← ЭДО, ИТ в логистике

Как сэкономить на тахографе?

Оснащение автомобиля тахографом - процесс непростой и затратный. Конечно, подавляющим большинством перевозчиков он воспринимается как дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. И это резонно. В буквальном смысле измученные законодательными инициативами и нововведениями, российские перевозчики хотят сэкономить хоть на чем-то. Ведь помимо тахографа есть еще и другие социальные обязательства: транспортный налог, топливный акциз, "Платон".

Однако выгодно ли на самом деле экономить на покупке контрольного прибора? Этот вопрос стоит разобрать подробней, ведь именно из-за неверного ответа на него все больше и больше перевозчиков вынуждены терпеть колоссальные убытки.
Допустим, перевозчик покупает тахограф. Как уверяют продавцы "бюджетных" контрольных устройств, практически все модели - одинаковые, таким образом и "переплачивать за качество" совершенно незачем. Ведь тахограф нужен государству, а не перевозчику. Пусть стоит себе коробка в автомобиле, главное - чтобы надзорные органы не штрафовали за ее отсутствие. Перевозчик доволен покупкой, он сэкономил и теперь думает, что будет работать спокойно. Но именно тут, как правило, и начинаются внеплановые статьи расходов!
Широкая сеть сервисных центров у производителя той или иной модели - это прекрасно. Однако каким бы ни было обслуживание быстрым и профессиональным, ремонт тахографа всегда сопряжен с убытками из-за простоя автомобиля. И если со стороны производителя ремонт контрольного устройства, занимающий пару дней, - это норма, то со стороны перевозчика - это затраты из-за простоя автомобиля, так как без тахографа выезд в рейс запрещен. А если ремонт длится дольше? Например, неделю, две или несколько месяцев? К сожалению, такие случаи - не редкость. И хорошо еще, если этот самый ремонт будет гарантийным, а не за счет транспортной организации.
Также важно знать, что
любое вмешательство в программное обеспечение и память тахографа делают его нелегитимным.
То есть из юридически значимого прибора тахограф становится бесполезным устройством на борту автомобиля, которое подлежит замене. То же самое касается и всяческих "перепрошивок" программного обеспечения тахографа.
Именно по этой причине в Европе законодательно запрещено вскрытие корпуса тахографа, соответственно, как и его ремонт, поскольку данные процедуры позволяют осуществить манипуляции с данными контрольного устройства,
назначение которого - обеспечить измерение, регистрацию и хранение информации в некорректируемом виде. Такой запрет прежде всего защищает перевозчика от внеплановых расходов, а производителей вынуждает изготавливать надежные приборы, которые работают без сбоев и поломок (в противном случае производитель просто разорится на бесплатной замене контрольных устройств).
Безусловно, условия выхода на рынок для европейских производителей тахографов крайне строгие, но это совершенно оправдано как с точки зрения социальной значимости тахографа в обеспечении безопасности дорожного движения, так и с точки зрения защиты прав перевозчика как потребителя. В нашей стране пока, к большой печали, таких требований к производителям нет. Зато есть административная ответственность, которую перевозчики единолично несут за не соответствующий законодательным требованиям тахограф в автомобиле - и это обязательно нужно учитывать.
Другим важным аспектом является обеспечение корректной, штатной работы автомобиля и тахографа. Что это значит? В первую очередь то, что далеко не каждый контрольный прибор безопасен для автомобиля. Тахограф находится в цепочке передачи данных от датчика движения в бортовую систему автомобиля. Взаимодействие "тахограф - автомобиль" должно быть корректным и проходить без сбоев. Иначе перевозчик получает множество проблем с транспортным средством самого различного характера. Практика показывает не только случаи поломок автоматической коробки передач из-за того, что тахограф передавал некорректные данные по CAN-шине автомобиля, но и более серьезные инциденты - такие как внезапная остановка грузовика на железнодорожном переезде под рамкой (сбой в работе тахографа по причине воздействия внешнего электромагнитного возмущения), и потеря управляемости автомобиля. Излишне говорить, какие тяжелые последствия несут происшествия подобного характера.
Для того, чтобы тахограф не оказывал негативного влияния на другие автокомпоненты машины, Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 предусмотрена процедура его одобрения заводом-производителем транспортного средства. Только после проведения всех соответствующих испытаний и положительного заключения тахограф может быт установлен в автомобиль. Если такого заключения для конкретной модели автомобиля нет, то перевозчик самостоятельно проходит процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
В противном случае эксплуатация тахографа небезопасна. Все модели ли тахографов имеют одобрения всех заводов-автопроизводителей? Безусловно, нет! И это также нужно учитывать перевозчикам, чтобы не обзавестись проблемами с автомобилем.
Очевидно, что цена тахографа и сумма, в которую обходится его эксплуатация, - совершенно разные вещи, поэтому при покупке тахографа вопрос экономической выгоды нужно рассматривать комплексно.
Транспортные организации, которые понимают, что тахограф - это прибор для контроля режимов труда и отдыха водителей, а не для бесконечного обслуживания, ремонта, перепрошивок и новых забот с машиной, всегда остаются в выигрышной ситуации.
Также необходимо напомнить, что существует ряд законодательных требований, которым тахограф должен отвечать. Их необходимо знать и учитывать.
