Спад активности в экономике РФ, колебания курсов валют и отлучение от российских госзакупок чреваты серьезным кризисом для белорусских производителей грузовиков. МАЗ имеет все шансы закончить с убытками третий год подряд.
Рынок грузовых автомобилей в РФ продолжает демонстрировать признаки восстановления: с марта количество регистраций новых автомобилей постоянно увеличивается. Однако провал января - февраля был столь значительным, что выйти на уровень прошлого года не удалось до сих пор.
По данным агентства "Автостат", за первое полугодие объем рынка составил 24 142 грузовика, что на 9,4 % меньше, чем год назад. По сравнению с 2014 годом в 2015-м российский рынок грузовых автомобилей сжался почти вдвое.
Россия для российских грузовиков
Основным драйвером роста для рынка грузовиков в РФ является программа государственной поддержки, в рамках которой в 2016 году автопрому в целом будет выделено 50 млрд рос. руб. (около 800 млн долларов). Значительная часть средств будет направлена на улучшение условий работы производителей грузовиков. Меры поддержки включают: льготное кредитование, льготный лизинг, финансирование программы trade-in, прямые госзакупки, компенсацию покупателям части стоимости машин, экспортные субсидии.
Нельзя сбрасывать со счетов и стабилизацию цен на нефть, укрепление российского рубля, а также то, что бизнес постепенно адаптируется к новым условиям, чувствует некоторую определенность. Однако главным фактором остается все-таки государственная поддержка, в том числе реализация инфраструктурных проектов вроде строительства космодрома Восточный или газопровода в Восточной Сибири, а также военные расходы.
Роль господдержки хорошо видна по структуре российского рынка, на котором три из пяти наиболее популярных в первом полугодии моделей - это строительные самосвалы и бортовые полноприводные грузовики КАМАЗ.
Статистика зафиксировала, что продажи российских производителей увеличиваются, а иностранных - уменьшаются. По итогам шести месяцев КАМАЗ нарастил продажи на 11,5% по сравнению с прошлым годом, до 8830 автомобилей, "Урал" - на 1,8%, до 1278 машин, НЕФАЗ (входит в группу КАМАЗ) - на 38%, до 828 машин. В то же время ISUZU потеряла 19,3% сбыта (1105 машин), Scania - 37,5% (1212 машин), Mercedes - 36,2% (745 машин).
"Зубр" в роли иностранца
В нынешнем году белорусский МАЗ оказался в стане иностранцев. За шесть месяцев 2016 года отечественный производитель потерял в объеме продаж 23,4% относительно аналогичного периода 2015-го. Сбыт составил 1366 автомобиля.
МАЗ сохраняет престижное третье место в табели о рангах российского рынка грузовиков и даже демонстрирует рост продаж по сравнению с прошлым годом. Например, в мае 2016 года продажи в РФ увеличились на 31,4% по сравнению с тем же месяцем 2015-го. На фоне потерь сбыта на 35,4% по итогам I квартала нынешнего года результаты за шесть месяцев выглядят не так плохо.
Теперь на российском рынке белорусского автогиганта можно назвать иностранцем не только из-за его результатов, схожих с показателями именитых западных брендов. МАЗ стал им в прямом смысле слова. Во время кризиса россияне не желают просто так делиться господдержкой с парт-нером по Таможенному союзу и Союзному государству.
Правила оказания господдерж-ки по некоторым позициям изменили так, что наш производитель остался без госсубсидий: белорусские машины проходят как иностранные. Так, в отличие от прошлого года сейчас МАЗ не имеет доступа к программе закупок техники на газу, на которую выделено 3 млрд рос. руб. В 2015-м минские автозаводцы продали по аналогичной программе всего 76 машин, теперь даже такое количество грузовиков россияне не пожелали отдавать на откуп белорусам.
Белорусское правительство пыталось оспорить изменения, касающиеся российских госсубсидий, но и эти усилия закономерно не привели к успеху. Ранее деньги распределялись через региональные бюджеты, сегодня производители получают их напрямую. Такой подход стимулирует производство, а также его локализацию западными брендами. По данным аналитической компании "АСМ-холдинг", в январе - июне 2016 года объем выпуска грузовых автомобилей (включая легкие грузовики) увеличился на 5,2%, произведено 58,2 тыс. штук.
Выпуск российских марок увеличился на 1%, произведено 52,4 тыс. единиц. Увеличение объемов выпуска грузовиков обеспечили: КАМАЗ (+17,1%), УАЗ (+10,6%), ОАО "ПСА ВИС-Авто" (+7,7%), ОАО "РИАТ" (+24,1%), Брянский автомобильный завод (+31,0%), "Бецема" (+84,8%).
