На превышение веса перевозимого груза теперь требуется специальное разрешение. Нарушителей ждут крупные штрафы. Таким образом городские власти намерены сохранить дорожное полотно и заодно пополнить бюджет.
Однако на практике выходит, что во-первых: очередные чиновники получили возможность «штрафовать» перевозчиков, минуя казну, и перегруженные фуры продолжают разбивать севастопольские дороги, а во-вторых – взвинченные из-за новых правил тарифы перевозок влияют на цену товара и, как всегда, в конечном итоге бьют по карману потребителя.
С начала апреля текущего года в Севастополе начали работать так называемые рубежи весового контроля для большегрузов. Одни весы установлены на 51 километре трассы Симферополь–Бахчисарай–Севастополь, в районе села Верхнесадовое, и на 14 километре дороги при подъезде к поселку Кача, в районе аэропорта «Бельбек». Также в регионе задействованы три мобильных весовых комплекса. В город запрещено въезжать груженому транспорту с осевой нагрузкой более 10 тонн.
Теперь для провоза крупногабаритного груза перевозчик должен получить специальное разрешение, за которое нужно заплатить госпошлину 1600 рублей. Кроме того, необходимо возместить вред от провоза тяжелого груза по дорогам общего пользования.
Сумма в таком случае определяется с учетом превышения допустимой массы транспорта, предела осевых нагрузок, протяженности маршрута автомобиля и актуального компенсационного индекса. Нарушение правил провоза грузов обойдется в 150-650 тысяч рублей штрафа, деньги идут в городской бюджет.
Разрешения выдает ГБУ «Севастопольский автодор»: перевозчик должен оформить заявление на оказание госуслуги, представить документы, подтверждающие полномочия представителя перевозчика, их копии, а также схему размещения груза в автомобиле и сведения о технических требованиях к перевозке.
Оформить провоз лишнего груза можно только если он неделим - например, кран или балка. Если требуется согласование только с владельцами автодорог, разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов выдается не позже 11 рабочих дней с даты регистрации заявления, если же необходимо согласовать маршрут с ГИБДД - в течение 15 рабочих дней. Разрешение действительно до трех месяцев, в зависимости от количества поездок.
Про благие намерения
За день в Севастополь въезжают порядка 20 тысяч грузовиков, многие - с перегрузом. Весовой контроль призван максимально сохранить дорожное полотно.
Начиналось все, как всегда, вполне благопристойно. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя решил внедрить контрольную систему для борьбы с перегрузом, установкой весов занялось ООО «Безопасные дороги Севастополя».
Возле рубежей контроля были установлены соответствующие знаки, а сами автоматические весы с пьезо-элементами так встроены в поверхность трассы, что внешне совершенно незаметны. Датчики расположены поперек дороги, вместе с индукционными петлями, замеряющими длину автомобиля. Нормы установлены постановлением правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Как показывает практика в других российских регионах, система несовершенна, у перевозчиков возникает масса вопросов, на которые никто ответов не дает, а тем временем в судах уже рассматривается множество дел по оспариванию «весовых» штрафов. Часто поступает информация об ошибках в определении веса груза, количества скатов на оси, высоты автомобиля и других. Кроме того, водители большегрузов всячески пытаются миновать весы, а заказчики грузоперевозок – не всегда законно получить разрешительный документ.
За что и кем получаются деньги?
Максимальный штраф по РФ, в основном, составляет 500 тысяч рублей. Город федерального значения Севастополь эту планку на 150 тысяч повысил, видимо, для соответствия статусу.
«Севавтодор занимается выдачей разрешений, принимает оплату. Деньги поступают непосредственно в бюджет. «Севавтодор» сверяет данные, кому выдано разрешение, от кого получены деньги за провоз грузов. Система нацелена только на штрафование. Она каждую машину автоматически сверяет, выдано разрешение или нет. Если не выдано – выписывается штраф», - если воспринимать это уточнение севастопольского вице-губернатора Владимира Базарова буквально, то звучит оно примерно так: система нужна, прежде всего, для получения денег.
После внедрения в Севастополе системы весового контроля для большегрузов перевозки в регионе подорожали на 80%.
Это касается, в частности, зерна и других стратегически важных грузов. Профит в данном случае получают собственник товара и перевозчик. Городской бюджет пополняется в виде налогов и в случае штрафа за перегруз. А в случае «не штрафа»?
Фактически, создана новая «кормушка» для госслужащих, выдающих разрешения. Если этот процесс с самого начала должным образом не контролировать, ожидаемый результат заменит очередная развесистая коррупционная клюква.
Благими намерениями вымощена дорога...
Государство тратит деньги на строительство и сохранение дорог, по которым можно будет перевозить больше грузов, на выпуск автомобилей большого объема для той же цели, стараясь при этом не допустить роста цен на перевозимые товары. Но на данный момент в Севастополе картина такая: весы установлены, стоимость перевозок почти вдвое увеличилась, город частично зарабатывает на штрафах, очередная ничего не производящая контора получила возможность «обилечивать» перевозчиков «мимо кассы», а груженые фуры продолжают разбивать севастопольские дороги.
В конце апреля активисты федерального проекта ОНФ «Дорожная инспекция/Карта разбитых дорог» проверили, как работает система весового контроля, убедившись в неэффективности принятых мер. В частности, в районе аэропорта «Бельбек» многие водители большегрузов просто сворачивают в лесопосадку, объезжая автоматические весы.