Ниже приведен спектр базовых требований к тахографам для внутрироссийских перевозок.
Основные критерии соответствия тахографа требованиям российского законодательства
- Наличие на модель тахографа сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011;
- Наличие модели тахографа в перечне ФБУ "Росавтотранс";
- Наличие на модель тахографа сертификата электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства: сертификат соответствия единым глобальным Правилам ЕЭК ООН № 10 и/или сертификат соответствия ГОСТ Р 41.10-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости";
- Наличие на модель тахографа свидетельства утверждения типа средства измерения, наличие на каждый тахограф действующего сертификата о метрологической поверке;
- После установки и калибровки тахографа все соединительные разъемы, по которым поступают входные сигналы, - опломбированы, а калибровочная табличка находится на борту автомобиля.
- Для автомобилей, перевозящих опасные грузы: наличие сертификата для работы в опасных средах, предусмотренного требованиями ДОПОГ для приборов неотключаемых при выключении зажигания. Сертификация должна быть проведена по классу IIC T6, где тахографу как прибору, отнесенному к определенной зоне, соответствует именно буква "С" в маркировке сертификата (у тахографа может быть сертификат соответствия, но вместо "С" в нем будет стоять другая маркировка: такой сертификат неприменим по отношению к тахографу).
Тахограф VDO DTCOR 3283 для перевозок по территории России - это "младший брат" знаменитого европейского тахографа VDO DTCOR 1381, он создан по единым стандартам качества, строгим требованиям к обеспечению достоверности и надежному хранению регистрируемой информации.
Тахограф VDO DTCOR3283 отвечает требованиям нормативно-правовой базы российского законодательства:
- Находится в перечне ФБУ "Росавтотранс" под № 4.
- Тахограф VDO DTCOR3283 - средство измерения с действующей метрологической поверкой. Калибровка тахографа проводится в соответствии со всеми требованиями законодательства, с применением приборов, являющихся средством измерения.
- Имеет сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011.
- Имеет сертификат электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства: соответствие международным правилам ЕЭК ООН № 10;
- Имеет сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" ТР ТС 012/2011 - для автомобилей, перевозящих опасные грузы. Сертификация проведена в соответствии с требованиями ДОПОГ по классу IIC T6.
Тахограф VDO DTCOR3283 обеспечивает бесперебойную и предсказуемую работу автомобиля
Производитель тахографа прорабатывает интерфейсы взаимодействия между системой управления автомобиля и тахографом с каждым из автопроизводителей, а также проводит соответствующие испытания тахографа. Это обеспечивает полную совместимость VDO DTCOR3283 с остальными компонентами автомобиля и предсказуемое поведение транспортного средства, в том числе в экстремальных ситуациях.
Тахограф VDO DTCOR3283 удобен в эксплуатации
- Простое и удобное меню тахографа;
- Крестообразное расположение клавиатуры предохраняет водителя от случайного нажатия "соседней кнопки" и подачи неверной команды тахографу;
- Простая процедура установки бумажной ленты "одной рукой";
- Начало работы с установкой карты "одной кнопкой";
- Выполнение требований инспектора "одной кнопкой";
- Информация на дисплее тахографа легко читается и не отвлекает водителя от дороги даже при ярком солнечном свете или под наклоном. В темное время суток предусмотрена подсветка дисплея;
- Визуальная сигнализация миганием всего экрана не отвлекает водителя как это делает точечный сигнал светодиода.
Конструкция и функционал тахографа VDO DTCOR3283 обеспечивает соблюдение законодательных требований
- Невскрываемый корпус тахографа обеспечивает защиту от несанкционированного доступа к памяти и некорректируемость данных;
- Программное обеспечение тахографа защищено от несанкционированного внесения изменений;
- Уникальная технология термопечати с применением бумаги, обеспечивающей сопротивление бытовому воздействию света и тепла, позволяет сохранить изображение на юридическом документе - распечатке тахографа в течение длительного периода времени (не менее 3-х лет);
- Защитная шторка слота карты тахографа не только выполняет юридически необходимую функцию механической блокировки карты в слоте тахографа для обеспечения сохранности данных в карте, но и обеспечивает защиту внутренних электронных компонентов тахографа от негативного воздействия агрессивной внешней среды;
- Механизм лифтовой подачи карты обеспечивает сохранность карты водителя в течение всего срока ее действия;
- Система удержания карты в слоте тахографа обеспечивает плотное прижатие карты к контактным площадкам и нейтрализует ударные нагрузки на весь механизм. Благодаря этой функции тахограф продолжает регистрацию данных даже в условиях сильных вибраций и ударных нагрузок;
- Конструкция тахографа разработана с учетом тяжелых условий эксплуатации, обеспечивает защиту от вибраций и электромагнитных воздействий, а также защищена от влияния внешней неблагоприятной среды;
- Тахограф обеспечивает непрерывную регистрацию данных в широком диапазоне температур: от -40 до +70 °C.
Производство тахографа соответствует международным стандартам качества и на постоянной основе проходит внутренний аудит российских заводов-производителей автотранспортных средств
Производственный филиал ООО "Континентал Аутомотив РУС" находится в городе Чистополь, имеет сертификаты качества производства автокомпонентов: соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ИСО 14001:2004).
Присоединяйтесь к числу наших довольных клиентов - тем, кто сделал выбор в пользу уверенности!