Грузоперевозчики оправились от кризиса и подкопили денег на новую технику - таковы выводы камазовских аналитиков, озвученные в рамках итоговой встречи со СМИ первого замдиректора КАМАЗа Юрия Герасимова и руководителя пресс-службы Олега Афанасьева. В этом году автогигант перевыполнит план на 2,5 тыс. грузовиков и выпустит 39 тыс. машин, а на следующий рассчитывает выпустить уже 43 тыс. машин, причем четверть из них - в новом модельном ряду.
"Основной рост у нас идет в премиум-сегменте"
Итоговая пресс-конференция камазовского топ-менеджмента со СМИ в этом году легла на плечи первого заместителя гендиректора автогиганта Юрия Герасимова. В пятницу вечером 8 декабря топ-менеджер продемонстрировал в ответах хватку производственника, с 1981 года прошедшего все ступени карьеры на КАМАЗе, начиная со слесаря-ремонтника. В дуэте с руководителем пресс-службы Олегом Афанасьевым первый зам рассказал о том движении, что идет на заводах КАМАЗа в рамках программы модернизации, но для начала озвучил прогнозы по выпуску продукции на этот и будущий год.
Напомнив, что бизнес-план в этом году был рассчитан на 36,5 тыс. грузовиков, Герасимов сообщил о перевыполнении. По факту завод выпустит к концу декабря около 39 тыс. машин, среди которых экспорт займет около 6 тыс., остальное - внутренний рынок.
Бизнес-план на следующий год, пока без цифр в рублях, рассчитан на 43 тыс. грузовиков - и опять же без существенного роста экспорта, только за счет внутреннего рынка.
По прогнозу камазовских аналитиков, российский рынок "проглотит" в 2018 году порядка 65 тыс. грузовиков, следовательно, КАМАЗ должен занять почти две трети. При таком раскладе группа должна перейти рубеж в 160 млрд рублей оборота.
В прошлом году, напомним, КАМАЗ выручил свыше 127 млрд рублей, продав 34,3 тыс. автомобилей.
"В этом году рынок грузовиков растет исключительно за счет премиум-сегмента, - оценил тенденции Афанасьев. - Производство нашего традиционного модельного ряда практически не растет, все увеличение идет за счет нового. Перевозчики начали обновлять свой парк и переходят на грузовики премиум-класса. КАМАЗ в прошлом году успел попасть в данный тренд, и основной рост у нас в прошлом, в этом и, надеемся, в следующем году будет в премиум-сегменте. Цены у него совсем не "премиум", грузовики стоят 3,8-4,5 миллиона, в то время как грузовики зарубежного производства начинаются от 5 миллионов, не говоря уж о ведущих брендах".
Герасимов добавил к этому, что дешевизна обусловлена не качеством комплектующих, а процессом географической концентрации мощностей и их оптимизации. Он на пальцах объяснил, что, к примеру, лонжероны сейчас приходят из Бельгии и это вдвое дороже, чем локализация в России. Поэтому КАМАЗ уже запустил программу закупки оборудования для производства лонжеронов. Далее на новом автомобиле стоит алюминиевый топливный бак. С середины будущего года завод будет производить такой бак самостоятельно. "Мы идем этим путем - делать то же самое, что имеется в комплектации Daimler, только у себя и гораздо дешевле. Такая программа касается всех узлов автомобиля. Производство мостов, например, мы уже модернизировали, по качеству они не уступают", - похвалился спикер.
С первым представителем нового модельного ряда КАМАЗ, как и отметил Афанасьев, попал в тему, его продажи растут, по крайней мере пока. Магистральных тягачей в 2016 году завод продал 3,4 тыс. штук, в этом году - около 6 тыс., на следующий год в неутвержденном еще бизнес-плане стоит цифра 10,4 тысячи. "А это уже 25 процентов от выпуска основной продукции! - посчитал Герасимов.
- Хочу напомнить, что еще 4 года назад нас в этом сегменте вообще не было. Седельные тягачи - это было ни о чем. В прошлом году наши новые автомобили заняли в своем сегменте 30 процентов рынка. В этом году будет не меньше".
