← Автомобильные грузоперевозки

Дальнобойщики устроят пробки на подъезде к Москве

11 ноября 2015 года как минимум 200 фур перекроют федеральные трассы в Московском регионе в знак протеста против введения в России платы за проезд грузовых автомобилей весом более 12 т. Об этом "Известиям" сообщил председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. Одновременно аналогичные акции протеста стартуют в Красноярске, Омске, Новосибирске и, возможно, Краснодарском крае.

Профсоюз предполагает, что это мероприятие может набрать лавинный оборот. Для наступления тотального транспортного коллапса в Москве будет достаточно всего лишь нескольких десятков автопоездов, остановившихся на въездах и выездах, предупреждают эксперты. Два года назад акция профсоюза удалась.
- Если в понедельник 9 ноября ничего не изменится и вся эта плата не будут отменена, то 11 ноября мы будем блокировать федеральные трассы. Только в Московском регионе мы поднимем пару сотен фур - ребят, которые ничего не боятся. Машины скорой помощи, правоохранительных органов и службы спасения будем пропускать. Сколько по времени будет длиться акция, пока сказать не могу, потому что нам нужно согласовать ее с сибиряками, которые живут в другом часовом поясе. Чтобы не получилось так, что они выйдут совсем поздно, - рассказал Котов.
Негодование в среде профессиональных водителей грузового коммерческого транспорта вызвало введение платы за проезд автомобилей: с 15 ноября 2015 года собственники грузовиков весом от 12 т обязаны платить по 3,5 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Плата введена правительством еще постановлением от 14 июня 2013 года по инициативе Минтранса - в качестве возмещения вреда, который, по мнению чиновников, тяжелые грузовики наносят дорогам федерального значения. Деньги необходимо вносить предварительно перед поездкой, а маршрут движения водители фуры или транспортные компании обязаны согласовывать с авторизованным Минтрансом единым оператором - ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" (структура госкорпорации "Ростех"), получившим коммерческое наименование "Платон". Именно "Платону" и нужно платить.
В случае неуплаты денег за проезд в КоАП уже предусмотрены административные штрафы: для водителя грузовика - 5 тыс. рублей; для должностных лиц, ответственных за движение транспортного средства, - 40 тыс. рублей; для ИП - 40 тыс. рублей; для юрлиц - 450 тыс. Повторное нарушение повлечет штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; для ИП - 50 тыс. рублей; для юрлиц - 1 млн.
По словам Котова, члены профсоюза в сибирских регионах участие подтвердили в Красноярском крае, Омской и Новосибирской областях. Пока профсоюз не согласовал участие дальнобойщиков Краснодарского края, но надеется, что они тоже присоединятся к протесту.
Акции 11 ноября предшествует предупредительная акция в понедельник, 2 ноября: водители - члены профсоюза, а также те, кто к ним успеет присоединиться, приклеят протестные плакаты на свои грузовики и с 12.00 до 13.00 будут двигаться со скоростью 10 км/ч, где бы их ни застала акция.
Информацию о том, какие именно трассы и на каких участках этих трасс 11 ноября фуры встанут стеной, в профсоюзе пока не раскрывают, поясняя, что эта информация будет доведена до властей непосредственно перед началом стачки.
- Каждому дальнобойщику новый побор грозит потерей как минимум 400 тыс. рублей в год - немаленькая цифра. При этом объем перевозок грузов автомобильным транспортом, по нашим оценкам, упал на 60%. Вы можете проверить: Санкт-Петербургский порт практически стоит, возить оттуда нечего. Члены нашего профсоюза, у которых было по 20 машин, сейчас наполовину подвижной состав урезали. Водители куда делись - ушли на улицу. Мне водители четко заявляют: "С этим побором экономика не позволяет вести работу", - объясняет Котов.
В "РТ-Инвест Транспортные Системы" указали, что принципиальных противоречий между дальнобойщиками и логистическими компаниями нет.
- Ближе к дате запуска сбора денег вопросы у водителей уже были конструктивные: "Как подключиться?", "Какие нужны документы?", "Какие нюансы?". Те, кто пользуется дорогами Польши, Белоруссии, Прибалтики и других стран, у них вообще вопросов нет, они уже прошли регистрацию в системе "Платон", - сообщил "Известиям" Олег Кириллов, ведущий специалист департамента по внешним коммуникациям "РТ-Инвест Транспортные Системы". - Также прошли регистрацию крупные компании. Тем не менее есть отзывы от представителей организаций. Хоть мы, являясь оператором системы, не можем комментировать ситуацию, просто для понимания я поясню: государство в лице Минтранса с 2007 года проводило независимые научно-исследовательские работы. Учитывая транспортный налог, (бензиновый) акциз, высчитано, что дорогам федерального значения наносится вред автомобилями массой свыше 12 т, ущерб экономически подтвержден - более 56% урона дорогам приходится именно на 1,5-2 млн большегрузов. При этом более 40 млн владельцев легковых машин платят такие же транспортные налоги и акцизы за дороги, которые разбивают грузовые машины. Мировой опыт показывает, что введение платы за проезд грузового транспортаулучшает конкурентную среду и не приводит к росту стоимости грузоперевозок и цен товаров, которые они транспортируют. Сейчас мы слышим, скорее, эмоциональные негативные отзывы перевозчиков.
Руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов отказался оперативно комментировать конфликтную ситуацию с дальнобойщиками, предложив прислать письменный запрос. Представители ГИБДД на звонки не ответили.
Говоря о деталях сотрудничества с "РТ-Инвест Транспортные Системы", Котов указал, что
"Платон" создает непреодолимые трудности для перевозчиков. К примеру, нельзя изменить маршрут после того, как автомобиль разгрузился в конечном пункте маршрута.
- А если тебе, например, нужно после разгрузки в Челябинске заехать за товаром в Краснодар, чтобы не идти пустым, то ты должен вернуться в точку начала маршрута - Москву и оттуда ехать в Краснодар. У них железобетонный аргумент - "как приехали, так и должен возвращаться". Что за нонсенс? Получается, за пробег пустой фуры придется тоже платить, и эти кубометры воздуха в прицепах тоже отразятся в ценниках продуктов, - негодует глава профсоюза.
Последнюю акцию профсоюз, который представляет Котов, проводил 7 ноября 2013 года на федеральной трассе "Дон". Тогда, по подсчетам подмосковной прокуратуры, в ней участвовало около 90 грузовиков и 150 легковых автомобилей. Водители протестовали против плохой организации работы "единого окна" по выдаче пропусков для въезда на МКАД, которую обеспечивает департамент транспорта Москвы.
- Мы не хулиганы и не хотим создавать простым гражданам проблемы, но мы намерены привлечь внимание общественности к тому, что тихой сапой проводят чиновники, - заключил Котов.
Лидер движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин констатирует, что перекрытие федеральных трасс около Москвы вызовет полный коллапс автомобильного движения в регионе.
- Удар по городу будет очень болезненный. Причем по большому счету для Москвы хватит совсем немного фур, несколько десятков смогут заблокировать главные дорожные артерии города.
Я не одобряю таких действий, но очевидно, что если они их предпримут, это возымеет эффект, потому что чиновники сейчас не могут вести нормальный диалог. К сожалению, в кабинетах сейчас понимают только силу и страх, - сказал Похмелкин.
Фото: АвтоТрансИнфо
Известия