Выпуск автомобилей иностранных брендов увеличился на 70,3%, до 5,8 тыс. штук. Объемы нарастили: "Форд Соллерс Елабуга" (в 2,7 раза), "Даймлер Камаз Рус" ("Мерседес-Бенц Тракс Восток") (в 2,8 раза), "Вольво Восток" (в 2,7 раза), ГК "Автотор", "Ивеко-АМТ".
Общий объем производства в 2016 году "АСМ-холдинг" оценивает в 126,8 тыс. машин. Это почти на 40 % меньше, чем в 2012-м - лучшем за последние пять лет.
Краткосрочные (до конца года) перспективы российского рынка грузовых автомобилей остаются неоднозначными. С одной стороны, продолжит действовать программа господдержки. С другой - согласно информации, на минувшей неделе опубликованной в газете "Коммерсантъ", правительство РФ готовит изменения, касающиеся механизмов распределения субсидий автопроизводителям. Вероятно, акцент сместится в сторону компаний, выпускающих легковые автомобили (этот сегмент рынка продолжает падать), и снизятся возможности получения денег производителями иностранных марок.
После активизации в апреле и мае в июне российский рынок грузовых машин снизил темпы увеличения продаж по сравнению с шестым месяцем прошлого года. Если в апреле 2016-го был зарегистрирован прирост более чем на 11%, то в июне - всего на 2%. Шансы на то, что продажи грузовиков в РФ смогут восстановиться до уровня прошлого года сохраняются, однако рост по сравнению с провальным 2015-м можно поставить под сомнение.
Экспорту не хватает диверсификации
Во II квартале белорусский экспорт грузовых автомобилей также демонстрирует положительную динамику, равно как и продажи МАЗа в Российской Федерации. В мае наша страна экспортировала 320 грузовых автомобилей. Общий объем поставок за пять месяцев 2016 года достиг 1413 единиц на 187,4 млн долларов, что в натуральном выражении на 20,6% больше, чем в январе - мае 2015-го. В стоимостном выражении экспорт снизился на 3,6%.
В мае нынешнего года динамика поставок в натуральном выражении улучшилась. В январе - апреле прирост составил 10,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сейчас - 20,6%. Отставание денежных показателей увеличилось с 0,7 % по итогам четырех месяцев до 3,6% - по итогам пяти. Впрочем, после I квартала положение было еще более сложным.
Экспорт в Россию продолжает увеличиваться опережающими темпами. По итогам четырех месяцев в РФ было поставлено на 29,8% грузовиков больше, после пяти - уже на 46,9%. По сравнению с прошлым годом выручка увеличилась на 8,1%. Всего в Россию было отправлено 1112 машин на 152,86 млн долларов.
Увеличились и продажи грузовиков за пределы СНГ: в мае было реализовано 37 машин. В целом за пять месяцев за пределы СНГ поставлено 174 грузовика на 17,8 млн долларов, что в натуральном выражении на 59,6 % больше, чем год назад. Однако в стоимостном выражении экспорт в данном направлении снизился на 48 %.
Основную выручку стране приносят автомобили-само-с-валы для эксплуатации в усло-виях бездорожья. В январе - мае 2016 года их экспорт составил 217 единиц против 11 годом ранее. В стоимостном выражении он достиг 99 млн долларов. Основное направление - Россия, туда отправлены 163 машины на 71,6 млн долларов. Значит, далеко не изо всех инфраструктурных проектов российское лобби смогло выдавить отечественного производителя.
Проблемы белорусских машиностроителей, в частности МАЗа, во многом обусловлены высокой зависимостью от российского рынка и слабой диверсификацией экспорта. Доля РФ в структуре экспорта по данной позиции составляет 78,7%.
Согласно информации Нацио-нального статистического комитета, в январе - мае 2016 года автомобили продавались в 27 стран. Для сравнения: за тот же период трактора поставлялись в 42 страны, а доля российского рынка в структуре экспорта этих сельхозмашин составила порядка 35 %. Если проанализировать показатели за предыдущие четыре года, то ситуация будет непринципиально отличаться: доля РФ в экспорте грузовых автомобилей составляла 60-80%, тракторов - 40-50%.
Для богатых и для бедных
Отечест-венные машиностроители находятся далеко не на переднем крае мирового прогресса и в автомобиле-, и в тракторостроении. Белорусские заводы выпускают машины, в том числе современные, однако основную массу продукции составляют относительно устаревшие модели.
У МТЗ есть энергонасыщенный "Беларус-3522", скоро появится "Беларус-4522", на заводе создали один из первых в мире гибридных тракторов, правда, пока он не пошел в серийное производство. На МАЗе разработали несколько моделей с двигателями "Евро-6". Они соответствуют уровню современных европейских аналогов, но пока также не пошли в серию. Тем не менее и на МТЗ, и на МАЗе основу сбыта составляют проверенные временем продукты - относительно простые, ремонтопригодные и недорогие. Они-то и востребованы в экономклассе.
