← Коммерческий транспорт

Тест-драйв DAF XF 105: "Мы уже пояса затянули на шее"

Дальнемагистральный DAF XF 105 - первый тяжелый грузовик, который довелось протестировать Forbes.  За ним мы приезжаем в автосалон DAF в подмосковном Солнечногорске вместе с водителем-инструктором Андреем Амировым. Он обучает специалистов дилерской сети и консультирует водителей из клиентских компаний по части топливной эффективности. Конечно, российский экономический кризис сказывается и на продажах DAF, однако нидерландский производитель большегрузной коммерческой автотехники явно не намерен уходить из России: по словам Амирова, компания только что запустила годовой проект по обучению дилеров и водителей - и весь следующий год он собирается обучать минимум по 20 человек в неделю.

Наша цель - лагерь дальнобойщиков в Химках на стоянке у торгового центр "Мега". Чтобы отправиться туда на тест-драйв, Андрею пришлось заранее оплатить проезд по федеральной трассе   M10 через систему "Платон", против которой, собственно, и бастуют с ноября российские дальнобойщики.
Машинаиз серии XF, на которой мы отправляемся в путь, относится к дальнемагистральным - на ней можно с комфортом находиться в дороге месяц.  Тягач 2015 года выпуска оснащён  самой большой кабиной в линейке DAF - водитель в ней  может спокойно стоять в полный рост. Андрей говорит, что это принципиально важно для безопасности водителя в дороге:  чем просторнее кабина, тем полноценнее отдых на стоянке. Ориентировочная цена такой машины - 6 млн рублей.
Мы проезжаем "Мега-Химки". Десяток фур с самодельными плакатами видно издалека.
Дальнобойщики предупреждали нас, что заехать к ним на тягаче не получится - вскоре после начала акции протеста полиция перестала пропускать на стоянку тяжёлые грузовики. Решаем остановиться возле АЗС "Лукойла" примерно в километре  от "Меги". Однако не проходит и минуты, как появляется раздраженный охранник и пытается нас выгнать.
Пока дальнобойщики идут к нам из своего лагеря пешком, мы коротаем ожидание за беседой с Андреем. В Европе, где стажировался тренер DAF, системы типа "Платона" существуют, по его словам, уже лет 10-15. Так что для европейских водителей плата за проезд по автотрассам - дело привычное, как и для российских дальнобойщиков, работающих на международных маршрутах: "Вопрос только в том, что на первых порах внедрения система оплаты за проезд по автодорогам работает с проблемами". По мнению Андрея,  в России могут бастовать разве что водители, которые занимаются "серыми" внутренними перевозками.
Пятеро дальнобойщиков из химкинского лагеря во главе с петербуржцем Сергеем Владимировым с ходу возмущаются  этим предположением, растиражированным государственными телеканалами. Пока Юрий из Санкт-Петербурга и Игорь из Новгородской области многословно доказывают мне, что уйти в России от налогов и обязательных платежей им, честным индивидуальным предпринимателям, в принципе невозможно, остальные водители критически осматривают наш тягач.
- Да я сам на XF 105 уже четыре года езжу - и чего мне его теперь тестировать? Вот на XF 106 я бы ещё проехался, - говорит один.
Инструктор DAF объясняет, что новая 106-я серия этих грузовиков в России продаваться не будет - она рассчитана на экологичное топливо "Евро-6", которое здесь не используется и неизвестно когда появится.
- Вы что же это, серьёзно, за "Платон" заплатили, чтобы к нам сюда приехать? Получается, я сейчас сяду за руль и поеду по Ленинградке с "Платоном"? Мы же боремся за то, чтобы эту систему вообще отменили! А вы нам её рекламировать предлагаете?! - волнуется другой дальнобойщик.
- Да что мы тут будем по Ленинградке кататься! Давайте лучше поедем по МКАД. Или сразу во Владивосток. Платить за "Платон" не будем и все штрафы по дороге соберём, - саркастически предлагает третий.
Бастующие водители начинают подозревать нас в недобрых намерениях. Наши переговоры продолжаются битых полчаса и заканчиваются тем, что дальнобойщики ретируются в свой лагерь. На нас снова надвигается охранник с АЗС "Лукойла".
Я усаживаюсь в кабину и  звоню Тасе Никитенко, пресс-секретарю химкинского лагеря дальнобойщиков. Её вмешательство, хоть и не сразу, делает своё дело: минут через 15 Сергей Владимиров перезванивает мне и коротко сообщает, что возвращается с добровольцем, который "сделает вам картинку".
