Контролировать сбор средств с тяжеловесных автомобилей при помощи системы "Платон" с 2017 года готовится Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). К ведомству может перейти часть функционала ГИБДД - на основе фото- и видеофиксации в рамках системы Ространснадзор будет выписывать штрафы за неоплаченный проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 т. Эксперты считают такое распределение ответственности логичным.
Переход контролирующей функции в отношении системы "Платон" к структуре Министерства транспорта - Ространснадзору - будет обеспечен необходимой нормативной базой.
- Соответствующий законопроект успешно прошел стадию общественных обсуждений, - сообщили "Известиям" в пресс-службе Минтранса.
Для министерства передача функций Ространснадзору будет означать прежде всего упрощение системы учета нарушителей.
В настоящее время постановления об административной ответственности за уклонение от уплаты в систему "Платон" на основе данных фото- и видеофиксации выносит ГИБДД. Ространснадзор наделен полномочиями штрафовать водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, которые не внесли плату, и контролировать соблюдение законодательства со стороны российских перевозчиков на всех федеральных автодорогах страны.
Штраф за неуплату сбора в системе "Платон" составляет 5 тыс. рублей, за повторное нарушение плата удваивается до 10 тыс. рублей.
За год работы в России новой системы, которая обеспечивает приток дополнительных средств на ремонт и содержание российских автодорог, Ространснадзор активно использовал доступные ему механизмы работы. По информации Ространснадзора, совокупная сумма штрафов, которые ведомству удалось взыскать с нарушителей, составила 33 млн рублей.
По словам президента ассоциации "Грузавтотранс" Владимира Матягина, можно констатировать, что
сейчас контроль за сбором штрафов со стороны ГИБДД выполняется не в полной мере.
- Представитель РТИТС "РТ-Инвест Транспортные системы" (оператор системы "Платон". - "Известия") сообщал, что они выгружают ГИБДД большое количество зафиксированных нарушений, но количество выставленных в итоге штрафов значительно меньше, - рассказал Владимир Матягин.
- В 2015 году Росавтодор сообщил, что в системе зарегистрировано 350 тыс. автомобилей. В этом году - уже 760 тыс. При этом
в прошлом году в качестве платы за проезд с перевозчиков собиралось по 40 млн рублей в день, а сейчас, с учетом двукратного увеличения парка автомобилей, собираемость в среднем составляет 50 млн в день.
Это говорит о том, что штрафы не выставляются, люди уходят от ответственности и игнорируют систему, - уверен эксперт.
Инициативу с передачей контроля над системой "Платон" Ространснадзору Владимир Матягин оценивает положительно - многое, по его словам, будет зависеть от организации процесса передачи данных и оптимизации работы.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин отметил, что переход контрольной функции в отношении системы "Платон" к Ространснадзору будет сопровождаться большим объемом работы по корректировке массы административных регламентов и положений. Кроме того, возможность применять штрафные санкции обусловлена массой юридических тонкостей и предусматривает большую юридическую работу, добавил эксперт.
- Это логичный необходимый шаг, который будет и в пользу коллег из МВД. Ведь на Министерство внутренних дел возложены надзорные полномочия в сфере безопасности дорожного движения. А если нарушение с безопасностью дорожного движения не связано, ПДД не нарушены, всё сделано правильно и не оплачены только километры - какое это вообще имеет отношение к МВД? - сказал Михаил Блинкин, напомнив, что ситуацию усугубляет и острая нехватка персонала в ГИБДД за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
- У МВД и Ространснадзора разные полномочия - одни отвечают за безопасность, а другие - за соблюдением правил игры в транспортном бизнесе. Рано или поздно это надо было привести в порядок, - уверен Блинкин.
Грузоперевозчики считают, что полноценный контроль создаст равные условия для всех участников рынка. Вице-президент "Российского автотранспортного союза" Валерий Алексеев пояснил, что довольно часто перевозчики для экономии средств используют отмену ранее оформленных маршрутных карт, в случае если водитель не встретил по пути движения автомобиль мобильного контроля, что порождает создание условий недобросовестной конкуренции.
- В свое время оператор предложил на выбор перевозчикам использование маршрутных карт или бортовых устройств. Практика использования показала преимущества и удобства использования бортовых устройств при планировании перевозок. Тем более что бортовые устройства выдаются бесплатно. Поэтому использование маршрутных карт должно происходить только в исключительных случаях, когда бортовое устройство неисправно или еще не получено у оператора, - пояснил Алексеев.
Система "Платон" работает на сети федеральных автодорог с 15 ноября прошлого года. Разработчиками проекта ее создания выступили Минтранс и Росавтодор. Система позволяет государству взимать плату за проезд по трассам грузовиков массой свыше 12 т. Средства, собранные с владельцев 12-тонников, направлены уже в первый год работы системы на ремонт дорог и строительство мостов.
Оператором системы по решению правительства стала компания "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС). В зоне ее ответственности - создание, содержание, эксплуатация и модернизация системы.
Сейчас тариф в системе "Платон" составляет 1,53 рубля за километр. Ранее Минтранс предложил с февраля 2017 года повысить его до 2,61 рубля за километр, а с июня - до 3,06 рубля за километр. Таким образом, система по взиманию платы с большегрузных фур "Платон" с учетом двухэтапного повышения тарифа может собрать около 33 млрд рублей в 2017 году.
Фото: vk.com