← Автомобильные грузоперевозки

"Платон" считает большегрузы на трассах Сибири

Ровно год прошёл с того момента, как в России была запущена система взимания платы за проезд по дорогам большегрузов. Многие пророчили, что она и трассы лучше не сделает, и мелких перевозчиков задавит. Что показало время? Что думают о системе обычные сибирские грузоперевозчики?

Забайкальский край
Семь постов системы взимания платы с большегрузов "Платон" добавится в 2017 году на федеральных трассах Забайкалья.
Алексей Шмаков, дальнобойщик: "Нет у меня столько денег платить за этот Платон".
- А что очень большие суммы?
- Большие. Получается, если в год я в среднем пробегаю тысяч 50, это 75 в этом году надо заплатить за этот Платон. Транспортный налог платим, нам его не отменили, акциз платим.
Водитель до сих пор не в курсе, что пользователи системы теперь транспортный налог не платят. При условии, если сумма, уплаченная в "Платон", равна ему или больше. Но нарушение закона о возмещении ущерба федеральным дорогам может влететь в копеечку.
Сергей Сафронов, начальник отдела по контролю международных автомобильных перевозок Управления государственной автодорожного надзора: "За первое нарушение выносим штраф в размере пяти тысяч, за повторное нарушение штраф в размере десяти тысяч рублей. На данное время мы таких административных протоколов составили 26".
Кстати, оштрафовать водителя Ространснадзор не имеет права. Протокол составляется исключительно на собственника автомобиля. Сейчас общее количество зарегистрированных нарушений в крае 64. В целом же по России эта цифра перевалила за 8 тысяч.
За двенадцатитонниками на забайкальских участках федеральных трасс следит око фотокамеры. В день она делает около тысячи снимков. Однако экран компьютера мобильной системы контроля пуст. Информация передаётся без посредников и в режиме online во всероссийский центр мониторинга "Платона".
Включится монитор только в конце дня, чтобы вывести статистику своей работы. И таких передвижек в крае работает две. Они постоянно меняют место дислокации. Но водителям большегрузов удаётся их перехитрить: или двигаются под покровом ночи, или прячутся, пока мобильный комплекс контроля не сойдёт с дистанции. Но в следующем году такой фокус не пройдёт.
На забайкальских дорогах федерального значения появятся девять всевидящих стационарных пунктов.
Есть и планы изменить тарифы в системе "Платон".
Людмила Линейцева, руководитель обособленного подразделения "Платон" в г. Чите: "Это 3,73 рубля. То есть годный тариф - рубль 53, был принят при запуске системы. Он на 59 процентов меньше того, который посчитали экономисты РФ, который будет необходим для того, чтобы привести наши дороги в порядок".
Однако вопрос об изменении тарифа ещё на стадии рассмотрения. Для этого нужно специальное решение правительства России. Итоги первого года работы системы "Платон" в стране - одна тысяча восстановленных километров дорожного полотна и 31 безопасный мост. В Забайкалье работы на средства "Платона" запланированы на 2017 год.
Иркутская область
Водитель-дальнобойщик Анатолий Попков готовит машину к дороге. Грузовик он приобрёл в кредит. Теперь колесит по всей стране, чтобы прокормить семью и расплатиться с долгами. По словам Анатолия, из-за дорогого топлива, запчастей и "Платона" - системы платных дорог, многие его коллеги едва сводят концы с концами.
- Не знаю, в каком году они будут хорошие. Это может в Москве на МКАДе - да. Они хорошие. Но не в Сибири, не в Приморском крае, Дальнем Востоке. Там вообще их практически нет местами, - говорит дальнобойщик Анатолий Попков.
Пока стоимость километра пути по "Платону" на федеральной трассе для грузовиков массой свыше 12 тонн - 1,53 рубля. Эксперты говорят, после 2018 года повысится почти до 3,73 рублей. Как это отразится на стоимости транспортных услуг и потребителей товаров, перевозимых фурами, в целом понятно. Сейчас многие водители на свой страх и риск ездят с нарушениями.
- Перевозчики вносят плату через государственную систему "Платон" либо с помощью бортовых устройств, либо оформляя маршрутные карты. Тем, кто не выполнил соответствующее требование, получают штрафы, - говорит замначальника теротдела государственного дорожного надзора Иркутской области Вячеслав Новиков.
В Иркутской области пока только один специализированный автомобиль контроля.
Техника проверяет номера. Информация поступает в Ространснадзор. За первое нарушение - штраф 5 000 рублей, за повторное - 10 000. Этот водитель двигался из Ангарска в Иркутск без соответствующего разрешения. А значит, его оштрафуют.
- Продолжается плановая модернизация системы контроля. По Иркутской области до конца года будет введено 9 рамок стационарного контроля, - говорит руководитель Центра информационной поддержки пользователей платёжной системы "Платон" Иркутска Ольга Шевелева.
Вскоре "Платон" планируют совместить с базами ГИБДД. Тогда не нужно будет останавливать фуру. Прибор будут сканировать считывающие устройства. И "письма счастья" будут приходить прямо на дом к неплательщику.
