Волна протестов дальнобойщиков против системы "Платон" уже около полугода назад сошла на нет, но дошла до Конституционного суда. 31 мая он принял ожидаемое решение, оставив целыми "овец" и сытыми "волков": систему не отменили, но правительство обязали детализировать правила игры. Как на фоне повсеместного внедрения "Платона" живут простые дальнобойщики, зачем грызутся между собой профсоюзы накануне предстоящих выборов и каких подвижек удалось достичь с помощью многочисленных акций протеста, выясняла "Карповка".
"Платон" мне враг
Система оплаты "Платон" стал последней каплей, которая кого-то заставила потерять терпение, а кого-то просто разорила.
- До введения "Платона" дальнобойщикам и так жилось несладко, - рассказывает дальнобойщик Владимир Дерюгин. - В 2012 году подняли акцизы на дизельное топливо. Оно подорожало в два раза. При этом говорилось, что с поднятием акцизов уберут транспортный налог. В итоге и акциз увеличили, и налог сохранили. Могу сказать, что в кризис 2009 года нам жилось куда лучше. Колесо еще не так давно стоило 12 тысяч, теперь - 30 (а колес у грузовика как минимум 10). Цены же на наши услуги практически не выросли. С приходом на рынок крупных транспортных компаний, которые могут позволить себе демпинговать, мы вынуждены соглашаться на ту сумму, которую нам озвучивает заказчик.
А теперь еще и "Платон", который "съедает" полтора рубля за километр. Притом что на горизонте маячит перспектива роста тарифа до запланированных 3,06 рубля. У господина Дерюгина одна машина, и в год он платит около миллиона рублей за топливо и примерно 500 тысяч на самые разнообразные налоги. В итоге у него остается около 600тысяч. Если он станет платить 3,06 рубля за километр (которых проезжает около 100000 в год), то у него останется около 200 тысяч. Ежемесячный доход, на который он содержит семью, будет, соответственно, чуть более 15 тысяч рублей.
Среди дальнобойщиков и так есть люди, работающие не в полном соответствии с законом. Признанный легитимным "Платон" может помочь малому дальнобойному бизнесу стать еще более "серым".
- Я долго шел к своему делу и не хочу терять его из-за произвола властей, -заявляет Владимир Дерюгин. - А со многими моими знакомыми именно так и произошло: им пришлось продавать грузовик и искать новую область деятельности. Поэтому скажу откровенно: я не стану спокойно смотреть, как меня грабят, и буду вынужден работать по "серым" схемам.
Когда в товарищах согласья нет
27 мая в Петербурге стартовал пробег против системы "Платон", устроенный "Организацией перевозчиков России" (ОПР). "Удивительное путешествие дальнобойщиков по России", как назвали его организаторы, охватит за 30 дней более 30 городов нашей страны. Пробег станет еще одним ярким пятном в истории протестного движения грузоперевозчиков. Однако некоторые склонны видеть в акции не благородную цель, а средство добиться политического влияния. - Этот пробег, на мой взгляд, совершенно бессмысленный, - рассказывает координатор общественного движения "Дорога жизни" Александр Расторгуев. - Он в принципе не способен на что-то повлиять, поскольку не вызывает особого дискомфорта у власти. Просто прокатятся по стране с флагами и все. Хотя оговорюсь: не совсем просто. Настоящей целью пробега может быть предвыборный пиар предпринимателя Дмитрия Потапенко, который едет по стране вместе с дальнобойщиками.
Действительно, в феврале 2016 года Дмитрий Потапенко сообщил о планах войти в руководство партии "Правое дело" (ныне - "Партия роста") Бориса Титова (Титов в феврале 2016 года признавался в том, что у него есть политический куратор - первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин). Свое желание начать политическую карьеру он объяснил стремлением помогать обычным предпринимателям России. Более того, Расторгуев, координировавший стихийные протесты дальнобойщиков в конце 2015 года, в появлении нового общественного движения - ОПР - видит руку власти.
- 29 ноября 2015 года, вскоре после нашей акции "Взятие Смольного", колонна петербургских дальнобойщиков двинулась в Москву. Цель была ни больше, ни меньше остановить МКАД, - вспоминает координатор Расторгуев. - В процессе к нам должны были присоединиться Карелия, Новгород и Псков. На каком-то этапе органы власти отстранили меня от участия в акции (когда Расторгуев отправился в Москву, его задержали в деревне Бабино на трассе М10 за якобы поддельный ПТС, - прим. ред). А руководство перехватили люди, явно проинструктированные и, скорее всего, профинансированные государством. В итоге, вместо того, чтобы перекрыть МКАД, колонна свернула на стоянку гипермаркета в Химках. И простояла там пять месяцев, ничего не предпринимая. За время стояния в Химках протестная энергия дальнобойщиков иссякла. Андрей Бажутин перевел протестные настроения в умеренныйрежим. Запал, который был у народа, ушел, как вода в песок.
О степени готовности людей к действиям и серьезности их намерений в тот момент можно судить по словам дальнобойщика Юрия Бубнова, участвовавшего в колонне в столицу: "Перед тем как поехать в Москву, мы совершенно серьезно попрощались с женами и детьми, понимая, что можем не вернуться. Но выхода не было".
- Сейчас "ТИГР" организовал движение "Дорога жизни", которое стало северо-западным филиалом "Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов" (МПВП). Это крупнейший профсоюз перевозчиков. Мы работаем как над проблемой "Платона", так и над всеми традиционными вопросами соблюдения рабочих прав водителей. Занимаемся и повседневной рутиной, и организацией заметных акций протеста, - говорит Александр Расторгуев.
