На время ЧМ-2018 по футболу московские автозаправочные станции внутри ТТК закроются, так как будет закрыт въезд бензовозов в центральную часть города по соображениям безопасности.
Об этом «Ридусу» сообщил на условиях анонимности сотрудник транспортного подразделения крупной топливной компании, осуществляющей снабжение топливом АЗС Московского региона. С его слов, персонал таких компаний, занятый на обслуживании АЗС внутри ТТК, будет отправлен во внеплановый отпуск.
Указом президента от 9 мая 2017 года, регулирующим меры безопасности на время ЧМ-2018, местным властям позволяется ограничивать движение грузового транспорта (не только бензовозов) в определенном радиусе вокруг мест проведения матчей.
Введение «бесполетной зоны» для бензовозов внутри ТТК вряд ли станет критичным для автомобилистов, учитывая, что число АЗС в пределах «трешки» невелико — около 30. Внутри Садового кольца их вообще только две: у высотки на Котельнической набережной и на Гоголевском бульваре (плюс неработающая мемориальная, на улице Волхонка).
Однако возможные перебои с горючим грозят не только Москве и не только на время ЧМ. Проблемы неизбежно возникнут, если власти в ближайшие месяцы не примут мер, устраняющих ими же посеянную неразбериху в правилах сертификации перевозчиков опасных грузов — в данном случае топлива.
Причина этого бедствия — межведомственная неразбериха, из-за которой автоцистерны не смогут выезжать в рейсы.
А там хоть не рассветай
Согласно приказу № 900 МВД РФ (первоначально вступил в силу 1 января 2018 года), все бензовозы в России должны иметь сертификаты безопасности в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов. И обновляться сертификат должен каждые полгода.
Одновременно в России не определен государственный орган, уполномоченный такие сертификаты выдавать.
Еще в феврале, когда бензовозы один за другим начали становиться на прикол из-за того, что левая рука в правительстве не знает, что делает правая, Российский топливный союз обратился к зампредседателю правительства РФ Аркадию Дворковичу и министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой приостановить действие приказа № 900 — до тех пор, пока Минтранс не сумеет обеспечить мер, способствующих нормальной работе автоперевозчиков.
МВД пошел навстречу нефтетранспортным перевозчикам и объявил, что приказ № 900 начнет действовать с 1 января 2019 года — за это время правая и левая рука правительства, предположительно, согласуют свои действия.
Но отделы технического надзора ГИБДД на местах по каким-то причинам о переносе сроков не проинформированы. Поэтому инспектора в начале года штрафовали транспортные компании на 400 тысяч рублей, а автоцистерны отправляли на штрафстоянку.
Только 16 марта 2018 года власти спохватились, что ситуация превращается в постановку хоррор-драмы в театре абсурда, и объявили об отсрочке действия приказа № 900 до 1 января 2019 года.
Иначе к 1 июня 2018 года в России не осталось бы ни одного бензовоза, который имел право выехать за ворота без риска попасть в «черную дыру» межведомственной несогласованности.
В компании «Газпромнефть», сети АЗС «Газпромнефть» и на Московском НПЗ нас заверили, что по крайней мере на данный момент никаких проблем с поставками топлива на АЗС там не испытывают.
Ищите человека
Чтобы эта страшилка не возникла снова, Российский топливный союз направил в Минтранс пакет предложений по решению абсурдной ситуации, сказал «Ридусу» первый вице-президент РТС Олег Ашихмин.
«Наши предложения очень просты: надо в структуре Минтранса назначить орган или чиновника, который займется выдачей таких сертификатов. Первым делом надо создать рабочую группу, которая все эти вопросы решила бы. И желательно не откладывая в долгий ящик — времени осталось полгода», — торопит он.
Сама по себе задача не стоит выеденного яйца, поскольку хорошо известно, как выглядят эти сертификаты, каковы требования к автоцистернам и прочие технические детали. Тормозит исключительно организационно-бюрократическая часть.
«Мы готовы помогать в преодолении всех этих препятствий, чтобы успеть к сроку. Но первым шагом должно быть официальное назначение человека от Минтранса, который будет этим заниматься. Вроде он даже уже и выбран, но пока формально не вступил в должность. А уже этот чиновник будет распоряжаться, какой орган будет выдавать сертификаты, какой проверять и так далее», — говорит Ашихмин.