Уже довольно давно трак-торный завод вышел на развивающиеся рынки и более-менее успешно продает машины этого сегмента в странах вроде Пакистана и Бангладеш. МАЗ же таких позиций в странах треть-е-го мира не имеет. В результате, когда российский рынок "лег", обрушились и продажи автозавода. В 2012/13 году из прибыльного предприятия он превратился в постоянного фигуранта списка наиболее убыточных ОАО. Минувший год предприятие завершило с убытками. В I квартале 2016-го ОАО "МАЗ - уп-равляющая компания холдинга "Белавтомаз" зафиксировала 292 млрд руб. чистого убытка.
На минском автозаводе понимают свои слабые места. Уже упомянутый грузовик с двигателем "Евро-6" и новой кабиной, так называемый суперМАЗ, планируется запустить в серию к 2020 году. Седельный тягач имеет потенциал сбыта не только на традиционных рынках, но и в ЕС.
Такая модель очень нужна предприятию, особенно после того, как в прошлом году началось более тесное сотрудничество Mercedes с КАМАЗом и ряд совместных предприятий был объединен в СП "Даймлер Камаз Рус". На его базе планируется наладить практически полностью локализованное производство кабин Mercedes-Benz Actros. Они будут использоваться для грузовиков как немецкого, так и российского бренда. Строительство завода по выпуску кабин началось весной нынешнего года.
Ранее мерседесовская кабина Axor использовалась для тягача КАМАЗ-5490, который по итогам первого полугодия 2016 года занимает пятое место среди самых популярных моделей грузовиков в РФ. За год продажи данной машины увеличились в 5,3 раза.
СуперМАЗ, который также удостоился "прозвища" АктроМАЗ (за то, что по многим параметрам приближается к уровню Actros), должен стать козырем минского автозавода на российском рынке. Машину противопоставят сов-местным продуктам КАМАЗа и Mercedes. Что получится в итоге, сказать трудно, так как сейчас у МАЗа все-таки нет сильного технического партнера. Приходится полагаться на собственные силы.
В июле МАЗ показал, что видит потенциал и на развивающихся рынках. Предприятие продемонстрировало автобус МАЗ-131020. Он сконструирован на базе шасси грузового автомобиля, при его производстве используются максимально дешевые и доступные компоненты. Полноприводная машина предназначена для стран Субсахарской Африки. Уделяя больше внимания развивающимся рынкам, минские автомобилестроители могут упрочить свое положение, правда, в отличие от тракторного завода МАЗу еще придется завоевать новые направления.
В прогнозе развития рынка коммерческого транспорта до 2024 года Deloitte выделяет развивающиеся страны в качестве таких же перспективных, как и развитые государства. В два раза и более увеличатся продажи коммерческого транспорта в Индии, Юго-Восточной Азии, Центральной Америке. Конкуренты не дремлют. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, примерно половину из первой десятки экспортных направлений европейских производителей грузовиков составляют африканские и азиатские государства.
Технологические вызовы
К 2020 году МАЗ рассчитывает выпустить серийный грузовик с двигателем "Евро-6". В те же сроки Mercedes собирается завершить работы над электрическим седельным тягачом. Электрогрузовик Urban eTruck уже показали в металле. Прототип оснащен двумя электромоторами, которые приводят в движение две задние оси трехосного тягача. Общая мощность двигателей - 340 л. с., максимальный крутящий момент - 11 тыс. Нм.
Машина снабжается тремя литий-ионными аккумуляторами общей емкостью 212 кВт·ч. Специальное зарядное устройство позволит за два-три часа пополнять запас хода, составляющий 200 км. Полная масса машины может достигать 26 т, то есть тягач будет в состоянии перевозить стандартные 20 т.
В какой степени оправдают себя электрогрузовики, пока сказать трудно. В планах отечественного производителя таких машин пока нет, они касаются только автобусов. Нет на МАЗе и программы по автопилотированию, а вот КАМАЗ уже работает в данном направлении и в следующем десятилетии может внедрить эту технологию в своих машинах.
Еще один тренд - автопилоты на дорогах. Весной европейские производители уже успешно опробовали полуавтоматические грузовики, двигавшиеся в конвое и повторявшие маневры головной машины. Mercedes добилась от властей американского штата Невада разрешения на дорожные испытания грузовика с автопилотом. Однако несколько аварий легковых машин Tesla, случившихся в последние месяцы, могут остудить порыв властей разрешить испытания и допустить роботизированные автомобили на дороги. Между тем именно они в будущем сулят производителям грузовиков, особенно седельных тягачей, наибольшую выгоду.
Фото: steptwo.ru
Белорусские новости