Через десять лет во всех развивающихся странах произойдет революция в подходе к налогам, за счет которых содержат дороги. Там откажутся от акциза на бензин, введенный сто лет назад, и заменят его платой за километр пробега. Таким прогнозом с корреспондентом "Российской газетой" поделился директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин.
По его словам, каждая дорога будет иметь свой тариф. Если она в центре города, он будет выше, если в провинции - ниже. Автомобилисты должны будут установить на свою машину специальный маячок, который будет записывать историю поездок за месяц. Пробег будет подсчитываться, и водители станут платить за проезд по дорогам, как сейчас за электричество, пояснил Блинкин.
В большинстве стран мира, напомним, автомобилисты платят за содержание и модернизацию дорог косвенно - через акциз на топливо, его "зашивают" в стоимость бензина. Эта система возникла более века назад, когда автомобиль стал массовым явлением на дорогах, однако пробег измерить было невозможно.
За следующие сто лет система акцизов развилась и стала универсальной. Но в ней есть изъяны, считает Блинкин. Неправильно, когда литр бензина, потраченный на проселочной дороге, облагается таким же налогом, как тот, что тратят автомобилисты, проезжая, например, по Ленинскому проспекту.
Но это, конечно, не основной аргумент в пользу отмены акциза. Главная причина в том, что
ни акциз в цене бензина, ни транспортный налог, ни сборы от платной парковки не покрывают затраты на строительство, ремонт, содержание улично-дорожной сети многих крупных городов,
например Москвы.
А в будущем доходы дорожных фондов будут снижаться еще больше, прогнозирует Михаил Блинкин.
Автомобили станут экологичнее - потребление топлива будет снижаться, а пробег будет расти. А электромобили вообще выпадут из акцизного налогообложения. У России и других стран просто не будет другого выхода, как перейти на новую систему оплаты пробега.
Предполагается, что в зависимости от веса транспортного средства стоимость проезда будет разной: с грузовиков денег возьмут больше, чем с легковушек. Поскольку система учета пробега высокотехнологична, то она вполне сможет определить дорогу, тип транспортного средства, тариф. Общественный транспорт логичнее было бы вообще освободить от такой платы.
На фактическую оплату проезда уже перешли в Сингапуре. Как пояснил глава "Автодора" Сергей Кельбах, они вставляют банковскую карту в устройство учета пробега и едут, выбирая более выгодный для себя маршрут. А по ходу движения со счета автоматически снимают деньги. Похожий эксперимент проводят и в некоторых штатах США: волонтеры фиксируют свой пробег с помощью специального устройства и платят 1,5 цента за милю (примерно 6 рублей 46 копеек). А потом им возвращают деньги, которые переплатили за бензин.
Когда именно Россия перейдет на новую систему, сказать сложно. Сначала как минимум надо обеспечить всех автовладельцев банковскими карточками, а можно ли будет установить числа счетчик на советские авто - вообще большой вопрос.
В Минтрансе к идее введения платы за проезд по всем федеральным трассам отнеслись с интересом. Но отметили, что конкретно могут говорить лишь о перспективе ближайших десяти лет. Есть транспортная стратегия России до 2030 года, которая утверждена в новой редакции летом 2014 года. Там речь идет о создании сети платных и скоростных автомагистралей протяженностью более чем семь тысяч километров, напомнили корреспонденту "Российской газете" в Минтрансе. В ведомстве отметили, что сейчас ориентируются именно на этот документ, в том числе и при развитии сети платных дорог. Получается, если не будут внесены изменения в Стратегию, то о введении платы за проезд по всем автомобильным дорогам в ближайшие лет 15 в России речи идти не будет.
Игорь Моржаретто, автоэксперт:
- Надо принять как данность, что в скором времени появится система платы за пробег на всех дорогах.
Она поможет ограничить рост числа авто в городе. Весь мир переходит от мобильности по Форду (наличие у каждого жителя личного авто) к мобильности по Паскалю (модернизированная система общественного транспорта).
В 1980-е годы в Милане, например, было 850 автомобилей на тысячу жителей, сейчас уже эта цифра составляет 460 авто. А в перспективе будет меньше 300.
В России сейчас 285 автомобилей на тысячу жителей. В Европе - в среднем в два раза больше, и там уже число машин снижается. Так будет и в России. Жители крупных городов уже начинают отказываться от второй машины в семье. А когда появится новая система, то отказников будет больше. Главное - наладить работу общественного транспорта.
Петр Шкуматов, координатор движения "Общество Синих Ведерок":
- Сейчас автомобилисты платят налоги, покупая бензин. Если брать средний расход 10 литров на 100 километров, то мы платим 2-3 рубля за километр пробега.
И если будут брать плату за проезд по всем дорогам, но отменят другие налоги, то я даже буду меньше платить. Езжу я на своем автомобиле не много.
Сейчас платность вводят при парковке, чтобы снизить поток автомобилей. Так и система платы за проезд по каждому километру , считаю, больше имеет отношения к контролю транспортных потоков.
Что касается снижения поступлений в Дорожный фонд с появлением новых авто, которые работают не на бензине, то здесь возможны разные варианты. Если говорить о введение налога для электромобилей, то можно рассмотреть вмененный налог в дорожный фонд (от среднего пробега и километров) или установку трекеров проезда именно для электромобилей. Но в любом случае при глобальном подсчете пробега стоит поднять вопрос защищенности персональных данных автомобилистов и кто к ним будет иметь доступ. На операторов здесь налагаются особые обязательства с учетом деликатности этой информации.
Олег Сухов, адвокат:
- Существует несколько вариантов альтернативного налогообложения автомобильного транспорта в случае резкого увеличения числа электрокаров.
По мере сокращения числа машин, оборудованных двигателями внутреннего сгорания, акцизы, вероятно, сменят выплаты за пройденный километраж (с учетом веса транспортного средства). Помимо того, сумма налога может быть включена в стоимость услуг зарядных станций.
Можно также ввести единоразовые взносы при регистрации электромобиля (размер комиссии определялся бы в зависимости от мощности двигателя). В случае если развитие технологий позволит подпитывать работающие на электричестве машины исключительно от солнечных батарей, допустима возможность превращения всех автомагистралей в платные.
Фото: newtimes.ru