Пока российские власти ужесточают антитурецкие санкции, бизнес ищет пути обхода барьеров. "Лента.ру" посмотрела, как это удается российским компаниям и их попавшим под "эмбарго" контрагентам.
После известных событий в небе над Сирией российские власти задумались, как наказать Анкару. Предполагалось, что ответные меры против нанесшей удар в спину Турции будут масштабными - федеральные власти грозились оборвать все связи с экономикой некогда дружественного государства, пятого по оборотам торгового партнера России.
Однако от всеобъемлющего экономического эмбарго решили воздержаться - по крайней мере, на официальном уровне. Принятые в конце прошлого года санкции коснулись тех отраслей, которые наиболее интегрированы в российский рынок.
Ограничен ввоз турецких продуктов. Под запрет попали 17 видов товаров, в том числе томаты, огурцы, апельсины, виноград, груши, тушки кур и индеек. Самая критичная для российских потребителей мера - отказ от турецких помидоров, на них приходилось почти 70 процентов всего томатного импорта. Вообще турецкие овощи составляли примерно пятую часть российского импорта.
Сразу после объявления о вступающем в силу 1 января 2016 года эмбарго отечественные ретейлеры бросились налаживать связи с сельхозпроизводителями других стран, и процесс этот еще до конца не отлажен. Как сообщили "Ленте.ру" в одной из ведущих продуктовых компаний X5 Retail Group (объединяет сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка"), активная работа в этом направлении продолжается. Для сохранения предложения винограда и сливы будут увеличены поставки из южных регионов России, по другим фруктам, в том числе цитрусовым, расширяется сотрудничество с Марокко, Египтом, Израилем. Турецкие овощи замещаются аналогичными за счет расширения российского предложения, Марокко и Ирана, а также Белоруссии, Сербии, Азербайджана.
Однако полностью отказаться от отлаженных годами цепочек поставок импортеры не могут. Точнее, не могут найти достойную замену турецкой продукции по соотношению качество/цена.
Турецкие овощи и фрукты значительно дешевле, чем, например, марокканские.
Недавно ФТС выявила ряд попыток ввоза "запрещенки" через третьи страны, а после распродажи складских запасов ожидает увеличения потока контрабанды. О риске ввоза запрещенных овощей и фруктов из Турции через другие страны ЕАЭС (к санкциям союзники России не присоединились) говорится и в недавно опубликованном оперативном мониторинге экономической ситуации, подготовленном рядом исследовательских институтов. К примеру, указали аналитики, Белоруссия резко увеличила поставки киви, хурмы и черешни, хотя еще два года назад ее доля по этим продуктам не превышала десятые доли процента.
Попали под бойкот
Продуктовым эмбарго санкции не исчерпываются. В конце ноября прошлого года полностью запретили продажу турпутевок на турецкие курорты. А в самый канун Нового года из федерального реестра туроператоров были исключены 19 компаний, связанных с турецким бизнесом.
На Турцию приходилось 40 процентов российского турпотока, и закрытие этого направления (а ранее под запрет попал и пользующийся не меньшей популярностью Египет) сильно ударило по отрасли. Оставшиеся на рынке игроки пытаются найти замену самым массовым маршрутам, а вычеркнутые из реестра юрлица доказывают отсутствие турецких корней.
Некоторые компании рискнули пуститься на ухищрения, продолжив оказывать услуги по доставке туристов в запрещенном направлении. Роспотребнадзор сообщил о выявлении 35 фирм, пытавшихся обойти ограничения. "Выяснилось, что можно очень недорого доехать до столицы соседнего дружественного государства и улететь оттуда в Турцию", - объяснила применяемую турфирмами схему руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. В результате проверки возбуждены десятки административных дел.
Антитурецкие санкции напрямую затронули строительную отрасль. С этого года застройщикам запрещено брать на работу граждан Турции. А подряды на строительство зданий и инженерных сооружений теперь нельзя передавать турецким компаниям.
По официальным данным, сейчас на территории России действуют около 300 турецких компаний с контрактами на общую сумму 50 миллиардов долларов.
Даже российский президент Владимир Путин признал, что это "серьезная цифра", но, тем не менее, на днях пообещал усилить санкции в отношении строительного бизнеса, наложив ограничения на действующие контракты. Хотя ранее было принято решение не трогать начатые проекты, чтобы не повредить интересам России.
По словам представителей рынка, пока на стройках никаких проблем нет, однако все опасаются, что заказчики могут отозвать уже выданные разрешения на строительство. И все же эксперты не ждут резкого ухода с рынка турецких компаний: даже в случае развития событий по самому негативному сценарию ничто не помешает подрядчикам перерегистрировать компанию в другой юрисдикции. Однако проблемы со стройками все же неизбежны, считает управляющий партнер компании "Русский Дом - Международные юристы" Максим Тафинцев. По его словам, незавершенными рискуют остаться объекты в Ямало-Ненецком округе, Санкт-Петербурге и других регионах.
Под сукно
Остальных сфер российского-турецкого сотрудничества бойкот Москвы не коснулся. Официально. Однако де-факто в страну сложно ввезти практически любую готовую продукцию или сырье турецкого происхождения. По словам аналитика "Финама" Тимура Нигматуллина, помимо продовольствия и сельхозтоваров, Турция ежегодно поставляла текстиля, одежды, обуви на 1,6 миллиарда долларов, оборудования и запчастей - на 2,1 миллиарда.