Пробегом по "Платону"
В апреле 2016 года около 300 дальнобойщиков из 31 региона России выбрали главу нового общественного движения "Объединение перевозчиков России" (ОПР). Им стал лидер протестного лагеря в Химках, петербургский дальнобойщик Андрей Бажутин.
- Те профессиональные объединения водителей, с которыми я сталкивался, не решали реальные проблемы дальнобойщиков, - рассказывает сам господин Бажутин. - И если кто-то считает, что накал протеста стих, то я с этим категорически не согласен. Просто я не вижу смысла в скандальных акциях со сжиганием автомобильных покрышек (акция прошла в Петербурге в ноябре, - прим. ред). Мне кажется, что цивилизованные действия принесут больше пользы, поэтому мы и создали ОПР, которое уже стало одним из крупнейших профессиональных объединений в России. На базе организации появится система для взаимодействия с властью.
По словам председателя ОПР, пробег по городам России как раз и проходит в русле обозначенных выше задач организации. "Мы отправились в пробег именно для того, чтобы выслушать мнение дальнобойщиков из разных регионов, - говорит собеседник из ОПР, - а также увидеть своими глазами, что творится в стране. Путешествуя, мы ищем юридические и правовые нестыковки в работе системы "Платон", поскольку главная наша цель - отмена этой системы. На грузовиках колонны так и написано - "Нет Платону". А по итогам рейда мы подадим документ в Минтранс".
Несмотря на стремление идти в ногу с законом, проблемы у участников заезда все же возникают. В некоторых городах полиция старается не пускать колонну, сетует Андрей Бажутин. "Причем, объясняют это самыми странными причинами. В тех же городах, где нам удается остановиться, мы общаемся с местными дальнобойщиками на стоянках. Все как один считают, что систему взимания денег нужно менять в корне", - говорит Бажутин. Обвинения в политической ангажированности пробега он при этом отрицает, говоря, что акция носит исключительно профессиональный характер.
- А насчет Дмитрия Потапенко всем недоброхотам могу сказать следующее. Мы увидели его блистательное выступление на экономическом форуме и поняли, что нам нужен такой человек в своих рядах. Он отозвался на наше предложение. И, кстати, тогда он ни в какой партии не состоял. Вот он, сидит рядом со мной в фуре в простой майке без всякой политической символики, - рассказывает потелефону Андрей Бажутин.
Насчет ангажированности с властными структурами ответ был совсем резким.
- Меня многие обвиняют в сотрудничестве с Кремлем, ФСБ и разными партиями. Все это полное вранье. И финансирования никакого сверху, естественно, нет. Деньги мы собрали внутри организации. И то только на дорогу в один конец. Надеемся за время поездки собрать и на обратный путь. И последнее: если кто-то хочет обвинить меня в продажности, пусть скажет лично, прямо в глаза, и я поговорю с ним, как мужик с мужиком, - отрезал Бажутин.
Чего добились дальнобойщики
Несмотря на разнонаправленные действия противников системы "Платон", протестное движение принесло свои плоды. Например, в декабре президент подписал указ, на несколько порядков снижающий неимоверные размеры штрафов за отсутствие платы за проезд. С 450 тысяч рублей за первое нарушение и один миллион за повторное суммы сократились до пяти и десяти тысяч соответственно.
Другая поблажка - в феврале правительство продлило действие льготного тарифа на проезд грузовиков в системе "Платон". Ранее планировалось, что с 1 марта 2016 года он возрастет до 3,06 рубля за 1 км. Льготный тариф продлили на неопределенный срок.
Кроме того, в апреле правительство одобрило проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс". Если его примут, то из транспортного налога для владельцев грузовиков будет вычитаться сумма, оплаченная в "Платон".
Что касается решения КС, то его можно назвать полумерой.
С одной стороны, суд признал существование и работу "Платона" законными. Объяснение простое: дальнобойщики интенсивнее других эксплуатируют дороги. Судьи также не увидели в этом двойного налогообложения, в чем обвиняли "Платон" бастовавшие водители. Многие на волне протеста считали, что взносы в систему вместе со сбором транспортного налога и акцизом на топливо - чуть ли не тройное налогообложение.
В то же время КС счел недопустимым повышение размера оплаты без указания на такую возможность в законе. Кроме того, оператору "Платона" запретили заниматься нормотворчеством, ограничив его функцию техническими вопросами. Правительству указали на необходимость внести соответствующие изменения в свои правовые акты.
Однако все эти меры можно рассматривать совсем в другом ключе. А именно как попытку "причесать" противоправные действия. Именно так считает дальнобойщик Юрий Бутусов, который 31 мая вышел к Конституционному суду с одиночным пикетом.
- Для меня решение суда было ожидаемым, поскольку я знаю, кто и какое обращение подавал. Дело в том, что депутаты от КПРФ решили попиариться на больной проблеме, ничем не рискуя. Они подали заявление с совершенно не теми требованиями, с которыми категорически не согласны дальнобойщики. А наши требования суд даже не учел. Да еще и сослался на европейскую практику. Там человек получает совсем другую зарплату. Вот пусть нам сначала дадут такую зарплату, а потом отсылают к Европе. Поэтому я расцениваю его как очередной плевок в лицо русского народа со стороны властей.
Фото: karpovka.com