Как напомнил Афанасьев, модернизация заводов под производство остальных моделей К5 проводится за счет трех источников: подкрепленных госгарантиями и хорошо продающихся облигаций, средств основного акционера "Ростеха" и собственных. Вся небольшая прибыль (на уровне 340 млн рублей в 2016 году) идет на эту программу.
"Предварительные расчеты показывают, что этот каркас кабины будет дешевле"
В преддверии встречи с журналистами газета "Вести КАМАЗа" в тот же день написала о предстоящем тестировании нового двигателя Р6. С "движков", как называют в Челнах Завод двигателей, спикер и начал рассказ о тотальной модернизации, сохранив при этом некую преемственность итоговых бесед: прошлая предновогодняя встреча с журналистами в основном была посвящена развитию линейки автомобилей поколения К5.
"Уходящий год для КАМАЗа сложился удачно, - оценил Герасимов. - Что произошло за год, чтобы автомобиль К5 стал реальностью? Прежде всего большие изменения на заводе двигателей. Закуплено оборудование для производства рядной шестерки. Мы создаем мощности на 30 тысяч двигателей в год. Это самое серьезное перевооружение со времен строительства КАМАЗа. Установлены линии сборки, стыковки, обработки блока цилиндров, идет монтаж окрасочной линии. Заготовки для деталей нового двигателя - поковки, отливки - будут производиться на наших заводах. Поковка коленвала уже освоена. Отливка головки блока цилиндров освоена. Сейчас идет освоение самого блока цилиндров. В этом году мы собираем первые 10 двигателей, на следующий год планируем собрать 200 штук".
Основной интерес вызвал, конечно, совместный с Daimler завод каркасов кабин, который КАМАЗ передалпартнеру для оснастки 24 октября. Функции автогиганта в данном проекте заключались в строительстве здания и инженерной инфраструктуры - этот этап теперь пройден. Дальше трудятся немцы, и их подрядчики уже работают. Компания Durr сейчас монтирует окрасочное оборудование, Comau приступила к монтажу сварочного, а также оснащает логистическую зону. К старту производства в 2019 году завод по плану трудоустроит 700 человек, проектная мощность его составляет 55 тыс. каркасов кабин в год. Из них около 8 тыс. будет потреблять само предприятие - "Даймлер Камаз Рус" в Челнах, остальные каркасы пойдут на новый модельный ряд "КАМАЗов". Цифры, свидетельствующие о совокупном экономическом эффекте, который должен принести новый завод, и о том, как кабина повлияет на стоимость грузовика, спикеры предложить не смогли, однако Герасимов ответил на вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online" достаточно предметно.
"Например, для существующего каркаса кабины штамповка привозится с территории Германии, - снова вернулся он к расходам на логистику.
- Понятно, что при локализации штамповка будет производиться из российского металла, логистика от Елабуги до Челнов - это вообще ни о чем. Предварительные расчеты показывают, что данный каркас кабины будет дешевле.
Это во-первых. Во-вторых, наш партнер и акционер Daimler ставит на завод самые современные технологии в области окраски. Не вдаваясь в тонкости, могу сказать, что впервые в мире будет применена такая окраска и экономия лакокрасочных материалов будет существенна. И самое главное - выбросы в атмосферу на этом заводе будут несравнимо меньше, чем на любом предприятии мира".
"Их фактически нет, полностью закрытое производство", - уточнил Афанасьев, уловив в словах первого зама брешь для спекуляций на экологическую тему.
Беспилотники: "КАМАЗ будет готов к нужному моменту, я вам гарантирую..."
Остальные заводы КАМАЗа, судя по рассказу спикеров, так же активно готовятся к выпуску К5, при этом зарабатывая и на сторонних заказах. На автомобильном грядет модернизация сборочного конвейера, Прессово-рамный (ПРЗ) собирается самостоятельно выпускать под себя комплектующие, кроме штампованных лицевых деталей - эти поставки обеспечит турецкий "Джошкуноз" из "Алабуги". Программа развития ПРЗ включает закупку нового оборудования для производства рамы.
