← Автомобильные грузоперевозки

О чем казахстанские дальнобойщики просили Путина

На просторах Евразии чрезвычайно важную роль в обеспечении внешней торговли играет автомобильный транспорт. В настоящее время автомобильным транспортом в Казахстан доставляется из стран Евросоюза 70% общего объема импортных грузов. А из Турции в Казахстан автомобильным транспортом перевозится грузов в 6 раз больше, чем железнодорожным. В настоящее время перевозчиками - членами Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) из Китая через пять пунктов перехода осуществляются перевозки в 14 стран Европы и Азии.

Осваивая западное направление транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА), представляющее собой систему морских и наземных маршрутов, ими успешно выполняются перевозки грузов из Турции, Украины и ряда других европейских стран. Ведется постоянный поиск и разработка новых наиболее экономически выгодных маршрутов перевозок с учетом меняющейся ситуации на рынке международных автомобильных перевозок.
Международная интеграция
Начиная с 1995 года, Казахстан присоединился к следующим основным конвенциям и соглашениям ООН в области автомобильного транспорта: Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжек МДП (Конвенция TIR), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR), Конвенция о дорожном движении, Конвенция о дорожных знаках и сигналах, Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (AETR), Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (ATP), Соглашение о международной перевозке опасных грузов (ADR) и др. На сегодняшний день международные автомобильные перевозки грузов осуществляются между Казахстаном и 40 странами на основе двухсторонних соглашений об автомобильном сообщении.
С момента обретения суверенитета перед Казахстаном встала задача организации отечественных автотранспортных компаний, способных выполнять международные перевозки грузов. Решение этой задачи взял на себя Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан, образованный в декабре 1993 года. В апреле 1995 года КазАТО был принят в Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и с марта 1996 года КазАТО был допущен к системе "Международные дорожные перевозки" (МДП или TIR).
И именно Конвенция TIR обеспечивает быстрейшую интеграцию Казахстана в европейское экономическое пространство. Система TIR является единственной универсальной системой международного таможенного транзита, предназначенной для упрощенного проезда через таможенные границы транзитных государств.
Система TIR предусматривает шесть основных требований.
Надежные транспортные средства или контейнеры. Грузы перевозятся в надежных транспортных средствах или контейнерах, которые полностью исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимых следов взлома или повреждения таможенного обеспечения (пломб или печатей).
Система международной гарантии. Она построена таким образом, что в любой момент таможенные пошлины и налоги, в отношении которых существует риск неуплаты в ходе перевозки груза автомобильным транспортом, покрываются гарантией национального объединения.
Книжка МДП. Это международный таможенный документ, выданный в стране отправления и признаваемый таможенными органами в странах транзита и назначения.
Взаимное признание мер таможенного контроля. Меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения.
Контролируемый доступ к осуществлению перевозки по системе TIR. Разработан порядок допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП (приложение 9 часть II Конвенции МДП).
Safe TIR и TIR-EPD. Программы Safe TIR и TIR-EPD созданы для уменьшения риска недоставки товаров и сокращения числа претензий таможенных органов при использовании процедуры МДП, а также для получения таможенными органами предварительной информации по перевозимым грузам.
Программа Safe TIR является базой данных по всем книжкам МДП, выданным IRU, и позволяет таможенным органам проверять действительность каждой книжки МДП перед принятием ее на оформление. А также таможенные органы передают информацию в программу Safe TIR о частичном или окончательном прекращении перевозки МДП на территории их государств.
Для ассоциаций, выдающих книжки МДП, IRU и гарантийной цепи МДП Safe TIR является инструментом для оценки рисков в системе МДП еще до возврата книжки в ассоциации, позволяя таким образом принимать незамедлительные меры с целью ограничения потенциальных рисков для гарантийной цепи и принятия мер для его минимизации.
Таким образом, целью технологии Safe TIR является снижение рисков для гарантийной цепи МДП посредством оперативной передачи информации, внесенной в корешок книжки МДП в таможне места назначения по завершению перевозки МДП.
Предварительное информирование повышает надежность и упрощает перевозки по системе МДП. Используя TIR-EPD, перевозчики могут бесплатно передать электронную предварительную информацию в таможенные органы разных стран до прибытия самого автотранспорта. С TIR-EPD таможенные органы могут быть уверены, что предварительная информация была предоставлена авторизованным перевозчиком и что книжка МДП действительна.
Обе системы - TIR-EPD и Safe TIR - являются базой для полной компьютеризации системы МДП, переход на безбумажные технологии.