"На тему официальных запретов и реакции таможни есть замечательная русская пословица о связи между религиозностью и разбитым лбом, вот и наши таможенники в упредительном режиме решили перестраховаться", - отметил главный менеджер по развитию научно-технического сотрудничества Российского университета кооперации Андрей Арно. В результате на грань выживания были поставлены не только отдельные компании, но и целые отрасли.
Искусственно ограничиваются поставки одежды и других готовых изделий. Это при том, что Турция занимала около десяти процентов в общем объеме легальных поставок продукции зарубежного легпрома. А в Москве, по данным президента Ассоциации текстильщиков России Шамхала Ильдарова, турецкие производители обеспечивают порядка четверти рынка.
В итоге в Эгейском регионе, который считается центром текстильной промышленности Турции, начали пользоваться маркировкой Made in Azerbaijan или Made in Iran, сообщает портал Times.am. Турецкие текстильщики хотят сохранить позиции на российском рынке, поставляя свою продукцию через Азербайджан или Иран.
Хуже обстоят дела с сырьем для фабрик по пошиву одежды и обуви. Управляющий активами General Invest Валентин Журба говорит, что доля турецких тканей в российском импорте составляла десятки процентов, кожи - 18 процентов. В некоторых случаях сырье для текстильщиков сложно заменить, поэтому те, кто ввозил из Турции какую-либо специализированную продукцию такого рода, могут столкнуться с серьезными трудностями.
По словам президента Российского союза производителей одежды Светланы Беляевой, многие российские производители оплатили поставки сырья на первое полугодие 2016 года. Эксперты считают, что заменить сырье фабрикам сложно - качество китайских тканей хуже и годится только для ширпотреба, а европейский текстиль намного дороже.
Признаки дефицита уже ощущаются. "В магазинах почти не осталось качественного турецкого текстиля - хлопковых полотенец, тканей. Их заменили китайские и азиатские аналоги, но придирчивый покупатель увидит разницу сразу же", - говорит Даниил Кириков, управляющий партнер Kirikov Group.
Обходя барьеры
Важную роль турецкий товар играл на российских рынках бытовой химии, стройматериалов, оборудования, металлов, компонентов для производства техники и автомобилей. Теперь, в результате сбоя в поставках, у многих российских компаний зависли сделки с зарубежными контрагентами.
"У таможенных терминалов, складов временного хранения есть негласное распоряжение о том, чтобы подвергать товары турецкого производства 100-процентому досмотру и проверкам, с отбором образцов и т.д. Плюс ко всему многие таможенные терминалы вообще отказываются от того, чтобы через них шли товары из Турции", - объясняет председатель комитета по транспорту Московского отделения организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" Игорь Ребельский.
Уже 9 декабря из-за отсутствия турецких комплектующих остановился завод Bosch-Siemens под Санкт-Петербургом. Сначала - линия по производству стиральных машин, затем - конвейер холодильников. Под ударом и заводы, использующие турецкие автокомплектующие, в частности, петербургские Toyota, Nissan, Hyundai, а также крупные российские автопроизводители. Компании громко говорят о перебоях с поставками комплектующих. ФТС даже пришлось объясняться: в декабре служба заявила, что автокомпоненты и скоропортящиеся товары из Турции идут без задержек, а остальное проходит стопроцентный контроль.
Однако этот жесткий контроль зачастую и означает фактический барьер на поставку продукции. Так, по словам Игоря Ребельского, турецкие станки, перевозкой которых занимается его компания, с декабря лежат в Европе на консолидированном складе. "Мы до сих пор не можем ничего с этим поделать, потому что таможенники предупреждают: при въезде в Россию их дальнейшая судьба под вопросом", - говорит предприниматель.
Из-за этих рисков, по его словам, многие вообще полностью отказались от турецких поставок. Но потери неизбежны: большой объем товара уже оплачен, есть вложения в перевозку, из-за жесткого контроля на границе возникают дополнительные затраты на погрузку, выгрузку. "Все это огромные убытки для российского бизнеса. Поэтому сейчас многие стараются переориентироваться на другие рынки, в основном это страны Юго-Восточной Азии: Китай и Индия. А те, кто были ориентированы только на Турцию - для них ситуация, конечно, совсем критическая", - рассказывает Ребельский.
Представитель Российского университета кооперации Андрей Арно напоминает, что последние 25 лет российская и турецкая экономики находились в состоянии постоянного взаимного проникновения, бизнес, особенно малый и средний, сильно интегрировался. Сейчас, когда приходится в спешном порядке искать замену турецким поставщикам, возникают две проблемы. "Во-первых, нужно найти товар или услугу со сходными характеристиками, а во-вторых - наладить поставки. Но с аналогами из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки и даже Европы организовать логистику на привычном уровне издержек не получится" - говорит Арно.
В итоге, считают эксперты, компаниям приходится или сворачивать бизнес, поскольку никто не хочет работать в убыток, или искать обходные пути решения проблемы. С риском конфискации товара и привлечения к административной ответственности.
"Возможно, существуют какие-то варианты и редкие случаи ввоза через страны Таможенного союза: Белоруссию и Казахстан, но из-за повышенного контроля таможни турецких товаров на рынке значительно поубавилось", - констатирует Игорь Ребельский.
Фото: lenta.ru
Лента.ru