С 1 июля возвращается лицензирование деятельности по работе с коммунальными отходами. Росприроднадзор предупреждает - дедлайн на подачу документов уже близок (1 июня), процедура получения лицензии довольно сложная, а ответственность за ее отсутствие серьезная. О том, почему вернули лицензирование на работу с отходами, как ее получить и что грозит нарушителям, "Профилю" рассказала начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.
- Когда отменили лицензирование и почему?
- С 2012 года поэтапно было отменено лицензирование трех видов деятельности: сбора, транспортирования и использования отходов. Это была инициатива Минэкономразвития, которое разработало соответствующий законопроект в рамках модного тренда оптимизации нагрузки на бизнес, снятия административных барьеров. Из-под надзора и контроля вышли все перевозчики. Если отходы не захоранивают на полигоне, а используют где-то, то не платят в бюджет. Для предприятий стало удобно показывать, что они якобы используют отходы. А так как для этого не нужны были лицензии, многие этим пользовались, загоняли отходы якобы в использование. И с 2013 года предприятия стали отчитываться, что у них резко возросло количество использованных отходов.
- Проверить это было невозможно?
- Возможно. Но плановые проверки проходят раз в три года. А сроки давности по экологическим платежам как раз три года. То есть, даже если мы выявляли нарушение, к ответственности привлечь виновных уже не могли. В итоге все это вылилось в 150 тыс. мест несанкционированного размещения отходов по всей стране. И это только выявленных - понятно, что под каждую кочку и кустик мы залезть не можем. Совместными усилиями с прокурорами, местными властями 70% этих мест мы уже принудили к ликвидации. Но это борьба с последствиями, а не с причиной - свалку убрали, а через месяц она появляется снова.
В этой связи Минприроды и Росприроднадзор докладывали, что необходимо вернуть лицензирование и на сбор, и на транспортирование, и на использование отходов. Раньше наши инспекторы могли останавливать мусоровозы на постах ДПС. Мы их досматривали, могли эвакуировать на штрафстоянку при нарушении. После отмены лицензий эти права у нас исчезли.
- В итоге лицензирование вернули.
- Два года назад, когда поправки в закон "Об отходах производства и потребления" были в стадии итоговых согласований, мы отстояли свои позиции. Была достаточно жесткая позиция и у "черных мусорщиков", но нас поддерживали практически все крупные отраслевые ассоциации. Для них было важным убрать теневой бизнес, потому что после вывода из-под лицензирования возить любой мусор можно было на чем угодно: хоть на велосипеде, хоть на легковой машине вози, хоть трупы животных - никто ничего сказать не мог.
Нам удалось не только вернуть пункт о лицензировании, но и добиться, чтобы это положение ужесточили.
Появился новый вид деятельности под лицензирование - обработка отходов. Вместо термина "использование отходов" ввели термин "утилизация", туда входит и переработка. Лицензии на сбор и транспортирование отходов тоже вернули. То есть с 1 июля будут лицензироваться шесть видов деятельности.
- Насколько люди готовы к этому?
- По требованиям ТПП и РСПП сроки введения лицензирования уже дважды переносили. Видимо, люди по старинке думают, что и сейчас произойдет то же самое: перенесут еще на годик, а мы подождем. Хотя мы предупреждаем, ведем разъяснительные беседы и в регионах, и на федеральном уровне, и в СМИ. Но люди все равно достаточно спокойно к этому относятся и неактивно подают документы на лицензии.
- Что нужно, чтобы получить лицензию?
- ?Список документов немалый, он прописан в постановлении правительства № 1062, принятом в октябре прошлого года. Сотрудники предприятия, работающего с отходами, должны пройти специальное обучение на предмет, что опасно для людей, для природы.
Транспорту следует получить допуск к перевозке опасных грузов, каковыми являются отходы.
Все должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Если это полигон или какой-то комплекс по обезвреживанию, еще необходимо заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора. Все отходы обязаны располагать паспортами отходов. Должны быть соответствующие проекты - нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
- Претензии предпринимателей были связаны с объемом необходимых документов для получения лицензий?
- Нет, не совсем. В постановлении правительства появилась фраза о том, что лицензия выдается только на конкретный вид отхода. Например, бумага глянцевая белого цвета, а не в целом любая бумага. Мы считаем, что выдавать лицензии нужно не на вид отхода, а на их группу. То есть, как в примере с бумагой, именно на всю бумагу, но конкретно какого-то класса опасности. Самый опасный - первый класс, практически неопасный - пятый. Лицензируются отходы с 1?го по 4?й класс. Особо опасные отходы - это батарейки, энергосберегающие ртутные лампочки, неопасные 5?го класса - та же бумага, пищевые отходы. Свое предложение мы доложили министру природных ресурсов, и он его поддержал. Сейчас будут прорабатываться изменения в закон.
Но пока они не внесены, мы обязаны требовать, чтобы получали лицензии на конкретные, локальные виды отходов. А в месяц их появляется несколько сотен штук. Например, ввез кто-то из Китая какую-то продукцию, а у них свой вид пластика. Кто-то здесь, в России, что-то произвел, намешал, и уже появляется другая упаковка и другой вид пластика. Эти виды отходов плодятся как грибы, и предприятию каждый раз приходится оформлять на них паспорта. И основные претензии предпринимателей были в том, что они не успевают за изменениями в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), который служба ведет с 1 августа 2014 года. То есть лицензия на каждое юрлицо может быть только одна, а в приложении к ней указывается перечень видов отходов. Проблема в том, что если появляется новый вид отходов, то лицензию придется переоформлять. И это реальный административный барьер по отношению к бизнесу, это неправильно, и мы хотим это убрать. Недавно мы собирали больше 150 крупнейших компаний и ассоциаций. Все они поддержали нашу инициативу, и мы будем ее доводить до логического завершения.
- Сколько времени занимает оформление лицензии?
- Мы сейчас установили укороченные сроки - 30 дней для рассмотрения документов нашим ведомством. Но до этого нужно пройти обучение, получить санитарно-эпидемиологическое заключение. В целом на все это уйдет не менее двух месяцев. Обучение - процесс достаточно быстрый, проходит за неделю. А санитарно-эпидемиологическое заключение - самая длительная процедура, почти два месяца. Поэтому мы говорим, что дедлайн у нас 1 июня. Если до этого дня предприятие нам документы не подаст, то до 1 июля оно не успеет получить лицензию и будет вне закона.
- Какие последствия ждут тех, кто не успел?
- Если будет выявлен ущерб природной среде, то ответственность может наступить вплоть до уголовной - за незаконное предпринимательство.
Что касается административной ответственности, то санкции по статье 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения. - "Профиль") в целом небольшие - до 50 тыс. руб. на юрлицо с конфискацией произведенной продукции. Но не надо забывать, что есть еще специальная статья 8.2 КоАП (нарушение правил обращения с опасными отходами и веществами). По ней штраф уже 250 тыс. руб., а также предусмотрено приостановление деятельности юрлица до 90 суток.
Фото: profile.ru