Им оказывается еще один лидер химкинских бастующих, Андрей  Бажутин из Санкт-Петербурга -  индивидуальный предприниматель, дальнобойщик с более чем 25-летним стажем, отец четверых детей (старший сын уже участвует в семейном бизнесе) и обладатель двух фур, Renault 2010 года и DAF 2001 года выпуска. Настроен он доброжелательно, с ходу соглашается протестировать XF 105, но для начала просит нас показать журналистские удостоверения: "К нам ведь, знаете, всякие люди приходят, провокаторы тоже бывают".  
Усаживаясь за руль, Бажутин рассказывает, что занимается негабаритными перевозками по всей России: он возит оборудование для нефтяников, энергетические модули для энергетиков и прочие крупные объекты, на которые нужно получать специальные разрешения. По его словам, получать такие заказы обычному ИП  вполне реально - достаточно следить за обновлениями на профессиональном сайте "АвтоТрансИнфо".
- "Платон" - это последняя капля, которую мы уже не смогли осилить, - говорит он, встраиваясь в поток на Ленинградке в сторону области. -  Мы платим акциз за топливо, мы платим транспортный налог, платим все налоги как ИП. К тому же, экономическая ситуация добавляет проблем: курс евро и доллара подскочил, а у нас все машины - иномарки, значит, запчасти все за валюту. Рентабельности никакой. Если раньше мы с трудом выживали, то сейчас, с добавлением еще одного платежа,  уже просто физически платить не можем. В год одна машина зарабатывает порядка 300 000 - 350 000 рублей. При пробеге нашем - 100 000 - 120 000 км в год , что совсем не соответствует данным, которые заявлял Росавтодор, - все эти деньги мы будем отдавать за "Платон", по большому счёту. Цены на рынке (автоперевозок) нисколько не выросли, в некоторых даже упали. Сейчас "Платон" - 1 рубль 53 копейки (за км). С марта, как заявлялось, они должны поднять  (тариф) до 3 р. 73 коп. Смысла работать нету. Мы будем работать на налоги, на дороги, но не на себя.
-   И что же вы дальше намерены делать? Стоять тут до марта?
-  Будем стоять, будем пытаться добиваться решения нашей проблемы. Мы же не одни! Тут машин должно было быть значительно больше, просто не все смогли сюда заехать - колонны, которые выходили из регионов, разбивали по дороге. Получается, мы здесь обозначились как красный флажок. Ребята в регионах нас видят. Те, кто не смогут доехать сюда, будут стоять в регионах.
Новый год бастующие дальнобойщики собираются праздновать в химкинском лагере. Две искусственные елки у них уже есть, им обещали принести еще. "Живых елок ставить не хотим, чтобы не было проблем с экологами", - шутит Бажутин. И уже всерьёз добавляет: "К нам приходили  люди, которые боролись за Химкинский лес, и  те, которые борются за московскиепарки, и  те, которые борются за бесплатные парковки. Мы уже много с кем общались".
- Далеко мы едем? - интересуется он у тренера DAF. - До Питера солярки хватит?
-  До поворота на "Шереметьево" и обратно, - строго отвечает тот.
За разговорами о протестном движении Бажутин не забывает и о тестировании тягача. Роботизированная коробка передач по сравнению с привычной ручной, как ему кажется, немного тормозит.  В целом DAF - более экономичная машина даже при перевозке негабаритных грузов: на 100 км он потребляет на литр меньше топлива, чем другие грузовики, говорит дальнобойщик:
- Если сравнивать со старым DAF, на котором езжу я, тут в целом всё поприятней. Дизайн повеселее, информации больше на бортовом компьютере.
Мы проезжаем мимо белого микроавтобуса с камерой на крыше. Андрей-дальнобойщик кивает в его сторону - "ну вот,  "Платон"", но Андрей-тренер  говорит, что  такие машины использует транспортная инспекция: "Платон", по его словам, базируется на легковых автомобилях типа "Лада Ларгус".
- Я с "Платоном" не работаю  и не знаю, как он технически устроен, - говорит Бажутин. - Приглашали нас  тут на совещание в Росавтодоре, там представители "Дикси" говорили, что система висит, менеджеры не могут в неё войти и оформить заявки, очень сильно были недовольны технической стороной "Платона". Я же сказал, что мы до "Платона" ещё и не доехали - наша проблема лежит в экономической плоскости. Как бы они ни работал, нам с ним работать невыгодно. Но боюсь, что нас там не услышали.
