С 15 ноября 2015 года в России начала действовать система "Платон", с перевозчиков стали взимать деньги в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Прошел год. Интернет-газета "Столица на Онего" попросила председателя Союза профессиональных водителей и перевозчиков Карелии Сергея Падалка подвести первые итоги работы системы "Платон".
Что произошло в сфере перевозок за период действия системы "Платон"? Как частных предпринимателей "выдавливают" из бизнеса? Почему подорожание продуктов в магазинах - необратимый процесс, и что нас ждет дальше? На эти и другие вопросы Сергей Падалка ответил журналисту "Столицы на Онего".
"Система "Платон" - это сырое яйцо, которое еще варить и варить"
- "Сама система "Платон" - сырая. Если говорить о готовности системы как о яйце, то оно даже не всмятку, его еще варить и варить, чтобы нормально наладить работу всех служб", - говорит Сергей Падалка.
Сегодня перевозчики не торопятся вносить оплату на проезд по дорогам. Многие из принципа не платят "Платону", да и серьезного наказания пока нет. Административную ответственность определили, а алгоритм наказания с органами, отвечающими за исполнение ответственности, нет. Те, кто все-таки получил штрафы, предпочитают оплачивать именно штрафы, а не проезд по "Платону": пусть деньги поступают прямо в бюджет, чем через какое-то ООО.
Отметим, что плата за "Платон" уходит на счет ООО "РТ-Инвест транспортные системы", учредителем которой является Игорь Ротенберг, и именно ему принадлежит 50% акций компании, еще 50% - ООО "РТ-Инвест", в которой государственная корпорация "Ростех" владеет 25% акций.
По официальным прогнозам, доход госбюджета от введения системы должен был составить 20-40 млрд руб. в год. Но это при расчете по тарифу 3,73 руб. за километр. Хотя, по мнению большинства перевозчиков, при таком тарифе собираемость будет в несколько раз больше. И на каких счетах осядет эта разница, можно только догадываться.
"Платон" - система несостоятельная?
Как рассказал Сергей Падалка, после массовых акций протеста дальнобойщиков тариф по "Платону" был снижен до 1,53 руб. за километр. В итоге за год система "Платон" заработала 17 млрд рублей - так указывается на официальном сайте. Там же отмечается, что из этих денег 11 млрд отправлено на ремонт и строительство региональных дорог, 8 млрд - плата перевозчикам в качестве возмещения транспортного налога (такой законопроект был принят в июле) и еще 10,6 млрд руб. необходимо отдать концессионеру, то есть Ротенбергу.
В результате система оказалась в минусе: -12, 6 млрд. руб.
Получается, "Платон" - система несостоятельная, - считает Сергей Падалка.
Не факт, что дороги ремонтируются на деньги "Платона"
- Никто не будет заниматься невыгодным проектом. Тут вся экономика на бумажке, - говорит Сергей Падалка.
- Во-первых,
транспортный налог для многотоннажных грузовиков отменен лишь до 31 декабря 2018 года, дальше придется перевозчикам платить и "Платон", и транспортный налог, и акцизна топливо.
Во-вторых, это только по телевизору говорят, что все дороги ремонтируются на деньги "Платона". На самом деле, напомним, что
с 1 апреля были подняты акцизы на топливо: 1 рубль - на солярку, 2 рубля - на бензин. С одних только акцизов в бюджет должно поступить порядка 60 млрд рублей за год. Вот вам и недостающие деньги по "Платону".
То, что строятся и ремонтируются дороги, - это хорошо, но неизвестно, на деньги "Платона" или нет, так как это нигде не указывается. Деньги поступают из Дорожного фонда, где средства "Платона" составляют лишь часть.
"Чем больше цены на "Платон", тем выше цены в магазинах"
- Сегодня, несмотря на то, что тариф снижен до 1,53 руб., многие водители не хотят платить за "Платон", потому что понимают - аппетиты будут расти, и тариф будет повышаться. И предела этому росту нет. Уже в планах с 1 февраля установить плату за "Платон" в 2.61 руб., а с 1 июля - 3.06 руб. за километр.
