Инвесторы теряют интерес к казахстанской транспортно-логистической сфере. По данным finprom.kz, сумма иностранных средств, вложенных в отрасль, за год уменьшилась на 98 миллиардов тенге, или в 2,7 раза.
Инвесторов отпугивает тот факт, что темп роста объемов услуг по транспорту и логистике замедлился. По мнению руководителя ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадия Шестакова, одной из причин такого торможения является то, что китайский товар поменял маршрут и едет в обход казахстанской таможни через Кыргызстан. Г-н Шестаков считает, что таможня Кыргызстана более лояльна к участникам внешнеэкономической деятельности, их меньше досматривают, чем в Казахстане, меньше административных расходов, а также потери времени. К тому же, по словам Геннадия Шестакова, кыргызская таможня закрывает глаза на махинации оптовиков, которые занижают на границе цену или вес товара, чтобы заплатить меньше пошлину. Это, в свою очередь, делает китайско-кыргызский маршрут более привлекательным.
Об этом также заявлял и председатель комитета государственных доходов министерства финансов Ардак Тенгебаев. По его словам, кыргызские торговые компании завозят товары из КНР по серым схемам на территорию своей республики, затем реэкспортируют их в страны Таможенного союза. При этом платят минимальные таможенные пошлины. По подсчетам Минфина, за последние два года объем таких незадекларированных товаров составил 49 миллиардов тенге, а чистые потери казахстанского бюджета составили пять миллиардов тенге.
По данным Минфина, в 2015 году из Китая в Кыргызстан было перемещено товаров на 130 тысяч тонн, в 2016 году уже 216 тысяч тонн. За девять месяцев 2017 года объем товаров составил 160 тысяч тонн. При этом
импорт китайских товаров в Казахстан сократился практически пропорционально увеличению транзита китайских товаров в Кыргызскую Республику.
"Нами был произведен анализ такого резкого увеличения импорта из Кыргызстана. Выяснилось, что таможенная стоимость в Кыргызстане снижена по сравнению с Казахстаном в два и более раз", - сообщил Ардак Тенгебаев.
Эксперты отрасли уверены, что вкладывать деньги в инфраструктуру на казахстанско-китайской границе становится невыгодно. Доля иностранных инвестиций в развитие отрасли транспорта и складирования уменьшилась с 21% до 7% за год. За первое полугодие 2017 года транспортно-логистические предприятия оказали услуг в физическом выражении на 3,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако это ниже уровня роста самой экономики (+4,3%). В предыдущие пять лет рост объема услуг в отрасли значительно опережал скорость увеличения самой экономики РК.
Замедление деловой активности в отрасли начало фиксироваться с 2015 года.
Для компенсации сокращения иностранных инвестиций предприятия отрасли начали более активно привлекать банковские и иные кредитные средства - за январь-сентябрь 2017 года сумма таких вливаний составила 193,7 миллиарда тенге. Это на 109,8 миллиарда тенге, или в 2,3 раза, больше объемов за аналогичный период прошлого года. На этом фоне рост собственных инвестиций транспортно-логистических предприятий составил 58,3 миллиарда тенге, или 22,6%. Бюджетные инвестиции за год выросли всего на 3,2 миллиарда тенге, или на 1,2%.
"Ввиду того, что для модернизации инфраструктуры привлекаются заемные средства, а они у нас дорогие, велика вероятность того, что транспортно-логистические услуги подорожают. И со временем они могут стать невостребованными, так как будут гораздо дороже, чем у соседей, которые не вкладывают деньги в приграничную инфраструктуру и используют то, что имеют", - полагает Геннадий Шестаков.
По его словам, сейчас рынок устраивает стоимость транспортно-логистических услуг в Кыргызстане и уровень сервиса. Со временем ситуация может измениться. Однако инвесторы не торопятся вкладывать деньги в казахстанские приграничные объекты, так как не уверены, что эти деньги "отобьются" через пять-семь лет.
Фото: abctv.kz
Atameken Business Channel