцепа - 14 т. Гусачная часть рамы рассчитана на сцепку с седельным тягачом, который допускает нагрузку на седло не менее 13 т. На полуприцепе установлены оси и рессорно-балансирная подвеска собственного производства "Уралавтоприцеп". Нагрузка на оси составляет 18 т. Гусачная часть оснащена шкворнем диаметром 88,9 мм. Особое значение для модели ЧМЗАП 999039 имеет возможность установки ложементов, предназначенных для перевозки труб большого диаметра.
ООО "Тверьстроймаш" для перевозки длинномерных строительных конструкций рекомендует серию полуприцепов с раздвижной платформой Extendable. Тем более, что с 2015 г. полуприцепы этой серии выпускаются в новом, улучшенном исполнении.
В основе своей это все те же надежные "телескопы" с простым и удобным для клиента механизмом раздвижения. Платформа раздвигается пошагово, с шагом 0,5 и 1 м. Таким образом, можно подобрать нужную длину для конкретного груза. В максимально раздвинутом состоянии длина платформы достигает 19 м и более.
В ответ на актуальные требования рынка полуприцепы Extendable стали еще легче и при этом еще надежнее за счет применения высокопрочной стали и оптимизации конструкции.
Весомая часть изменений внесена для повышения универсальности полуприцепа. Строительные компании зачастую не готовы держать в парке отдельный полуприцеп для перевозки длинномерных конструкций. Важно, чтобы он мог так же эффективно справляться с перевозкой других грузов, например строительной техники. Именно поэтому так востребован улучшенный полуприцеп 99393E-38. Трехосный полуприцеп г/п 38 т с погрузочной высотой 895 мм на пневматической подвеске - эффективное решение для перевозок в сфере строительства. Для перевозок длинномерных грузов имеется надежная платформа с раздвижением до 19 м; для перевозки негабарита по ширине - выдвижные уширители грузовой платформы до 2990 мм; для колесной техники - специальная конструкция гуська с возможностью заезда по приставным трапам; для безопасной перевозки любых грузов - различные устройства для крепления. Оптимальное межосевое расстояние обеспечивает маневренность полуприцепа и позволяет снизить износ резины.
Как и другие модели серии, полуприцеп оснащен ходовой частью в специальном усиленном исполнении для российских дорог. Увеличена толщина балки оси и полурессоры в месте крепления, усилен кронштейн крепления оси, использован металлический стакан пневморессоры.
Челябинский завод "Политранс" выпускает широкую гамму продукции для перевозки длинномерных грузов. Это 3-6-осные раздвижные полуприцепы серий ТСП 94183-94186 г/п от 40 до 72 т. Длина платформы в раздвинутом положении таких полуприцепов - до 18 м. Кроме этого особенностью полуприцепов ТСП является то, что груз можно уложить и на гусачную часть, сняв алюминиевые борта. На платформах полуприцепов-телескопов установлены увязочные петли для надежного крепежа груза, а также выдвижные уширители рамы. Эти опции входят в стандартную комплектацию большинства полуприцепов из этого модельного ряда. Рамы раздвижных полуприцепов изготавливаются исключительно из импортной высокопрочной стали.
Особое место в линейке полуприцепов ТСП с раздвижной платформой занимает 6-осный полуприцеп ТСП 94186-0000060-05. Его снаряженная масса всего 18 000 кг, а г/п варьируется от 52 до 72 т в сдвинутом и раздвинутом положении соответственно. Кроме того, 1-я, 5-я, 6-я оси подруливающие и две оси подъемные, что уменьшает износ шин. В раздвинутом положении дополнительную опору груза обеспечивает центральная передвижная рама. Модель разработана с таким расчетом, чтобы в сдвинутом состоянии могла входить в габаритные размеры с любыми тягачами.
В 2014 г. была представлена новая модель раздвижного "низкорамника" 94187-0000060. Этот семиосный полуприцеп г/п 90 т, с длиной платформы в раздвинутом состоянии 21 м оснащен 1-й и 2-й подъемными осями.
Для неблагоприятных дорожных и климатических условий завод выпускает высокорамные полуприцепы г/п 40, 60, 70, 95 и 105 т с 3-4 осями и длиной платформы до 13 м. Полуприцепы ТСП с раздвижной платформой используются для перевозки практически всех основных длинномерных строительных конструкций.
Таким образом, строители и перевозчики имеют широкий выбор современной, надежной техники для решения своих задач. Для перевозки длинномерных конструкций используют как стандартные прицепы и полуприцепы, так и специфические решения - модульные системы и специальные исполнения стандартных полуприцепов и прицепов.
Фото: scheuerle.de