← Автосервис, запчасти, шины

"Ахиллесова пята" дизельных двигателей - форсунки

Количество "лошадей" увеличилось примерно вдвое, "аппетит" на топливо снизился примерно на 40%, а количество вредных выбросов в окружающую среду сократилось примерно в 50 раз. К сожалению, одновременно с современными технологиями появились и современные беды.

Самый основной и самый чувствительный "орган" современных двигателей "Common Rail" (англ.Common Rail - топливная рампа) - форсунки. Теоретически, без заезда в мастерские форсунки должны выдержать около четверти миллиона километров (при условии, что в топливные баки заправляется только качественное дизельное топливо). Однако, даже при строгом соблюдении этого требования далеко не все форсунки служат одинаково надёжно и долго. Как только форсунки начинают давать сбой, мощность двигателя падает, а расход топлива резко увеличивается. Долгое время перевозчикам не давал покоя и тот факт, что форсунки нельзя было разбирать и ремонтировать, а новые форсунки стоили очень дорого. В настоящее время положение дел постепенно меняется, в Литве появились сервисы с ультрасовременным диагностическим и ремонтным оборудованием, с помощью которого мастера могут разбирать и ремонтировать даже пьезоэлектрические системы CR. Правда, пока это больше напоминает эксперименты и обучение, а не надёжный способ решения проблемы.
Производством систем CR занимаются четыре компании - "Continental", "Bosch", "Denso" и "Delphi". Наибольший опыт в производстве классических электромагнитных систем CR накопила компания "Bosch" - её изделия считаются самыми простыми и удобными в эксплуатации и самыми дешёвыми в ремонте. Компания "Continental" вышла на этот рынок в 2014 году - после того, как приобрела технологии "Siemens" (до 2014 года в двигатели грузовых автомобилей устанавливались форсунки под знаком "Siemens"). Великобританская компания "Delphi" и японская "Denso" также не начинали производство систем CR с ноля - они либо приобрели другие компании, либо начали собственное производство в сотрудничестве с другими производителями (например, "Denso" - в сотрудничестве с "Bosch" и "Magnetti Marelli").
"Continental" вступила в конкурентную борьбу позже всех, и, в отличие от трёх других компаний, ориентируется исключительно на производство систем CR с пьезоэлектрической технологией. Системы CR, в которых впрыск топлива контролируется отдельно в каждом цилиндре, уверенно вытесняют с рынка традиционные системы подачи топлива, так как создают меньше шума, а топливо в этих системах сжигается чисто и экономично.
Чем конструкция системы CR отличается от конструкции привычных "форсунок-насосов" (кстати, "Volvo" начала устанавливать в свои грузовые автомобили двигатели с системами CR не так давно)? Эксперты утверждают, что основное отличие заключается в возможности подавать топливо в двигатель очень точно и рационально. Эта возможность достигается за счёт широкого диапазона регулирования давления топлива и момента начала впрыска. Если в топливных насосах старого поколения давление достигало не более 600 баров, то сейчас, в зависимости от конкретной системы, давление может достигать 1400-2000 баров (в некоторых случаях, например, в двигателях "Scania" - до 2400 баров).
Понятно, что при таком высоком давлении детали топливных насосов и форсунок изнашиваются и портятся гораздо быстрее. "Заклятый враг" топливных систем - некачественное топливо, которым перевозчикам приходится заправляться в восточных странах. По словам мастеров, именно некачественное топливо стало одной из наиболее распространённых причин неисправностей топливных систем.
Дело в том, что когда дизельный двигатель находится в рабочем состоянии, топливный насос высокого давления смазывается дизельным топливом. Эта смазка насосу жизненно необходима. Любые механические загрязнения, вода и всё остальное, что никак не относится к работе насоса, выводят его из строя - насос, образно говоря, начинает "себя поедать". Всё заканчивается тем, что в топливной системе появляется микроскопическая металлическая стружка, она засоряет форсунки, датчики давления, топливный насос, и вся система "умирает".
Попытка сэкономить на дешёвом топливе (процеживая его через сеточку) рано или поздно приводит к дорогостоящему ремонту. По этой же причине целесообразно использовать качественные топливные фильтры, вовремя их менять и никогда не пропускать сроки технического обслуживания.
Если не соблюдать эти правила, со временем из форсунок начнут просачиваться частицы несгоревшего топлива и выхлопные газы. Как правило, это проявляется в более шумной, чем обычно, работе двигателя, своеобразном "дыхании" выхлопного коллектора. К сожалению, если водитель вовремя не обнаружит эти неисправности, то отверстие вокруг форсунки покроется загрязняющими веществами, выходящими из камеры сгорания. Со временем эти вещества затвердеют и закупорят доступ к форсунке. Подобные неисправности появляются из-за высокой степени сжатия, высокого давления при впрыске топлива, а также из-за относительно слабых элементов крепления форсунок.
Представители компании "Autura" утверждают, что при столкновении с подобными проблемами очень важно правильно и точно определить неисправность. Это единственный способ избежать замены испорченной форсунки на новую. Снятие форсунки с двигателя, её очистка в ультразвуковой ванне, замена изношенных деталей (прокладок, уплотнений, гаек, клапанов и т.д.) на новые стоит в Литве, в среднем, 220-250 евро. Между тем новая форсунка стоит, по меньшей мере, 420 евро.
Учитывая, что в грузовых двигателях бывает 6 или 8 форсунок, качественный ремонт и калибровка на стенде регулировки топливной системы выглядят как очень рациональная альтернатива.
Специалисты, с которыми беседовала корреспондент портала CargoNews.lt, утверждают, что если ремонтные работы будут выполнены качественно, грузовые автомобили с отреставрированными форсунками смогут пройти практически такие же расстояния, как новые автомобили - примерно 200 тыс. километров. В любом случае на "воскрешённые из мертвых" форсунки распространяется гарантия (до 100 тыс. километров пробега).
Фото: delphi-spb.ru
Cargonews