Вторую жизнь получит и литейный завод - соответствующее решение управляющий совет принял недавно, в конце года. "В следующем году начнется большая модернизация - мы заменим печи плавки на индукционные, - рассказал Герасимов. - И время подсказывает, и чисто экономические соображения. Китайцы, поставщики графитовых электродов, которые используются в электродуговых печах, подняли цены в десятки раз". Пока "литейка" несет на себе основную камазовскую нагрузку, под 80%,по продукции диверсификации, которой, впрочем, выпускается не так немного. КАМАЗ планировал произвести в этом году "прочей продукции" на 6,5 млрд рублей и к этому пришел, обслуживая в основном предприятия из структуры РЖД. На будущий год план увеличится на 1 млрд рублей.
Кузнечный завод получил заказ от Volkswagen на поставку 157 тыс. коленвалов в Калугу, на производство легковых автомобилей. Заказчик уже получил опытную партию и подтвердил сертификацию. Герасимов оценил проект как большой и серьезный - похоже, так оно и есть, потому что на кузнечном не будет январских каникул.
Отдельного внимания заслужила тема беспилотников. Поскольку "Росавтодор" систематически извещает о планах пуска беспилотных "КАМАЗов" по трассе М-7 между Челнами и Казанью, корреспондент "БИЗНЕС Online" поинтересовался, когда грузовики выйдут на трассу и пустят ли роботов на общую полосу. Афанасьев предложил адресовать вопрос федеральному дорожному агентству с его заявками и напомнил, что программа тормозится самими федералами.
"Наш беспилотник находится на продвинутом этапе разработки. Он уже может ездить на 40 километрах в час, - сообщил спикер. - В перспективе мы можем увеличить скорость безопасного движения до 90 километров в час. Но мы не в первый раз говорим, что на законодательном уровне не определены параметры движения беспилотных средств, причем не только в России.
Какими должны быть дорога, знаки, оборудование? Эти вопросы тормозят внедрение беспилотного транспорта. Как вы знаете, в 2018 году планируется применение беспилотного "Шатла" на чемпионате мира по футболу, возможны и внутризаводские перевозки".
"Проблему дорог нужно решать на уровне Российской Федерации, но то, что КАМАЗ будет готов к нужному моменту, я вам гарантирую, - добавил Герасимов. - Разработки есть, производство готовится. В этом сегменте мы не в хвосте, а в лидерах".
На традиционный вопрос о доле гособоронзаказа в обороте компании и о доли компании на военном рынке начальник пресс-службы в очередной раз стоически напомнил, что КАМАЗ не имеет отношения к армии с тех пор, как "Ремдизель", ее обслуживающий, стал самостоятельным. Он, кстати, добавил, что юридический бенефициар "Ремдизеля", бывшая ведущая телепередачи "Вести КАМАЗа" Людмила Трейстман, теперь не только владеет самим "Ремдизелем", но и отвечает на оборонном предприятии за пиар.
Афанасьев тем не менее поделился, что и в "лучшие" годы (2009), когда гражданской продукции никто не хотел, оборонка занимала не более 10% в обороте компании. Тогда КАМАЗ производил около 3 тыс. грузовиков в год для ВС. С тех пор заказ только уменьшается.
"Во-первых, мы насытили минобороны новыми грузовиками, - сказал Афанасьев. - Во-вторых, тот же "Ремдизель" обслуживает технику КАМАЗа непосредственно в частях, хотя раньше этим занимались только военные, всю технику, которая находится на вооружении, они привели в порядок. Поэтому у министерства обороны теперь нет потребности в новых закупках. Есть потребность в закупках современных автомобилей типа "Тайфун", но это уже другой вопрос, - продолжать Афанасьев не стал и лишь добавил с заговорщицкой улыбкой. - Я рассказываю про "Ремдизель", к которому не имею никакого отношения, просто потому, что сам люблю военную технику".
Фото: business-gazeta.ru