Перевозчики даже при нынешнем тарифе уходят с рынка, потому что понимают: завтра будет хуже. Сегодня - 1,53, завтра - 2,06, послезавтра - 3,06, потом 3,73 и этот виток никто не остановит.
При этом рост тарифа неминуемо приведет к росту цен в магазинах на продукты питания и товары народного потребления. Чем больше цены на "Платон", тем выше цены в магазинах, чем выше цены - тем ниже покупательская способность.
Получается, сейчас товар проще возить из заграницы, так как там нет при производстве и перевозке такой составляющей, как плата за "Платон". Логистика - серьезно влияет на цены, так как порядка 30% в стоимости товара - это логистическая цепочка производства и доставки товара на полки магазинов: здесь и "Платон", и акциз на топливо, и транспортный налог.
Нашему предпринимателю, чтобы произвести пакет молока, необходимо оплатить перевозку корма для животных, изготовление и доставку упаковки, и здесь же оплата транспортных услуг при развозке товара по торговым точкам. Все это сильно повышает стоимость конечного продукта.
Проще яблоки в Турции купить: там их вырастят, до Санкт-Петербурга на пароходе доставят, останется только заплатить за перевозку в Петрозаводск - это будет единственной логистической составляющей. Затраты минимальны, соответственно и цена на продукт небольшая.
Многие предприниматели, используют при перевозке товаров грузовики массой не более 3,5 тонн, на которые пока не распространяется система "Платон". Но недавно стало известно, что вскоре и маленькие грузовички попадут под кабалу.
"Мелкий бизнес выдавливают из сферы перевозок"
- Крупные компании вытесняют мелкие. Основная задача системы, как видится дальнобойщикам, - это выдавить частника с дороги, потому что
частник - сам себе хозяин, а контролировать тысячи мелких перевозчиков невозможно. Власти проще вести тотальный контроль за 3-4 крупными транспортными компаниями.
Но 3-4 компании на всю Россию - монополизация рынка. Не будет здоровой конкуренции. Соответственно цена на перевозку возрастет, что опять же скажется на конечной цене товаров.
Чтобы мелким частникам остаться на рынке, им приходится консолидироваться. Ну, или идти на улицу. Причем при объединении необходимо создавать свою компанию, так как крупные фирмы, которые существуют, максимум что возьмут на работу - это водителей (разорившихся частников), не сумевших в одиночку справиться с проблемами, им машины не нужны.
Крупным компаниям проще взять кредит, купить машины, нанять водителей за копейки и задрать ценник под потолок, потому что частник вымрет как конкурент, конкуренции не будет. Это приведет к новым виткам повышения цен.
"Пока все будут молчать - "Платон" будет дорожать"
- Существование системы "Платон" ведет к ухудшению экономического положения страны, к снижению жизненного уровня граждан. Я считаю, что
отмена "Платона" была бы первым знаком того, что у нас кто-то задумался о дальнейшем развитии страны.
Мы видим, что протестные акции недейственны и подавляются силовыми методами. Министерство транспорта, правительство предпринимателей не хотят слышать, их задача: пополнять бюджет любой ценой. Даже ценой разорения нескольких миллионов частных перевозчиков. Принята попытка консолидации усилий, создана рабочая группа по этому вопросу с представителями КПРФ в Государственной Думе.
Также у нас в Карелии с нашими депутатами-коммунистами пытаемся защищать себя не только акциями протеста, но и донести свою позицию и ведения этого вопроса до властей через представителей. Получится или нет, посмотрим. Но если ничего не попробуешь - так и не узнаешь.
Среди предпринимателей-перевозчиков постоянно обсуждается такое предложение: нам, дальнобойщикам, просто встать на месяц, прекратить выходить в рейсы, и тогда все молочные комбинаты утонут в своем молоке, а кондитерские утонут в конфетах, - полки в магазинах опустеют, и ритейлы будут звонить наверх и говорить, что им ничего не привозится. Будут кричать: где транспорт?! Может, тогда что-то и сдвинется с мертвой точки. Это, конечно, крайняя мера, но я уверен: пока все будут молчать - "Платон" будет дорожать, и конца этому не будет.
Фото: stolica.onego.ru