← Логистика, грузы

Отложенная реальность: россиян ожидают законопроекты, лежавшие под сукном до президентских выборов

Избранному президенту и новому правительству предстоит решить задачи, тяжелым грузом нависшие над российской экономикой. А население столкнется с реальностью, которая заботливо откладывалась властью до выборов.

Какие именно «сюрпризы» ждут избирателей в ближайшее время, разбирался «Профиль».
Пожалуй, самое неприятное, к чему следует готовиться, – это изменения в налоговой системе. Бюджету катастрофически не хватает средств. За годы кризиса Резервный фонд иссяк и 1 февраля официально перестал существовать. На очереди – Фонд национального благосостояния, запасы которого также постепенно тают. Новому правительству предстоит найти иные источники пополнения бюджета либо ужесточить текущие.
Разговоры об увеличении налоговой нагрузки ведутся уже несколько лет. В 2014 году Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил о моратории на любые действия в этой сфере на четыре года. И до сих пор ему удавалось сдержать свое обещание. Но в 2018 году мораторий заканчивается. В неизбежности налоговых изменений можно не сомневаться: именно Путин распорядился подготовить предложения по налоговой реформе. «Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», – заявил он в послании Федеральному собранию уже в 2016 году.
НДС и НДПИ
И предложения были сформированы. К концу 2017 года Минфин сосредоточился на двух «маневрах», писали «Ведомости» со ссылкой на собственные источники. Первый – обнулить экспортную пошлину в обмен на повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И второй – снизить страховые взносы в обмен на повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Однако правительство решило не брать на себя ответственность за принятие этих решений и дождаться выборов.
Маневр с НДПИ направлен на нефтяников, чему последние активно сопротивляются. По их словам, это сделает непривлекательными инвестиции в новые проекты и постепенно, наоборот, приведет к уменьшению поступлений в бюджет.
Вторая инициатива затронет абсолютно всех россиян и особенно ударит по беднейшим слоям.
Увеличение НДС (как предполагается, с нынешних 18% до 22%) автоматически повлечет за собой рост цен. Пострадает и ритейл: при падающих доходах населения покупательная способность снизится еще больше.
Такая схема эффективна, когда большая часть доходов населения находится в «серой зоне»: не платят напрямую, заплатят косвенно. Но в Минфине рассчитывают, что одновременное снижение страховых взносов (с 30% до 22%) будет способствовать выходу бизнеса из тени, что принесет дополнительные 450 млрд рублей в 2019–2020 годах. В общем, весьма спорные маневры, и новому правительству предстоит сделать нелегкий выбор.
Налог на посылки
Это не единственная инициатива, которая обсуждалась на протяжении последних лет. Еще одна – обложить НДС трансграничную онлайн-торговлю. Соответствующие законопроекты предлагали и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая отстаивает интересы российского онлайн- и офлайн-ритейла. Все они пока остаются без движения.
Рассматриваются и иные формы налогообложения. Так, в сентябре прошлого года Минфин представил проект федерального бюджета, в котором устанавливался лимит для товаров иностранных онлайн-магазинов в 20 евро (около 1300 рублей) за посылку с 1 июля 2018 года. Продукцию дороже предлагалось обложить пошлиной. По расчетам правительства, это принесет бюджету 30 млрд рублей в этом году и 60 млрд рублей в следующем. Контроль за уплатой предполагалось возложить на «Почту России», которая технически уже готова к реализации этого маневра.
В какой форме будет взиматься налог, пока неясно. Однако одновременно в следующем году будет снижен порог беспошлинного ввоза товаров иностранных онлайн-магазинов с 1000 до 500 евро в месяц.
Об этом страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) уже договорились. В 2020 году лимит опустится до 200 евро. В случае превышения получатель посылки должен оплатить таможенную пошлину – 30% от стоимости
Бензин и дизель
Ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо в январе этого года уже выросли на 50 копеек за литр. Однако с 1 июля они увеличатся еще на 50 копеек. Ранее планировалось единоразовое повышение, но в итоге решили проводить его постепенно, в два этапа. По словам Антона Силуанова, это принесет бюджету дополнительные 40 млрд рублей в этом году, которые будут потрачены на развитие инфраструктуры.
Как заметили СМИ, это довольно существенное повышение, поскольку Налоговый кодекс предусматривает возможность индексации акцизов на инфляцию в 4%, то есть не более 30 копеек для бензина и не более 23 копеек для дизельного топлива.
Таким образом, акциз на бензин в январе вырос с 10 130 до 11 213 рублей за тонну, а с 1 июля поднимется до 11 892 рублей. Ранее власти планировали увеличение в 2018 году до 10 535 рублей за тонну. Акциз на дизельное топливо уже подорожал с 6800 до 7665 рублей за тонну и вырастет до 8258 рублей в июле, тогда как ранее предполагалось увеличение лишь до 7072 рублей. При этом чиновники рассчитывают, что это никак не повлияет на цены в розницу. Поживем – увидим. Тем более что дальнейшее повышение акциза уже запланировано и на 2019, и на 2020 годы.
«Платон»
Сбор с большегрузных автомобилей весом более 12 тонн под названием «Платон» стал известным благодаря протестам дальнобойщиков по всей России в 2015 году. Добиться его отмены им не удалось, но зато получилось уменьшить тариф. Изначально он должен был составить 3,73 рубля за километр, но в результате был утвержден на уровне 1,53 рубля. С тех пор он повышался только один раз, в апреле 2017 года, несмотря на постоянные слухи о его индексации. На данный момент плата составляет 1,91 рубля за километр.
В этом году власти снова планировали его поднять: до 2,15 рубля с 1 июля. Однако в конце февраля замминистра транспорта Евгений Дитрих неожиданно пообещал, что этого не будет.
Интересно, что за неделю до этого министр транспорта Максим Соколов заявлял, что они рассчитывают при помощи «Платона» собрать 23 млрд рублей в 2018 году, учитывая индексацию в середине года. Остается надеяться, что обещание замминистра после выборов нарушено не будет.
Однако расслабляться дальнобойщикам не стоит. В прошлом году кабинет министров одобрил законопроект, который предусматривает повышение штрафа за неуплату «Платона» в четыре раза, с 5 тысяч до 20 тысяч рублей. С тех пор он оставался без движения, но ничто не мешает чиновникам внезапно вспомнить и про него.
profile.ru