← Автосервис, запчасти, шины

КАМАЗ может остаться без карданного вала?

Список экономических санкций против Турции велел накануне готовить премьер-министр РФ Дмитрий Медведев - тут и заморозка инвестпроектов, и эмбарго на ввоз товаров, и остановка турпотоков, и многое другое. Между тем, как узнал "БИЗНЕС Online", последствия от сбитого на границе с Сирией Су-24 докатились до Татарстана. На границе уже стоят фуры с автокомпонентами. Турецкие бизнесмены, вложившиеся в Татарстан, рассказали "БИЗНЕС Online", что экономическая война уже поставила под угрозу работу КАМАЗа.

Об экономическом ответе на действия Турции, сбившей Су-24, впервые завел вчера речь на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Упомянув о разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным в Екатеринбурге, он дал министерствам и ведомствам два дня на разработку перечня санкций, сославшись на закон "О специальных экономических мерах" от 30 декабря 2006 года.
При этом он тут же перечислил арсенал экономического оружия в распоряжении правительства: "Это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, по внешнеторговым сделкам, и изменения по ввозным и вывозным пошлинам, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая перемещение воздушных и водных судов, и на гуманитарные контакты, и, наконец, на использование рабочей силы", - перечислил вице-премьер.
Отдельно он остановился на особенно чувствительном для Татарстана вопросе инвестиций - напомним, за последние пять лет турки вложили в республику $2 млрд., что составляет четверть от общего объема. Немало проектов в настоящее время в стадии разработки, о чем "БИЗНЕС Online" подробно писал.
Здесь, по словам Медведева, будет применен "такой же порядок": "Эти договоры, эти инвестпроекты могут быть заморожены или просто свернуты". Правда, он сделал витиеватую оговорку: речь идет об "инвестиционных проектах, сотрудничество по которым с Турцией определялось высоким уровнем доверия с этим государством". Можно предположить, что в первую очередь это намек на газопровод "Турецкий поток" и строительство АЭС "Аккую", но теоретически под определения вполне себе попадают и проекты в Татарстане, в особенности те, которые пользуются налоговыми льготами в ОЭЗ "Алабуга". По меньшей мере об одобрении новых турецких проектов в минэкономики РФ на фоне такой риторики можно забыть.
Весь набор санкций против Турции, по словам премьера, будет сведен в единый нормативный акт - указ президента и принятое на его основании постановление правительства. "В этих документах речь пойдет о введении ограничений и запретов на деятельность экономических структур Турции на территории России, ограничении и запрете поставок продукции, включая продовольственные товары, на выполнение работ и оказание услуг турецкими компаниями и других ограничительных мерах", - еще раз конкретизировал Медведев направления для "креатива" со стороны подчиненных.
Важно отметить, что, в отличие от продуктовых контрсанкций против стран Запада, которые формально вводились сроком на год, в данном случае никаких ограничений по времени нет. "Срок будет зависеть и от международной ситуации, вопросов обеспечения безопасности и, наконец, просто от отношений с Турцией" - уточнил премьер. То, чего ждет от президента Турции Реджепа Эрдогана российская сторона, в этот же день обозначил Путин: "До сих пор мы не слышим ни внятных извинений с высшего военно-политического уровня Турции, ни предложений по возмещению вреда и ущерба, ни обещания наказать преступников за содеянное преступление", - сказал он в Кремле на церемонии вручения ему верительных грамот послами иностранных государств. С турецкой стороны немедленно последовала реакция - извинений не будет.
Выступая на брифинге по итогам совещания, министр экономики РФ Алексей Улюкаев попытался смягчить эффект от грозных заявлений: "Конечно же, возникают определенные риски для туристической отрасли, для тех же авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности. Мы тщательно проанализируем все эти позиции и только на основе этого анализа будем давать предложения. В том случае, если эти предложения все-таки будут даны и будут сопровождаться рисками для российских товаропроизводителей продуктов и услуг, мы будем думать над тем, каким образом компенсировать данные потери", - осторожно заметил он.
Санкции еще не введены и даже не разработаны, а проблемы у турецкого бизнеса и тех, кто с ним связан, уже начались. Связаны они с тем, что таможня неофициально включила "красный свет" для турецких товаров.
Среди пострадавших, к примеру, ООО "Тирсан", принадлежащее турецкой компании Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.S. Четыре года назад компания зашла в КИП "Мастер" в рамках соглашения о развитии татарстано-турецких отношений.
Буквально в январе "Тирсан" вложился в расширение мощностей в 2,5 раза и теперь способен выпускать до 100 тыс. карданных валов тяжелых серий в год.
Кроме того, компания запустила в начале этого года автоматизированную покрасочную линию под весь объем сборки.
Теперь эти инвестиции под угрозой. Начальник отдела продаж компании Дамир Адыев рассказал "БИЗНЕС Online", что производство в КИП "Мастер" фактически является сборочным, все компоненты идут из турецкого города Маниса. "У нас в Челнах только покрасочная линия и оборудование, производство автокомпонентов еще не локализовано", - объясняет он.
При этом уже почти неделю у "Тирсана" стоят на границе две фуры, еще две вышли из Маниса вчера и, видимо, тоже дойдут только до таможни. В среднем компания получает по фуре в неделю, каждая привозит компонентов под сборку примерно 500 карданных валов. "Цифры усредненные, бывает, выходит по две машины одновременно, как сейчас, что-то есть на складах, кроме того, мы заранее получаем план КАМАЗа и под него делаем заказ. Часть компонентов складируется", - пояснил Адыев.
На КАМАЗ предприятие поставляет примерно 2,5 тыс. карданных валов в месяц. По словам Адыева, на них ездит весь новый модельный ряд автогиганта, начиная с флагманской модели - магистрального тягача "КАМАЗ-5490". Складского запаса компании на удовлетворение потребностей КАМАЗа хватит на две недели - до середины декабря. При этом нужно учитывать, что
продукция "Тирсана" идет также в Калугу на Volvo,
на УралАЗ и на ЛиАЗ для автобусов.
"Судорожно ищем варианты, но надежда пока только на то, что таможня отпустит наши машины", - резюмировал начальник отдела продаж.
О том, что атмосфера накалена и на самом КАМАЗе, говорит тот факт, что компания закрылась от комментариев на эту тему наглухо.
Руководитель пресс-службы ПАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев жестко заявил "БИЗНЕС Online", что на сегодня автогигант никаких проблем по поставкам не испытывает и больше на этот счет ни слова сказано не будет.
Представитель еще одного контрагента КАМАЗа Али Йалчын рассказал, что компания заняла пока выжидательную позицию и верит в скорое разрешение проблем
Еще один контрагент КАМАЗа в Челнах - "Колуман Рус". Это не поставщик, но клиент автогиганта. Турецкий Koluman Holding A.S. зашел в Челны едва-едва, открытие производства пришлось на эту осень с планом закупать у КАМАЗа по 100 шасси в год и делать из них коммунальную спецтехнику. Как рассказал "БИЗНЕС Online" директор по продажам ООО "Колуман Рус" Али Йалчын, компания заняла пока выжидательную позицию и верит в скорое разрешение проблем. "Мы временно приостановили свои поставки из Турции, пока на неделю, - сообщил Йалчын. - Хотим посмотреть, как будут развиваться события. Я не думаю, что ситуация затянется и будет какой-то прямой запрет на поставки. Может быть, позже, но мы все равно получим свои запчасти, на нашу работу эта пауза не влияет. Политики России и Турции должны решить эту проблему между собой, а нам остается только ждать".
tr2.jpg
Фото: business-gazeta.ru
БИЗНЕС Online