← Топливо, масла и автохимия

Почему темпы роста цен на бензин в два раза выше инфляции?

Цена литра Аи-92 на заправках крупных компаний (вертикально интегрированных, или ВИНК) к концу октября выросла в годовом выражении на 5,7 процента, Аи-95 - на 4,96 процента, зимний дизель прибавил в цене 10,3 процента. Это в два-четыре раза выше, чем годовая инфляция.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что основная причина роста цен - повышение налогов. Эксперты успокаивают: до конца года новых толчков к удорожанию бензина нет. Более того, учитывая годовую дефляцию по ряду товаров (яйца, сахар, огурцы, помидоры), они уверены: бензин общую инфляцию не разгонит.
"Налоговая нагрузка на отрасль дважды повышалась в 2016 году плюс ожидается двухэтапный рост акциза в следующем году. Это главный фактор, - пояснил "РГ" начальник Управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. - Также на стоимость топлива на АЗС влияет стоимость бензина и дизеля в оптовом сегменте, где цена растет из-за высокого нетбэка (экспортная цена за вычетом расходов на транспортировку. - Прим. ред.) вследствие роста стоимости сырой нефти".
Биржевые индексы цен на бензин отметились на прошедшей неделе незначительным ростом, но тренда на повышение нет, в сегменте дизеля пока "полный штиль", говорит ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. "Повышение оптовых цен следует ожидать во второй половине декабря. Нефтяные компании начнут, как и в декабре прошлого года, перестраивать цены под ужесточенные в 2018 году параметры налогов и акцизов", - ожидает эксперт.
"Бензин в четвертом квартале в крупном опте и в рознице обычно немного дешевеет, - напомнил Махонин. - Надо посмотреть, как будут вести себя цены на нефть. Если они вырастут, то падение цен в рознице будет несколько нивелировано. Но предпосылок для роста цен на АЗС нет". ФАС ожидает, что по итогам года рост цен будет "близким к инфляции".
Костюков соглашается:
розничные цены на бензин уже вышли на максимумы 2017 года и дальнейший их рост почти невозможен. Дизель еще перестраивается на зиму, и к началу 2018 года рост цены предположительно составит до одного рубля на литр от текущего уровня,
считает он.
Российский топливный союз (РТС) считает, что причина роста цен на АЗС - различное ценообразование на розничном и оптовом рынках, которое нипочем ВИНКам и сильно бьет по карману независимых. Поэтому пора "навести порядок в ценообразовании на оптовом рынке моторного топлива вплоть до введения на них контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте". Свою позицию союз передал президенту России Владимиру Путину в письме от 24 октября.
"Ценообразование в опте происходит по экспортному паритету, это означает, что производитель в каждый момент времени стоит перед выбором, куда отправить свой продукт - на внутренний рынок или на внешний. Если цены на внутреннем рынке будут сдерживаться, то заводам станет выгодно вывозить продукцию только за рубеж. Если же возникнут одновременно ограничения на экспорт, например, для автобензина, то нефтяные компании могут просто сократить переработку из-за критического падения маржи НПЗ", - считает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. Это чревато дефицитом топлив.
Поэтому госрегулированием цен проблему не решить.
Единственный выход из трудного для АЗС положения - повышение операционной эффективности (оптимизация нетопливных затрат, привлечение новых клиентов и так далее),
считает Былкин.
Что касается биржевой торговли, здесь грядут перемены, которые позволят независимым участникам рынка расширить свои возможности по влиянию на ценообразование в основной торговой сессии. Так, ФАС одобрила изменение в совместный приказ с минэнерго, по которому не будет засчитываться в минимальный объем биржевых продаж реализация товара ВИНКа дочерним сбытам. Сейчас служба ждет одобрение от коллег. В пресс-службе минэнерго "РГ" сообщили, что получили документ - он находится на стадии рассмотрения.
graf08.jpg
Фото: bezopasnost-tv.ru
Российская газета