Одним из основных условий допуска перевозчиков к системе МДП является их профессиональная компетентность, которая должна подтверждаться обучением на специальных курсах подготовки менеджеров и водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Для этих целей при КазАТО в 1998 году создан учебный центр, который был аккредитован Академией IRU по программе СРС для менеджеров. За истекший период учебный центр подготовил для транспортных предприятий Казахстана 1166 специалистов по организации международных автомобильных перевозок грузов с вручением дипломов Академии IRU. Учебный центр также проводит специальные курсы по подготовке водителей, осуществляющих международные перевозки грузов по книжкам МДП, в том числе и опасных грузов.
Наряду с контрольными функциями исполнительная дирекция КазАТО осуществляет меры по защите прав и интересов перевозчиков во всех государственных структурах и организациях, проводится постоянная работа по снятию всякого рода физических и административных барьеров, урегулированию вопросов при необоснованном задержании контролирующими органами на пунктах пропуска и территориях других стран казахстанских автотранспортных средств.
Работники исполнительной дирекции оказывают помощь перевозчикам в оформлении водительских виз, в обеспечении их таможенными, транспортными и страховыми документами, оказывают услуги по обязательному проведению технического осмотра автотранспортных средств, обслуживанию и поверке тахографов.
Казахстан и Россия
Однако, во взаимоотношениях с Россией многие элементарные вопросы казахстанских грузоперевозчиков не могут решиться вот уже 6 лет. Владимир Путин на XIII Межрегиональном форуме Казахстана и России ясно дал понять: он готов лично разбираться даже в самых незначительных вопросах, если это пойдет на благо стране и добрососедским отношениям с Казахстаном.
Для Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина встреча на XIII Межрегиональном форуме Казахстана и России была уже восьмой в году. И всякий раз президентам есть что обсудить. В этот раз центральной темой стали транспортная инфраструктура и логистика. Как подчеркнул казахстанский Президент, наши страны в этих отраслях не конкуренты, но стратегические партнеры. Потому и диалог между лидерами состоялся максимально деловой.
- Необходимо создать все условия для кардинального увеличения объемов грузоперевозок, и в первую очередь транзита. Нужно оптимизировать административные процедуры, во взаимной торговле необходима максимальная прозрачность процедур и простота оформления, - обратился и к Президенту РФ, и к членам правительств обеих стран Нурсултан Назарбаев.
Как признал Владимир Путин, для России дороги по-прежнему одна из бед.
- Элементарные вещи, связанные с переходом границы. Казалось бы, у нас границы-то нет. Нет, она существует, и ограничения там существуют, в том числе и инфраструктурные, - признался в своем выступлении Владимир Путин.
И продолжил:
- Со стороны Казахстана построили дорогу, с нашей стороны, к сожалению, пока нет. И пункты пропуска пока являются достаточно узким горлышком для того, чтобы работать так, как мы могли бы работать в полную силу.
По идее, эти моменты должны отрабатывать члены правительства без вмешательства главы государства, но, как сообщили накануне российскому Президенту бизнесмены Оренбурга, чиновники волокитят эти вопросы.
Вот уже который год ставятся препоны для транзита казахстанских грузов через Россию. Книжка МДП (международные дорожные перевозки), по которой казахстанские дальнобойщики везут товар из Европы, введена российской таможней в профиль риска.
- Срабатывает система управления рисками, и машина отправляется на досмотр. Сейчас проводятся даже два досмотра, до семи дней машины стоят и платят до тысячи долларов непонятной конторе, - описал проблему генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор КАПЛАН.
За последние годы через Российскую Федерацию казахстанские перевозчики выполнили 188 тысяч различных рейсов. При этом только восемь перевозчиков допустили нарушение правил транзита по территории России.
То есть, казалось бы, добрососедские отношения и простая логика должны взять верх, но не тут-то было.
- В 2013 году Бельянинов (экс-глава Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов. - Прим. авт.) в присутствии Шувалова (первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов) заявил, что для казахстанских перевозчиков будет восстановлен режим системы МДП. Но ничего не изменилось. Через полгода мы снова подняли этот вопрос, Шувалов возмутился, снова дал команду все вернуть. Вроде бы две таможни для нас открыли - Брянскую и Воронежскую. На четыре месяца, оказывается! В 2014 году казахстанская делегация снова потребовала у Шувалова восстановления системы МДП. И вроде бы опять решение было принято, но ничего не изменилось. И даже когда в мае 2015 года в Боровом было подписано межправительственное соглашение о безусловном открытии TIR (Transports International Routiers - международные дорожные перевозки) на всей таможенной территории, снова ФТС ничего не делает! - сетует Теодор Каплан.
Присутствовавший на XIII Межрегиональном форуме Казахстана и России вице-министр транспорта РФ Сергей АРИСТОВ пообещал, что скоро все требования казахстанских дальнобойщиков будут выполнены. Теодор Каплан согласился еще немного подождать, хотя и признался, что желание вынести проблему на уровень глав государств с каждым днем все больше. Потому как именно благодаря тому, что Казахстан присоединился в свое время к системе Carnet TIR, стал возможен рост товарооборота между Казахстаном и Европой. На сегодняшний день в стоимостном выражении более 72 процентов грузоперевозок из Европы приходится именно на автотранспорт, а из Турции - все 90 процентов.
По материалам ТПП-Информ и Karavan.kz
Фото: altyn-orda.kz
Караван.kz