Рассчитывают ли дальнобойщики на отмену "Платона", особенно с учетом влиятельности его бенефициаров? Такой вариант не кажется Бажутину несбыточным:
- Смотрите, вот я, например, вложил деньги в покупку фуры, а бизнес у меня не пошёл, - рассуждает он. - Мне ведь никто не помогает, если я обанкротился. Вложились в бизнес, рискнули, не получилось - извините, ребята, у нас рынок, тут так всё устроено. Просто в нынешних экономических условиях люди не то что платить (через "Платон") не будут - они ездить не будут. Мы уже пояса затянули, можно сказать, на шее.
- Я сам с кредитом на свою машину рассчитался в этом году только благодаря тому, что получил наследство - квартиру в городе Сланцы. То есть, вовсе не благодаря своему основному бизнесу, - вступает молчавший всю дорогу Сергей Владимиров. - Продал квартиру, а через два месяца мне на голову падает "Платон".
- Сейчас, на самом деле, многие водители из-за "Платона" просто встали и не ездят никуда, - говорит Бажутин. - В день одна фура тратит 200 литров топлива в среднем. Представьте, сколько денег с акциза на топливо уже недополучает бюджет при ставке 7 рублей за литр. А если мы сейчас встанем вынужденно, придётся приостановить и регистрацию (в качестве юрлица), чтобы не платить транспортный налог - соответственно, опять будет недополучение (доходов) бюджета. Да, нам будет тяжело, будем искать другие способы заработать - мы все умеем копать, строить, ремонтировать.
- У меня ИП зарегистрирован на жену, и я уже сказал ей после Нового года закрывать это ИП - потому что это деньги в никуда, - сообщает Владимиров, и Бажутин подтверждает, что собирается сделать то  же самое.
Мы возвращаемся к АЗС "Лукойла".
- Хорошая машина, совсем новая, - говорит Бажутин, заглушив двигатель. - Никогда на такой новой не ездил.
-  С нами один таксист протестует,  - продолжает он. - Саша, бывший коллега наш приезжает и за свой счёт нас возит по Москве, когда у нас есть какие-то дела. Мы же Москву плохо знаем, всегда вокруг её объезжали. Жена ему сначала тоже мозги сверлила - сворачивайся, мол. А  буквально на днях открыла интерфейс "Платона" и увидела там опции оплаты для трехтонных  грузовиков и легковых автомобилей. Они пока не активированы, но они есть. И теперь она  Сашу поддерживает.
Владимиров показывает мне СМС в своем телефоне от людей, которые отправляют денежные пожертвования на поддержку лагеря бастующих через "Сбербанк-онлайн": "Пешеходы против "Платона", мы с вами!", "За вашу и нашу свободу!", "Держитесь!", "Платону - осиновый кол".
- За две недели нашей забастовки у нас только на топливо ушло около полумиллиона рублей. Чтобы стоять столько времени на стоянке,  нужно аккумуляторы подзаряжать в течение длительного времени, они быстро садятся. Если бы не москвичи, мы бы тут не выстояли, - говорит он.
К нашему тягачу в очередной раз подходит охранник АЗС "Лукойла" и пытается нас прогнать. Наши собеседники говорят, что это примета нового времени - до начала забастовки заправки всегда лояльно относились к припаркованным фурам. Теперь же, по их данным, по всем доступным стоянкам уже проехалась полиция и потребовала от владельцев и операторов допускать не больше трех фур.
- Конечно, я согласен, что за дороги в принципе платить надо, - говорит на прощание Андрей Бажутин. - Просто после кризиса 2008 года весь наш транспортный бизнес уже, можно сказать, встал на колени в лужу. А сейчас нас туда пытаются ещё и лицом ткнуть. Мне кажется, что сначала надо разобраться с экономикой, с дорогами. Вот строили же трассу М-11 - дорогая, да, это надо обсуждать, но они же сначала её всё-таки построили, а потом стали брать деньги за проезд по ней. А тут хотят сначала взять деньги - и только потом построить на них дорогу! Плюс к тому, вопрос открытый - почему (всё это делается) через ООО "РТ-Транспортные системы". Нам-то, на самом деле, всё равно, кто владеет этой компанией - Ротенберг или кто-то другой. У меня сын-хоккеист с 2008 года учится в хоккейной школе и играет в  "Динамо", которым владеет (Аркадий) Ротенберг. Кстати, его сын (Павел) тоже играет в этом клубе. Поэтому для меня Ротенберг - ну просто обычный человек, может быть, только очень богатый. Я чужие деньги не считаю, я считаю свои.
Фото: forbes.ru
Forbes