Красноярский край
"У нас как у дорожников появились не какие-то абстрактные деньги, можно не ждать милости от бюджета - какой он будет, какая цена на нефть, и ещё от многих факторов это зависит. Это конкретные целевые деньги, которые идут на ремонт, содержание и строительство автодорог", - говорит руководитель федерального казённого учреждения "Байкалуправтодор" Сергей Аникин.
То, что дорожникам стало легче жить, отмечают многие эксперты. При этом необходимо модернизироваить и сам "Платон". "Помимо действующих с момента запуска системы 100 автомобилей мобильного контроля, на федеральных дорогах уже установлены 194 рамки стационарного контроля, а к июлю 2017 года количество рамок стационарного контроля увеличится до 491", - сообщила руководитель центра информационной подержки "Платон-Красноярск" Юлия Козикова.
Помимо рамок, в машине должно быть установлено и бортовое устройство, которое не только распознаёт федеральные дороги и выстраивает маршрут, но и производит автоматическое списание средств. Оно должно стать гарантией платы после поездки. Однако уже сейчас контролёры фиксируют: процент серых перевозчиков весьма невелик.
"Большая часть, особенно крупные перевозчики, законопослушные. Попадаются те, кто имеет по 1-2 машины, они едут на свой страх и риск, в надежде на то, что проедут и можно будет не заплатить", - пояснил заместитель начальника межрегионального управления Ространснадзора Сергей Укадеров.
Сейчас только в Красноярском крае зарегистрировано почти 100 тысяч большегрузов. И новая система привела к ещё одному неожиданному результату: владельцы транспортных компаний стали получать детальную информацию о маршрутах движения грузовиков, а это в итоге приводит к оптимизации их движения, а значит, влияет на скорость и приводит к удешевлению перевозок.
Алтайский край
Дорожный инспектор останавливает 12-тонный грузовик. Чтобы проехать по федеральной трассе, с ноября прошлого года владельцы таких машин платят деньги. Это закон. Сейчас тариф составляет 1 рубль 53 копейки за километр. Сотрудники Ространснадзора проверяют перевозчиков. Тем, кто выезжает без оплаты, в системе "Платон", выписывают штраф - 5 тысяч рублей. Если нарушение повторится - 10 тысяч.
Александр Дедуренко, начальник отдела контроля международных автомобильных перевозок Госавтодорнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай:
- По нашему управлению возбуждено и рассмотрено 108 постановлений, вынесено штрафов на 540 тысяч рублей. По Ространснадзору по Российской Федерации вынесено уже почти 8 тысяч постановлений и наложено штрафов на общую сумму более 33 миллионов рублей.
В кабинах грузовиков теперь стоят бортовые устройства "Платона". Машина едет по федеральной трассе, и средства автоматически списываются со счёта. Есть и второй способ оплаты. Перевозчик составляет маршрутную карту и вносит деньги за поездку до начала рейса. Всех неплательщиков инспекторам Ространснадзора помогают выявить специалисты мобильного контроля системы "Платон".
Максим Разумков, оператор системы мобильного контроля:
- Мы ежедневно меняем место, на федеральных именно дорогах только стоим. Смотрим, наблюдаем за большегрузами, выявляем, кто не оплатил проезд.
Кемеровская область
Кемерово, федеральная трасса М-53 "Байкал". Пункт мобильного контроля фиксирует грузовой транзитный транспорт, который следует в направлении Мариинска. Помимо фото-видеофиксации, инспекторы Ространснадзора проверяют документы у водителей большегрузов.
Михаил Тимофеев,старший госинспектор отдела транспортного надзора управления Ространснадзора по Кемеровской области: "Бывает, что за день 10-15 нарушений, бывает меньше. Все мероприятия мы проводим совместно с работниками ГИБДД и сотрудниками системы "Платон". За эту неделю, что мы проводили рейд, у нас один иностранный перевозчик привлечен к административной ответственности, два российских оштрафованы по 5 тысяч рублей каждый, осмотрено 120 автомобилей".
Мобильные пункты контроля каждый день стоят в разных местах. Проверяют и российских, и иностранных перевозчиков. Штраф за первое нарушение - 5 тысяч рублей, повторное - 10-ть. Данные передаются в ГИБДД, которая выносит постановление об административной ответственности. В следующем году эта функция полностью перейдет к Ространснадзору.
Андрей Мосунов, представитель Центра обслуживания пользователей системы "Платон" в Кемеровской области: "Ведется модернизация системы контроля, установлено 193 рамных конструкции, к июлю будущего года будет работать 491 рамка по всей стране.
В Кемеровской области будет установлено 3 рамных конструкции, которые также будут вести фотофиксацию".
Обязательную регистрацию в системе "Платон" прошли более 1350 кузбасских перевозчиков, в транспортном парке которых свыше 4300 большегрузов. Сегодня в регионе продолжается активная выдача приборов учёта, более 80% машин уже оборудованы бесплатными бортовыми устройствами, остальные оформляют маршрутные карты.
По материалам СМИ: ГТРК Чита, Вести Иркутск, ГТРК Красноярск, Вести 22 и Вести Кузбасс
ГТРК Чита