Мурманск - место, где хочется петь о притихшем северном городе, низком небе и спящем крейсере. Правда, 27 июня этот город не дремал, как обычно. Судно-контейнеровоз "Россита", построенное в Италии для нужд Атомфлота, под бодрые марши военного оркестра увозило из губы Андреева первую партию отработавшего ядерного топлива.
27 июня - день, важный не только для Мурманской области, и даже не только России. Мир ждал дня, когда будет завершён первый этап международного проекта по реабилитации одного из радиационно опасных объектов Северо-Запада России. Восемь стран-участниц проекта: Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Франция, Финляндия, Германия и Россия объединились во имя общего "экологически чистого" будущего. Стоимость проекта превысила 200 милионов долларов, основную сумму из которых выделил Европейский банк реконструкции и развития.
И этот день настал. С бывшей береговой технической базы ВМФ на губе Андреева, где находится крупнейшее на Кольском полуострове хранилище ОЯТ подводных лодок, отправлена первая партия - девять контейнеров с отработавшим ядерным топливом. 450 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС),- каждая из которых содержит 15-20 килограммов топлива, доставят на "Рос-атомфлот", а затем на уральский комбинат "Маяк" для дальнейшей переработки.
Ядерное топливо не утилизируют, а отправят "на гражданскую службу". Переработанное на "Маяке", оно станет частью новых топливных сборок "мирного атома", реакторных установок атомных станций. То, что лежало на мурманской земле мёрт-вым грузом, получит вторую жизнь, а значит, не отравит больше ни воду, ни почву.
Выжженная вода
Военная база ВМФ в губе Андреева была создана для технологического обслуживания атомных установок подводных лодок Северного флота. Сюда приходили АПЛ и атомные ледоколы на замену топлива. Также на береговой технической базе хранились радиоактивные отходы атомных подлодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками и судов обеспечения эксплуатации АПЛ.
База имела самое большое на флоте хранилище отработавшего ядерного топлива, заглубленные в землю хранилища для твёрдых и жидких отходов, технологические системы обращения с ними. Однако в 1982 году была нарушена герметичность штатного хранилища ОЯТ, началась утечка радиоактивной воды из охладительного бассейна. Загрязнённая вода стала поступать в грунт, появилась угроза облучения персонала.
Облучённое топливо было экстренно перемещено во временные хранилища, но уровень радиации всё же существенно повысился. Для вывоза ОЯТ на переработку требовалось сначала улучшить радиационную обстановку на территории и в хранилищах, создать безопасные условия выгрузки, спроектировать и построить новые здания: В начале девяностых в стране на это попросту не было денег.
В 2001 году, когда береговая техническая база была передана в ведение Росатома, работа по подготовке к вывозу отработавшего ядерного топлива, наконец, началась. Предстояло нормализовать радиационную обстановку, провести комплексные инженерно-геологические изыскания, спроектировать и построить на территории базы новые объекты и создать новые образцы технических средств. К работе над проектом подключились международные доноры семи государств и международных организаций. Одна из первых на помощь России пришла Норвегия.
Чисто там, где убирают
Вывоз первой партии ОЯТ - пример успешного многостороннего сотрудничества в повышении ядерной и радиационной безопасности и улучшении экологической обстановки. "Сегодня знаменательный день, который завершает двадцатилетнюю работу по подготовке к вывозу топлива из хранилища в губе Андреева", - заявил глава Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв на церемонии, - сделан ещё один шаг к ликвидации советского "ядерного наследия".
"Трудно переоценить значимость этой работы для экологии очень хрупкого прекрасного арктического региона, где почти 50 лет собиралось отработавшее ядерное топливо подводных лодок", - отметил он. Глава Росатома напомнил: чтобы реализовать этот проект, семь лет продолжались проектные работы, около 10 лет - подготовительные и строительные.
С 2000 года в губе Андреева шло интенсивное строительство инфраструктуры безопасного обращения с ОЯТ для его дальнейшего вывоза, был отремонтирован пирс, установлен кран-перегружатель, построен цех дезактивации и ремонта оборудования. В 2010-2012 годах на хранилищах ОЯТ была установлена био-логическая защита, конструкция элементов которой позволила значительно снизить мощность излучения с 899 мкЗв/ч до 7,44 мкЗв/ч. В 2016 году было завершено строительство здания накопительной площадки, на которую теперь свозятся выгруженные из хранилищ контейнеры с топливом.
В ходе проекта был реализован 121 международный контракт, выполнено около 45 научных исследований и разработок. Демонтировано 20 объектов старой постройки и построено 17 новых общей площадью 18 889 квадратных метров, приведено в безопасное состояние не менее 12 000 кубических метров радио-активных отходов.
Директор по государственной политике в области РАО ОЯТ- и ВЭ ЯРОО Росатома Олег Крюков- рассказал, что
сегодня здесь функционирует уникальная инфраструктура, позволяющая самым безопасным на сегодняшний день способом проводить сложнейшие операции по извлечению, погрузке и транспортировке ОЯТ.
Но огромная работа по наведению экологического порядка все ещё впереди. В хранилище находится 22 000 ТВС, что соответствует содержимому 100 ядерных реакторов транспортных установок. Увезённое топливо - пятидесятая часть того, что копилось здесь с шестидесятых годов прошлого века и с чем ещё только предстоит попрощаться холодным мурманским берегам.
Начальник отдела координации и реализации международных программ Рос-атома Анатолий Григорьев пояснил: чтобы вывезти топливо из двух хранилищ на губе Андреева, потребуется пять лет. Не менее пяти лет займёт и вывоз повреждённых топливных сборок из третьего, последнего хранилища. По словам Анатолия Григорьева,
чтобы решить все проблемы Северо-Запада с отработанным ядерным топливом, нужно будет вывезти около пятидесяти эшелонов ОЯТ.
Впрочем, несмотря на то что работа по превращению ядерного могильника под Мурманском в зелёную лужайку далека от завершения, уже можно говорить об успехе, недаром кое-кто из участников церемонии не мог сдержать слёз при виде уходящей от берега "Росситы". Приобретён ценнейший опыт по обращению с ядерным топливом, с радиоактивными отходами, который позволит в дальнейшем решать подобные задачи чётко и профессионально. Так, чтобы больше никогда на здоровом лице планеты не раздулась бы, не воспалилась вот такая "губа".
Пьер Эльброн, вице-президент Европейского банка реконструкции и развития:
- Мы стали свидетелями замечательного примера международного сотрудничества по вопросу, который имеет значение для экологии всего земного шара. Мы должны помнить: у нас нет запасной планеты и мы все отвечаем за то, чтобы оставить её будущим поколениям в хорошем состоянии. Приятно видеть, что страны отложили в сторону политические разногласия, чтобы решить сообща эту крайне серьёзную задачу.
Берге Бренде, министр иностранных дел Норвегии:
- У Норвегии и России много общего. В частности, наши страны объединяет сотрудничество в сфере ядерной безопасности. Совместными усилиями России и Норвегии удаётся добиваться экологической стабильности в этом регионе. Ведь экологические вызовы не имеют границ. Лучше разобраться с такими вызовами сейчас, чем оставить их "в наследство" следующим поколениям.
Фото: pnp.ru