"Все произошло мгновенно. Пустая ровная дорога, нормальная видимость: И неожиданно "Фольксваген" оказывается перед нами, в 15 метрах. Что случилось с водителем? Заснул? Отвлекся на телефон и поэтому крутанул рулем? Он висел на волосок от гибели. На нашей стороне были 30 тонн массы и длиннющий нос американского тягача "Вольво", но о дальнейшей поездке после возможного столкновения с полуторатонным снарядом можно было забыть. Долгий ремонт вдали от дома, потеря заработка для дальнобойщика:" Публикуем горькие размышления Дениса Тюркина, автора газеты "Столица С".
Дело было в конце ноября (когда я вместе с саранским дальнобойщиком ездил в Новый Уренгой) на той самой трассе Тюмень - Ханты-Мансийск, где 4 декабря в столкновении автобуса "Кароса" и двух грузовиков погибли 12 человек, в том числе 10 детей-спортсменов. Пострадали почти четыре десятка людей! Следственный комитет уже заявляет о нарушении правил перевозки детей. Мол, не согласовано, без гаишного сопровождения: СМИ дают такие формулировки: "Проверяется влияние сопутствующих обстоятельств: плохой видимости и непростых погодных условий". Что здесь проверять? Странно, конечно, но в России зимой идет снег. И дороги бывают скользкими. Еще более странно, что снег и мороз чаще встречаются на севере: в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе. В ноябре под Тюменью мы застали минус 36. А на обратном пути, всего за четыре дня, температура скакнула до минус 3 и повалил снегопад. За Новым Уренгоем мы полтора часа стояли в пробке в тундре, где больше 80 не разгонишься, из-за столкновения грузовичка и легковушки. Под Сургутом я видел смятую до неузнаваемости кабину какого-то самосвала. У Тобольска за дорожным барьером валялась сгоревшая легковушка. Километрах в 200 от Тюмени краном вытаскивали из заснеженной обочины грузовую "Газель" и тягачом - "Мицубиси Лансер". Ночью встали на ночлег на стоянку за Тюменью. Проснувшись, я пробежался по сайтам местных ГИБДД, чтобы узнать, что случилось за тот день, пока мы ехали из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область. Узнал. Три человека погибли и почти два десятка пострадали всего за день на той самой трассе Тюмень - Ханты-Мансийск. Все инциденты - это столкновения на встречке. Не опомнись водитель того "Фольксвагена" - и мы тоже угодили бы в сводку.
Сказать, что местные ездят безобразно - не сказать ничего. Они будто в первый раз видят заснеженные дороги. Возникает ощущение, что они читают знаки запрета наоборот. Висит "Обгон запрещен", хорошо видна сплошная линия разметки - лезут на встречку. Оправдывать нарушителей смысла нет. При хороших-то тюменских дорогах, где термопластиковая разметка, грамотно расставленные знаки и замечательное покрытие. Выехал на встречку - виноват. В заносе ли, в ходе "слепого" обгона ли - виноват. Только есть такой момент. Представьте, что вам нужно проехать по трассе не 100 км между селами, а несколько сотен из одного регионального центра в другой. Или несколько тысяч, как в случае с дальнобойщиками. Что вы увидите в этом случае в России? Двухполосную дорогу, проходящую через населенные пункты, с вереницами грузовиков, нередко разбитую. Такова трасса М-5 "Урал". Вы тащитесь за каким-нибудь чадящим КАМАЗом, ждете возможность для обгона, обгоняете с трудом, вскоре вновь упираетесь во что-то медленнее вас. Ждете, смотрите, не находите, вновь ждете: Этот рваный темп езды взбесит кого угодно. Отсюда глупая спешка, отсюда глупые обгоны под знак:
Сколько многополосных дорог с отбойниками, разделяющими потоки, между региональными центрами в России вы знаете? Это позор. Не нашим с вами знаниям, а крайне малому внедрению таких трасс. Их нет. Ровно 60 лет назад в США согласно "Закону о федеральном финансировании строительства автодорог" началось создание системы межштатных автомагистралей имени Дуайта Эйзенхауэра. Магистралей. То есть скоростных дорог. Вне населенных пунктов, почти с полным отсутствием светофоров. За 60 лет их протяженность дошла до 77 тысяч км. Президент Эйзенхауэр фактически обессмертил себя, выразив поддержку проекту. Страна, страдавшая от низкой трудовой занятости и потерявшая много сил в ходе Второй мировой, нуждалась в глобальном проекте. Строительство дорог тогда потребовало солидных затрат, но и дало массу рабочих мест. А, главное, повлияло в положительную сторону на экономическое развитие. Думаю, вам более известен пример Германии, в которой еще до начала Второй мировой было более 3 тысяч км скоростных дорог. Сейчас протяженность автобанов (кое-где скорость на них не ограничена) составляет 13 тысяч км. Напомню, что площадь этой страны почти в 48 раз меньше площади России.
В нашей стране протяженность автомагистралей составляет чуть более 800 км. Это не опечатка. Восемьсот километров. В островной Японии - более 8 тысяч км.
Многополосную дорогу с отбойником можно встретить лишь перед крупными российскими городами. Протяженность, как правило, не превышает десятка километров: Многополосную дорогу с отбойником можно встретить лишь перед крупными российскими городами. Протяженность, как правило, не превышает десятка километров:
Да, в последние годы вокруг региональных центров России активно строятся объездные. Но между ними - по-прежнему пропасть. Более того,
российские власти в связи с общим ухудшением экономической обстановки приняли решение сократить финансирование дорожных строек. Это не просто катастрофа и позор, это минус десять детских жизней 4 декабря. Только на одном кусочке трассы.
Сколько людей гибнет в лобовых ДТП по всей России каждый день - мне даже не хочется считать. А вот сколько за год на дорогах страны вообще, я скажу. Без малого 24 тысячи. Глупо было бы думать, что с массовым вводом магистралей с отбойниками сойдет на нет дорожная смертность. Вон, в тех же США совсем недавно на межштатной магистрали автобус врезался в стоявший полуприцеп грузовика. 13 человек погибли. Мы не застрахованы от человеческой ошибки. Но в США и Европе такие ДТП, скорее, исключение, а у нас - норма, после которой следуют проверки, законодательные ужесточения (ждите и сейчас). Но не развитие сети дорог. Трасса Тюмень - Ханты-Мансийск носит цифровой индекс Р404. Я даже сфотографировал табличку, настолько интересным это показалось. Ведь для каждого человека, знакомого с компьютером, 404 символизирует ошибку, битую ссылку. Переходишь на какой-нибудь сайт - а там, вместо содержания, 404 чуть не на весь экран. Это настолько прочно вошло в мое сознание, что видя на дороге это число, я оказывался в некотором замешательстве. Будто компьютер говорил, что я на несуществующей трассе. Очень хочется, чтоб таких межрегиональных трасс не было. Чтоб руководство России как можно скорее приступило к лечению ошибки 404.
Фото: Денис Тюркин